Профессиограмма «43.03.02 Туризм» (кафедра МТЛП)



Направление 43.03.02 Туризм

Профиль подготовки «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг»

Кафедра материалов и технологий легкой промышленности

1. Название профессии, специальности.

Менеджер в сфере туризма

2. История профессии (специальности).

Туризм относят к достаточно древней профессии. Путешествие как вид деятельности зародился еще в древнем мире. Благодаря развитию транспорта ареал путешествий увеличивался, чему способствовали и Великие географические открытия. С Т. Куком связывают становление отрасли туризма на профессиональные рельсы. Именно он первым предлагает то, что сегодня мы называем туром. XX век – это век расцвета массового туризма, когда люди постоянно совершают поездки в рамках отведенных законом отпускных дней.

3. Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий).

Профессия менеджера по туризму направлена на организацию, планирование и проведение туристических поездок клиентов. Специалист этой профессии занимается организационной деятельностью в туристской индустрии; проектированием основных процессов туристских предприятий с различными типами хозяйственной деятельности; формированием и анализом программ освоения и развития туристско-рекреационных территорий; анализом программ, прогнозом развития туристской индустрии; определением перспективных направлений туристской деятельности и формированием хозяйственной стратегией туристского предприятия; формированием базы постоянных клиентов; бронированием гостиничных номеров; составлением маршрута следования, оптимального для конкретного клиента; подготовкой пакета документов для въезда в иностранное государство; помощью в решении конфликтов и споров в месте прибытия.

Сфера профессиональной деятельности:

— 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.) (в сферах: оказание туристских, экскурсионных услуг населению и иных услуг необходимых для организации и реализации путешествий, формирование, продвижение и реализация туристского продукта; деятельность объектов туристской инфраструктуры и туристских сервисов; проектирование в туризме);

— 04 Культура, искусство (в сфере экскурсионной деятельности)

— сфера прикладных исследований

Типы профессии:

«Человек — Человек» (ориентирован на работу, связанную с людьми). Профессии, связанные с управлением, обучением, обслуживанием (бытовым, туристским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

«Человек – Знаковая система» (ориентирован на работу с графическими знаками и знаковыми системами, занимается анализом и обработкой информации).

Класс профессии:

эвристический (творческий), связан с анализом, исследованиями, испытаниями, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений;

преобразующий, связан с преобразованием, обработкой, упорядочением, организацией, оказанием влияния, обслуживанием;

изыскательский, связан с изобретением, поиском нестандартных решений и общих результатов, созданием образцов и новых вариантов.

Тип профессии по условиям труда:

Труд с повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей, за материальные и общественные ценности.

4. Специальности.

Менеджер по направлению туризма (выездной, въездной, внутренний туризм), менеджер по бронированию, менеджер по формированию туристского продукта, менеджер по работе с корпоративными клиентами, менеджер по туристским продуктам по направлениям туризма (выездной, въездной, внутренний туризм), менеджер по оформлению выездных виз, менеджер по работе с корпоративными клиентами; руководитель туристской группы и др.

5. Уровень базовых знаний.

Квалифицированный менеджер по туризму должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие туристскую деятельность;

— приоритетные направления развития туризма в РФ;

— основные концепции и принципы организации туристской индустрии;

— конъюнктуру рынка туристских продуктов;

— менеджмент в сфере туризма;

— теорию и методики маркетинговых исследований туристских продуктов;

— правила и методики формирования туристского продукта;

— проектирование туристских услуг;

— порядок, принципы и методы определения себестоимости туристских продуктов;

— схемы работы с гостиницами, компаниями-перевозчиками (авиа, железнодорожными, автобусными, круизными и др.), иными организациями;

— правила бронирования билетов и услуг;

— системы бронирования и оформления услуг;

— техника работы с базами данных и компьютерными системами бронирования гостиниц и других туристских услуг;

— порядок оформления договоров с поставщиками на оказание услуг по реализации туристских продуктов;

— порядок заключения и исполнения гражданско-правовых договоров;

— правила оформления туристской документации (туристских путевок, ваучеров, страховых полисов и др.);

— правила приема контрагентов и проведения переговоров;

— методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров;

— основы трудового и гражданского законодательства;

— стандарты по организации работы с туристами;

— правила страхования туристов;

— терминологию и аббревиатуры, принятые в туристской индустрии;

— географию России и стран мира;

— иностранный язык;

— профессиональную этику и этикет;

— теорию межличностного общения;

— основы психологии;

— конфликтологию;

— маркетинг и менеджмент в сфере туризма;

— стандарты делопроизводства;

— основы теории статистики и анализа;

— методики составления отчетности;

— основы трудового, гражданского и административного законодательства;

Квалифицированный менеджер по туризму должен уметь:

— разработать концепцию и программу туристского продукта;

— составлять программы туров для российских и зарубежных туристов;

— формировать турпродукт с использованием иностранного языка;

— разрабатывать схемы визового обслуживания туристов по конкретному турпродукту;

— вести переговоры с контрагентами, готовить проекты договоров и обеспечивать их заключение;

— разрабатывать предложения по освоению новых туров;

— организовать разработку программ для корпоративных клиентов и больших групп;

— организовывать поиск, сбор, первичную обработку и анализ информации по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям стран и др; — планировать и организовывать маркетинговые исследования и анализировать результаты.

— проводить анализ конъюнктуры и тенденций развития рынка туристских продуктов и туристских услуг;

— проводить сравнительный анализ и маркетинг существующих предложений туроператоров;

— анализировать мотивацию спроса на реализуемые туристские продукты;

— составлять и анализировать базы данных по туристским продуктам и их характеристикам;

— разрабатывать концепцию и программу туристского продукта;

— анализировать отзывы, жалобы и претензии туристов к качеству туристского продукта;

Квалифицированный менеджер по туризму должен владеть:

— анализом мотивации спроса на реализуемые туристские продукты, потребностей туристов;

— методиками изучения конъюнктуры и тенденций развития рынка туристских продуктов и туристских услуг;

— методикой сбора и анализа статистических данных по развитию направлений в туризме;

— методикой на основании результатов маркетинговых исследований спроса и предложения на туристские продукты разрабатывает концепцию и программу туристского продукта;

— навыками разработки предложения по освоению нового тура, включая стажировку по иностранному языку работников туристской организации в странах, в которых туроператор организует реализацию туристского продукта;

— навыками приема заказов отдельных туристов или лиц, уполномоченных представлять группу туристов, на формирование туристских продуктов и оформляет их в установленном порядке;

— навыками формирования туристских продуктов, разработки предложения по изменению составляющих туристского продукта с учетом индивидуальных и специальных требований туриста или осуществляет поиск туристских продуктов, наиболее отвечающих требованиям туристов по срокам, цене и уровню качества обслуживания;

— навыками в разработке групповых и индивидуальных туров; в составлении программ обслуживания туристов; участия в разработке методики продаж туристских продуктов;

— навыками заключения договоров о реализации туристских продуктов, оказании туристских услуг;

— навыками представления туристам информацию о существенных условиях договора, заключенного между туроператором и турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный туроператором;

— навыками оформления документов, необходимых для заключения договоров на оказание туристских услуг с туристами;

— навыками бронирования туристского продукта и дополнительных услуг;

— навыками оформления и расчёта стоимости турпакета (или его элементов) по заявке потребителя;

6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества.

К профессионально важным личным качествам менеджера относятся:

— ответственность,

— аккуратность,

— сосредоточенность,

— терпение,

— усидчивость,

— коммуникабельность,

— широкая эрудиция,

— тактичность,

— воспитанность,

— уверенность в себе.

К профессионально важным качествам менеджера по туризму относятся:

— коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения и т. д.);

— ораторские способности (умение грамотно выражать свои мысли, умение убеждать);

— умение слушать;

— организаторские способности;

— умение принимать решения в неопределенных ситуациях;

— способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;

— знание иностранных языков.

7. Медицинские противопоказания.

— некорректируемое снижение остроты зрения;

— расстройства слуха;

— расстройства координации движений;

— психические заболевания;

— заболевания сердечно-сосудистой системы;

— хронические инфекционные заболевания..

8. Родственные профессии.

Администратор в гостинице, аниматор, руководитель досуговых программ, гид, педагог-организатор и др.

9. Область применения.

Специалисты данной профессии могут работать в таких организациях и сферах, как:

— туристские агентства;

— туроператорские компании;

— экскурсионные предприятия;

— гостиничные предприятия

10. Пути получения профессии.

Профессию менеджера в сфере туризма можно получить в Казанском национальном исследовательском технологическом университете на кафедре материалов и технологий легкой промышленности.

Источник: ФГБОУ ВО «КНИТУ»