Направление 43.03.02 Туризм Профиль подготовки «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» Кафедра материалов и технологий легкой промышленности 1. Название профессии, специальности. Менеджер в сфере туризма 2. История профессии (специальности). Туризм относят к достаточно древней профессии. Путешествие как вид деятельности зародился еще в древнем мире. Благодаря развитию транспорта ареал путешествий увеличивался, чему способствовали и Великие географические открытия. С Т. Куком связывают становление отрасли туризма на профессиональные рельсы. Именно он первым предлагает то, что сегодня мы называем туром. XX век – это век расцвета массового туризма, когда люди постоянно совершают поездки в рамках отведенных законом отпускных дней. 3. Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий). Профессия менеджера по туризму направлена на организацию, планирование и проведение туристических поездок клиентов. Специалист этой профессии занимается организационной деятельностью в туристской индустрии; проектированием основных процессов туристских предприятий с различными типами хозяйственной деятельности; формированием и анализом программ освоения и развития туристско-рекреационных территорий; анализом программ, прогнозом развития туристской индустрии; определением перспективных направлений туристской деятельности и формированием хозяйственной стратегией туристского предприятия; формированием базы постоянных клиентов; бронированием гостиничных номеров; составлением маршрута следования, оптимального для конкретного клиента; подготовкой пакета документов для въезда в иностранное государство; помощью в решении конфликтов и споров в месте прибытия. Сфера профессиональной деятельности: — 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.) (в сферах: оказание туристских, экскурсионных услуг населению и иных услуг необходимых для организации и реализации путешествий, формирование, продвижение и реализация туристского продукта; деятельность объектов туристской инфраструктуры и туристских сервисов; проектирование в туризме); — 04 Культура, искусство (в сфере экскурсионной деятельности) — сфера прикладных исследований Типы профессии: «Человек — Человек» (ориентирован на работу, связанную с людьми). Профессии, связанные с управлением, обучением, обслуживанием (бытовым, туристским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения. «Человек – Знаковая система» (ориентирован на работу с графическими знаками и знаковыми системами, занимается анализом и обработкой информации). Класс профессии: эвристический (творческий), связан с анализом, исследованиями, испытаниями, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; преобразующий, связан с преобразованием, обработкой, упорядочением, организацией, оказанием влияния, обслуживанием; изыскательский, связан с изобретением, поиском нестандартных решений и общих результатов, созданием образцов и новых вариантов. Тип профессии по условиям труда: Труд с повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей, за материальные и общественные ценности. 4. Специальности. Менеджер по направлению туризма (выездной, въездной, внутренний туризм), менеджер по бронированию, менеджер по формированию туристского продукта, менеджер по работе с корпоративными клиентами, менеджер по туристским продуктам по направлениям туризма (выездной, въездной, внутренний туризм), менеджер по оформлению выездных виз, менеджер по работе с корпоративными клиентами; руководитель туристской группы и др. 5. Уровень базовых знаний. Квалифицированный менеджер по туризму должен знать: — законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие туристскую деятельность; — приоритетные направления развития туризма в РФ; — основные концепции и принципы организации туристской индустрии; — конъюнктуру рынка туристских продуктов; — менеджмент в сфере туризма; — теорию и методики маркетинговых исследований туристских продуктов; — правила и методики формирования туристского продукта; — проектирование туристских услуг; — порядок, принципы и методы определения себестоимости туристских продуктов; — схемы работы с гостиницами, компаниями-перевозчиками (авиа, железнодорожными, автобусными, круизными и др.), иными организациями; — правила бронирования билетов и услуг; — системы бронирования и оформления услуг; — техника работы с базами данных и компьютерными системами бронирования гостиниц и других туристских услуг; — порядок оформления договоров с поставщиками на оказание услуг по реализации туристских продуктов; — порядок заключения и исполнения гражданско-правовых договоров; — правила оформления туристской документации (туристских путевок, ваучеров, страховых полисов и др.); — правила приема контрагентов и проведения переговоров; — методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров; — основы трудового и гражданского законодательства; — стандарты по организации работы с туристами; — правила страхования туристов; — терминологию и аббревиатуры, принятые в туристской индустрии; — географию России и стран мира; — иностранный язык; — профессиональную этику и этикет; — теорию межличностного общения; — основы психологии; — конфликтологию; — маркетинг и менеджмент в сфере туризма; — стандарты делопроизводства; — основы теории статистики и анализа; — методики составления отчетности; — основы трудового, гражданского и административного законодательства; Квалифицированный менеджер по туризму должен уметь: — разработать концепцию и программу туристского продукта; — составлять программы туров для российских и зарубежных туристов; — формировать турпродукт с использованием иностранного языка; — разрабатывать схемы визового обслуживания туристов по конкретному турпродукту; — вести переговоры с контрагентами, готовить проекты договоров и обеспечивать их заключение; — разрабатывать предложения по освоению новых туров; — организовать разработку программ для корпоративных клиентов и больших групп; — организовывать поиск, сбор, первичную обработку и анализ информации по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям стран и др; — планировать и организовывать маркетинговые исследования и анализировать результаты. — проводить анализ конъюнктуры и тенденций развития рынка туристских продуктов и туристских услуг; — проводить сравнительный анализ и маркетинг существующих предложений туроператоров; — анализировать мотивацию спроса на реализуемые туристские продукты; — составлять и анализировать базы данных по туристским продуктам и их характеристикам; — разрабатывать концепцию и программу туристского продукта; — анализировать отзывы, жалобы и претензии туристов к качеству туристского продукта; Квалифицированный менеджер по туризму должен владеть: — анализом мотивации спроса на реализуемые туристские продукты, потребностей туристов; — методиками изучения конъюнктуры и тенденций развития рынка туристских продуктов и туристских услуг; — методикой сбора и анализа статистических данных по развитию направлений в туризме; — методикой на основании результатов маркетинговых исследований спроса и предложения на туристские продукты разрабатывает концепцию и программу туристского продукта; — навыками разработки предложения по освоению нового тура, включая стажировку по иностранному языку работников туристской организации в странах, в которых туроператор организует реализацию туристского продукта; — навыками приема заказов отдельных туристов или лиц, уполномоченных представлять группу туристов, на формирование туристских продуктов и оформляет их в установленном порядке; — навыками формирования туристских продуктов, разработки предложения по изменению составляющих туристского продукта с учетом индивидуальных и специальных требований туриста или осуществляет поиск туристских продуктов, наиболее отвечающих требованиям туристов по срокам, цене и уровню качества обслуживания; — навыками в разработке групповых и индивидуальных туров; в составлении программ обслуживания туристов; участия в разработке методики продаж туристских продуктов; — навыками заключения договоров о реализации туристских продуктов, оказании туристских услуг; — навыками представления туристам информацию о существенных условиях договора, заключенного между туроператором и турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный туроператором; — навыками оформления документов, необходимых для заключения договоров на оказание туристских услуг с туристами; — навыками бронирования туристского продукта и дополнительных услуг; — навыками оформления и расчёта стоимости турпакета (или его элементов) по заявке потребителя; 6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества. К профессионально важным личным качествам менеджера относятся: — ответственность, — аккуратность, — сосредоточенность, — терпение, — усидчивость, — коммуникабельность, — широкая эрудиция, — тактичность, — воспитанность, — уверенность в себе. К профессионально важным качествам менеджера по туризму относятся: — коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения и т. д.); — ораторские способности (умение грамотно выражать свои мысли, умение убеждать); — умение слушать; — организаторские способности; — умение принимать решения в неопределенных ситуациях; — способность решать проблемные ситуации в короткие сроки; — знание иностранных языков. 7. Медицинские противопоказания. — некорректируемое снижение остроты зрения; — расстройства слуха; — расстройства координации движений; — психические заболевания; — заболевания сердечно-сосудистой системы; — хронические инфекционные заболевания.. 8. Родственные профессии. Администратор в гостинице, аниматор, руководитель досуговых программ, гид, педагог-организатор и др. 9. Область применения. Специалисты данной профессии могут работать в таких организациях и сферах, как: — туристские агентства; — туроператорские компании; — экскурсионные предприятия; — гостиничные предприятия 10. Пути получения профессии. Профессию менеджера в сфере туризма можно получить в Казанском национальном исследовательском технологическом университете на кафедре материалов и технологий легкой промышленности. |
Профессиограмма «43.03.02 Туризм» (кафедра МТЛП)
Источник: ФГБОУ ВО «КНИТУ»