Профессиограмма «20.03.01 Техносферная безопасность» (кафедра ПБ)



Направление 20.03.01 Техносферная безопасность

Профиль подготовки «Безопасность технологических процессов и производств»

Кафедра промышленной безопасности

1. Название профессии, специальности

Профессия — Инженер по безопасности технологических процессов и производств (степень — бакалавр)

2. История профессии (специальности)

Первостепенной задачей любого цивилизованного государства является сохранение здоровья, жизни и трудоспособности граждан. В соответствии с «Аксиомой о потенциальной опасности», все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего, технические средства и технологии), кроме положительных свойств и результатов, обладают также способностью накапливать в себе опасные и вредные факторы. Это означает, что любые улучшения, которые вносит человек на производстве и в быту, неизбежно становятся источниками новых опасностей, грозящих человеку и окружающей среде. Поэтому при создании новых технологий, материалов и оборудования человечество вынуждено искать способы и средства обеспечения безопасности.

На современном рынке труда очень велика потребность в подготовке инженерных кадров в области обеспечения безопасных условий труда в техносфере. Открытие профессий такого рода было необходимым, поскольку выпускники по данному направлению и профилю подготовки востребованы в самых разных областях, как непосредственно связанных с производством (предприятия нефтехимической промышленности, энергетического комплекса, заводские лаборатории, очистные сооружения, проектные организации и т.п.), так и в смежных (центры экспертиз, аналитические лаборатории), в различных государственных и муниципальных органах надзора за технологической и экологической безопасностью (Ростехнадзор, Гострудинспекция и др.), а также в учебных заведениях и частных фирмах по оказанию услуг в области охраны труда и системной безопасности.

Впервые подготовка кадров в области техносферной безопасности началась в 1994 году с открытия всего одной специальности «Безопасность жизнедеятельности».

Немного ранее была начата подготовка по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» и «Пожарная безопасность». Родственными профессиями (специальностями, направлениями) являются: «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», «Экология и природопользование», «Охрана труда», «Промышленная безопасность».

Потребность в подготовке кадров по данному профилю обусловлена острой нехваткой квалифицированных работников, которые должны способствовать созданию, обеспечению и контролю безопасных условий труда на промышленных предприятиях, а также принятию превентивных мер по предотвращению аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний работников и снижению негативного воздействия на окружающую среду.

3. Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий)

Безопасность технологических процессов и производств — это область науки, техники и технологии, направленная на предупреждение чрезвычайных ситуаций и создание безопасных и комфортных условий производственной деятельности.

Условия труда работников, уровни профессиональной заболеваемости и травмирования людей на производстве, особенно с летальным исходом, являются показателями общего состояния экономики страны. В России на протяжении последних лет травмы на производстве ежегодно получают более 100 тысяч человек, из них около 4 тысяч заканчиваются смертельным исходом. Кроме того, ежегодно регистрируется около 10 тысяч впервые установленных случаев профессиональных заболеваний.

О серьезности и глубине проблемы состояния условий труда на предприятиях основных отраслей экономики свидетельствует тот факт, что доля работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, составляет в среднем около 25%.

Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловлена наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационных, химических, взрывоопасных и пожароопасных производств и технологий. Статистический анализ показывает тенденцию увеличения риска возникновения стихийных  бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Профессия относится к типу «Человек — Техника — Природа». При работе требуется знание технологических процессов, нормативной документации, характеристик различных видов производственного оборудования и способов управления ими, а также способов и методов оценки опасностей в окружающей среде.

Профессия относится к классу «исполнительских», ведь она связана с работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, что требует организованности, исполнительности, умения заниматься конкретными задачами. В то же время работник должен обладать конструктивным и логическим мышлением, внимательностью, умением принимать ответственные решения, организаторскими способностями, высокая координация, стремлением к новаторству, умением использовать новейшие достижения в технике и программировании, а также аккуратностью и внимательностью.

По отраслям народного хозяйства: профессия химической, добывающей, перерабатывающей и других отраслей промышленности, сферы образования.

По степени востребованности: очень востребованная (существует острая нехватка специалистов данного профиля и направления подготовки).

По предмету труда: «Человек—Природа», «Человек—Техника». «Человек—Человек», «Человек—Знаковая система».

По средствам труда: функциональные, теоретические.

По условиям труда: производственный микроклимат, открытый воздух, моральная ответственность, необычные и экстремальные условия.

По проблемности типовых ситуаций: работа по алгоритму, решение проблем.

По коллективности процесса: индивидуальный, коллективная работа.

По ответственности в труде: моральная, материальная.

По цели труда: Г — гностическая (узнать, различить, разобраться, определить, классифицировать, проверять, оценивать, исследовать, контролировать), преобразующая (преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, переместить), изыскательская (изобрести, придумать, найти новый вариант, результат).

4. Специальность

Безопасность технологических процессов и производств.

5. Уровень базовых знаний:

Уровень базовых знаний: аттестат об окончании средней школы (11 классов) или диплом об окончании СПО (колледж, техникум). Квалифицированный бакалавр по безопасности технологических процессов и производств (далее — БТПиП) должен знать:

— характер взаимоотношений общества, производства и человека и взаимосвязи его производственной деятельности со средой обитания;

— методы определения и нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и природную среду;

— законодательные и нормативно-технические акты, регулирующие безопасность в техносфере;

— принципы и методы проведения экспертизы экологической и производственной безопасности;

— методы, приборы и системы контроля состояния среды обитания;

— способы и средства защиты человека и окружающей среды от антропогенного воздействия;

— методы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

— способы организации жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях;

— методику технико-экономического анализа защитных мероприятий;

— современные компьютерные информационные технологии и системы в области обеспечения безопасности жизнедеятельности;

— организационные основы осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и антропогенного характера.

 Квалифицированный сотрудник должен уметь:

— пользоваться нормативно-технической и правовой документацией по вопросам экологической безопасности и безопасности труда;

— анализировать и оценивать степень опасности антропогенного воздействия на среду обитания;

— анализировать, выбирать, разрабатывать и эксплуатировать системы и методы защиты среды обитания;

— пользоваться современными приборами контроля среды обитания;

— рассчитывать социально-экономическую эффективность защитных мероприятий;

— прогнозировать развитие негативной ситуации в среде обитания;

— моделировать процессы в среде обитания и анализировать модели с использованием ЭВМ;

— использовать современные программные продукты в области предупреждения риска экозащиты и экологического менеджмента.   Требования к индивидуальным особенностям работника

Для успешной деятельности в сфере обеспечения техносферной безопасности необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

— развитые логические способности;

— способность к продолжительной концентрации внимания;

— эмоциональная устойчивость;

— высокий самоконтроль;

— умение анализировать полученную информацию;

— хороший уровень переключаемости внимания с одного объекта на другой;

— способность правильно применять полученную информацию и делать выводы;

— ответственность.

6. Качества, определяющие успех в работе. Способности.

Успешному выполнению профессиональной деятельности будут способствовать:

— технические, математические способности;

— наличие базовых знаний по общеобразовательным дисциплинам (физике, химии, информатике, математике и др.)

— развитое аналитическое мышление (способность сопоставлять и анализировать множество разрозненных фактов);

— высокий уровень концентрации, распределения и устойчивости внимания;

— гибкость мышления;

— целеустремлённость;

— дисциплинированность, коммуникабельность, умение выстраивать взаимоотношения в коллективе;

— способность принимать и внедрять новое на практике;

— способность анализировать и умение находить верное решение в нестандартных ситуациях;

— умение принимать превентивные меры по предотвращению экстремальных ситуаций на производственных объектах.

7. Медицинские противопоказания

— Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

— Алкоголизм, токсикомания, наркомания.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 г. N 302н (ред. от 13.12.2019) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

8. Родственные профессии

— Инженер по охране труда.

9. Область применения

Область профессиональной деятельности включает обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счёт использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.

Бакалавры по профилю «Безопасность технологических процессов и производств» требуются на любых промышленных предприятиях, в проектных и конструкторских организациях, в государственных органах, в торговых компаниях на различных должностях (например, они могут занимать должности консультанта-референта в крупных фирмах, возглавлять отделы охраны труда и техники безопасности в организациях и т.п.).

Сотрудники, получившие профессиональную подготовку по направлению «Техносферная безопасность» могут специализироваться в конкретных сферах производства, проектирования, бизнеса, организации и проведения научных исследований. Их карьерный рост связан с освоением новых приемов и способов работы, постоянным обновлением знаний в данной области знаний.

Объектами профессиональной деятельности являются:

— человек и негативные факторы, связанные с человеческой деятельностью;

— негативные факторы среды обитания, связанные с опасными природными явлениями;

— опасные технологические процессы и производства;

— методы и средства оценки опасностей, риска;

— методы и средства защиты человека и среды обитания от воздействия негативных факторов;

— правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду.

Профессиональная деятельность предусматривает следующие её виды:

— проектно-конструкторская;

— сервисно-эксплуатационная;

— экспертная,

— надзорная и инспекционно-аудиторская;

— организационно-управленческая;

— научно-исследовательская.

Проектно-конструкторская деятельность предполагает:

— участие в проектных работах в области создания средств обеспечения безопасности и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий разработке разделов проектов, связанных с вопросами безопасности, самостоятельная разработка отдельных проектных вопросов;

— идентификация источников опасностей на производстве, определение уровней опасностей;

— определение зон повышенного техногенного риска;

— подготовка проектно-конструкторской документации разрабатываемых изделий и устройств, с применением электронно-вычислительных машин;

— участие в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов;

— участие в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных техногенных чрезвычайных ситуаций.

Сервисно-эксплуатационная деятельность включает в себя:

— эксплуатация средств защиты и контроля безопасности;

— выбор известных методов (систем) защиты человека и среды обитания и ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к конкретным условиям;

— составление инструкций по безопасности.

Организационно-управленческая деятельность предусматривает:

— обучение работников требованиям безопасности труда;

— участие в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также деятельности предприятия в чрезвычайных ситуациях;

— участие в разработке нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на объектах экономики.

Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность представляет собой:

— проведение контроля средств защиты;

— выполнение мониторинга полей и источников опасностей в среде обитания;

— участие в проведении экспертизы безопасности, экологической экспертизы.

Научно-исследовательская деятельность предполагает:

— участие в выполнении научных исследований в области безопасности в составе коллектива, выполнение экспериментов и обработка их результатов;

— анализ опасностей в техносфере;

— участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты;

— подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам.

10. Пути получения профессии

Профессию инженера по безопасности технологических процессов и производств можно получить в Казанском национальном исследовательском технологическом университете на кафедре промышленной безопасности в рамках подготовки бакалавров по направлению 20.03.01 Техносферная безопасность по профилю подготовки «Безопасность технологических процессов и производств».

Пути получения профессии — очный и заочный бакалавриат.

Источник: ФГБОУ ВО «КНИТУ»