Профессиограмма «44.03.01 Педагогическое образование» (кафедра ОДО)



Направление 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки «Технологическое образование»

Кафедра обучения на двуязычной основе


Название профессии (специальности)

Учитель технологии, степень бакалавр

История профессии (специальности)

Профессия учителя (педагога) столь же древняя, как и история культурного человечества. Вместе с тем педагогика как наука зародилась в V веке до нашей эры в Древней Греции. Уже тогда сложились афинская и спартанская системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Выражаясь точно, учитель — это человек, который обучает учащихся, передает им знания и навыки по определенному предмету. Педагог — лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой.

В профессии учителя различают ряд специальностей: преподаватели в колледжах, университетах и других вузах; преподаватель в системе дошкольного воспитания и обучения, преподаватель начальной школы, преподаватель в системе специального образования, преподаватель-организатор, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, педагог по физической культуре, педагог профессионального обучения и другие.

Учитель — одна из тех профессий, в которой редко встречаются случайные люди. В основном преподавателями работают специалисты по призванию, эрудированные, увлеченные своей работой, искренне преданные образовательному процессу, бескорыстно заинтересованные в успехах своих учеников.

В нашей стране учитель (педагог, преподаватель) — это массовая профессия, одна из самых уважаемых и востребованных на рынке труда.

Преимущества профессии

Удовольствие от взаимодействия с подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к совершенствованию в своем предмете, к самообучению; работа в бюджетной организации; ежегодный отпуск летом — 56 дней; оплата больничного листа.

Ограничения профессии

Значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися); ненормированное рабочее время; повышенная нагрузка на ноги.

Общие сведения о профессии (специальности)

Тип и класс профессии

Профессия учителя относится к типу «человек-человек», которая ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.

Дополнительный тип профессии — «человек-знак», так как учитель работает со знаковой информацией (цифрами, формулами, текстами, таблицами, схемами). Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, точность и аккуратность.

Профессия учителя относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, связанную с планированием процесса обучения, управлением другими людьми. Она предъявляет высокие требования к эрудиции специалиста, к гибкости и оригинальности мышления. В этой профессии очень ярко выражено стремление к развитию и постоянному обучению.

Вместе с тем в профессии учителя есть и алгоритмические элементы, связанные с работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием ведомственным инструкциям, что требует также высокой организованности и исполнительности.

Содержание деятельности

Преподаватель отвечает за образовательный процесс: он обучает, передает учащимся знания по определенному предмету в разных форматах (уроки, лекции, семинары, тренинги). Учитель способствует тому, чтобы учащиеся стремились к освоению новых знаний, он помогает ученикам раскрыть свой творческий потенциал, способности и возможности, создавая для учащихся «зону развития». Он участвует в разработке и внедрении образовательных учебных программ, составляет тематические и урочные планы.

При этом он строит программу обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Учитель объясняет новый материал доступными, подходящими для возраста и индивидуальных особенностей учащихся средствами, разбирает примеры на закрепление материала, контролирует его усвоение учащимися.

Учитель использует различные наглядные пособия, презентации на интерактивных досках и другие современные технические устройства.

Учитель оформляет документацию (журналы посещаемости, успеваемости, отчеты). Учитель изучает индивидуальные особенности учащихся и при необходимости оказывает на них воспитательное, психолого-педагогическое влияние, проводит разъяснительную работу. Также он организует групповые внеклассные мероприятия, дополнительные занятия, факультативы, кружки, проводит собрания (в том числе родительские).

Условия труда

Как правило, учитель работает в помещении. Большую часть времени он проводит стоя либо двигаясь по учебному классу в режиме интенсивного общения с учениками.

Главные средства труда учителя: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области. Также важным рабочим инструментом любого учителя являются голосовые связки.

Из особых условий труда следует выделить высокую моральную ответственность за качество своей работы.

Специальности:

— учитель, завуч и директор школы, преподаватель средних профессиональных образовательных организаций, специалист по методике обучения, преподаватель дополнительного образования, специалист по внутрифирменному обучению, мастер производственного обучения.

Требования к знаниям и умениям специалиста

Квалифицированный учитель должен знать:

— учебные программы по своему предмету;

— педагогику, возрастную и педагогическую психологию;

— дидактику и методику преподавания;

— основы законодательства в области образования;

нормативные документы, определяющие деятельность образовательного учреждения, в котором он трудится.

Квалифицированный учитель должен уметь:

— увлечь, заинтересовать учебным материалом, повести за собой;

— организовать процесс обучения в группе учащихся, обеспечить дисциплину на уроке;

— доходчиво, четко, ясно и убедительно объяснять учащимся материал по своему предмету;

— иметь навыки общения и взаимодействия с разными людьми;

— противостоять воздействию стрессогенных факторов, контролировать ситуацию в учебной группе, проявляя психическую и эмоциональную уравновешенность;

— уверенно пользоваться современными техническими устройствами (персональным компьютером, интерактивными досками и т. п.);

— распределять свое внимание по ходу урока, одновременно фиксируя в сознании логику изложения материала, а также все, что в это время происходит в классе;

— проявлять эмпатию к эмоциональному состоянию учащихся.

Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества.

Для успешной деятельности в качестве учителя необходимо наличие следующих профессионально важных качеств:

— интерес к познанию, самопознанию и саморазвитию;

— артистизм;

— требовательность к себе и к другим;

— организованность;

— наблюдательность и эмпатичность;

— ведущая склонность к работе в сфере общения;

— выраженная склонность к работе с информацией;

— отлично развитая способность к концентрации внимания;

— развитые лексические способности;

— логические способности;

— высокая эмоциональная устойчивость.

Медицинские противопоказания.

Медицинские ограничения для учителя:

— вирусоносительство;

— выраженные дефекты речи;

— эмоциональная неустойчивость;

— расстройство памяти;

— наличие зависимостей (алкогольной, наркотической);

— нервно-психические заболевания.

Родственные профессии: преподаватель в вузе, воспитатель.

Области применения профессии

Большинство учителей трудится непосредственно в сфере образования. Часть высококвалифицированных преподавателей трудится в Российской академии образования. Учителя востребованы в социальных организациях и в правоохранительных органах. Рабочим местом учителя могут являться школы, учреждения среднего профессионального и высшего образования, детские сады, детские дома, интернаты, детские центры творчества и досуга, городские и муниципальные учебно-методические центры.

Перспективы карьерного роста.

Возможные пути развития для учителя.

Повышение квалификации

Начальная ступень учителя — это преподаватель-стажер. Оставаясь преподавателем-предметником, учитель может год от года не просто нарабатывать преподавательский стаж, но также совершенствовать свои знания, умения, навыки в рамках конкретной предметной области, тем самым повышая свой тарифный разряд и заработную плату.

Административный, управленческий путь

При выборе данного направления профессиональной карьеры в школе со временем можно стать завучем или даже директором школы, отвечая за образовательный процесс уже в рамках всего учебного заведения. В вузе в перспективе можно стать старшим преподавателем, заведующим кафедрой, деканом факультета или даже ректором.

Научная карьера

Занимаясь преподаванием можно параллельно проводить научные исследования, защитить научную работу и получить ученую степень кандидата или даже доктора наук (педагогических).

Организация собственного дела

Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, преуспевающий учитель может решить работать на себя. Например, за последние годы некоторые преподаватели сами открыли частные образовательные учреждения. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.

Пути получения профессии

Получить профессию учителя технологии и квалификацию бакалавра можно в Казанском национальном исследовательском технологическом университете в Институте управления инновациями на кафедре обучения на двуязычной основе в рамках подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование.

Сроки обучения:

На базе 11 класса или СПО, по очной форме обучения — 4 года, заочной форме обучения — 5 лет на бюджетной и внебюджетной основе.

Источник: ФГБОУ ВО «КНИТУ»