Профессиограмма «43.03.01 Сервис» (кафедра МТЛП)



Направление 43.03.01 Сервис

Профиль подготовки «Информационный сервис»

Кафедра материалов и технологий легкой промышленности

1. Название профессии, специальности.

Специалист по информационному сервису

2. История профессии (специальности). Информационный сервис — это предоставление услуг, связанных со сбором, хранением, преобразованием и распространением информации. Обычно это комплекс услуг, предназначенный для автоматизации какой-либо управленческой деятельности.

Такого рода сервис делится на виды (интернет-сервис, почтовый сервис, аналитический сервис, маркетинговый и др.).

Единицей измерения информационного сервиса может служить бизнес-процесс, для осуществления которого указывается цель, ресурсы и процедуры преобразования входной информации в результирующую.

Примерами информационного сервиса могут быть: управление поставщиками, управление себестоимостью продукции, расчет бюджета, расчет финансового плана и т. д.

Информационный сервис базируется на следующих принципах:

— информационное обслуживание на предприятии должно рассматриваться как равноправный партнер бизнеса. Это означает, что информационная служба выступает в качестве подразделения-подрядчика, а все остальные структурные подразделения предприятия — в качестве заказчика. Бюджет подрядчика формируется из средств заказчиков, в зависимости от удовлетворенности поставляемой продукцией (информацией);

— должен существовать, как и в любом бизнесе, конечный продукт информационной системы. Таким продуктом является информационная услуга.

Востребованность специалистов — руководителей предприятий сервиса очень большая, так как потребность в качественных услугах велика.

3. Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий).

Профессия специалиста по информационному сервису направлена на: продвижение, эксплуатация и техническое обслуживание компьютерных и микропроцессорных устройств и систем в производстве, бизнесе, транспорте, сфере сервиса, включая использование средств автоматизации и компьютеризации, различных систем и сетей передачи данных.

Эксплуатация, модернизация и обслуживание информационных систем предприятий и организаций, включая использование ERP-систем, оптимизации инструментальных средств и современных информационных технологий.

Разработка и сопровождение компонентов стандартных и оригинальных программных комплексов, баз данных в различных областях и видах производственной и коммерческой деятельности, бизнес-логистике и транспортных системах, государственном и региональном управлении, науке, образовании, медицине, социальной деятельности.

Проектирование, модернизация и эксплуатация корпоративных сетей предприятий и территориальных сетей передачи данных и их аппаратное и программное обеспечение, включая вопросы взаимодействия с глобальными сетями, создания и администрирования вебсайтов.

Обслуживание и модернизация систем менеджмента и маркетинга в телекоммуникациях, включая системы биллинга, электронной коммерции, контент— и интернет-провайдинга в сетях сотовой связи.

Сфера профессиональной деятельности:

— административно-управленческая деятельность (операционное и стратегическое управление процессами административного, хозяйственного, документационного и организационного сопровождения и обеспечения деятельности организации);

— сквозные виды профессиональной деятельности (организация и управление процессами постпродажного обслуживания и сервиса на уровне крупной промышленной организации, организационные технологии проектирования производственных систем, нормативная база проектирования, управление интегрированными процедурами материально-технического обеспечения промышленной продукции, руководство проектами реинжиниринга бизнес-процессов на постпроизводственных стадиях жизненного цикла промышленной продукции с использованием современных информационных технологий);

— образование.

Типы профессии:

«Человек — человек» (предметом работы, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются: социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста).

«Человек — техника» (связана с созданием, использованием и обслуживанием самых разнообразных технических устройств, в которых технические механизмы играют не второстепенную роль, а являются объектом и продуктом труда человека).

«Человек — знаковая система» (ориентирован на работу с графическими знаками и знаковыми системами, готовят и хранят информацию, анализируют ее и доводят до потребителя).

Класс профессии: эвристический (творческий), связан с анализом, исследованиями, испытаниями, контролем, планированием, организацией и управлением, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений.

Тип профессии по условиям труда: микроклимат бытового типа (работа в помещениях). Представители этих профессий трудятся в условиях благоприятных для организма: нормальные физические нагрузки, оптимальный микроклимат, отсутствие шума, запыленности, вибраций и пр.

Специалист по сервису достаточно самостоятелен в своей деятельности, и может принимать собственные решения в рамках поставленных задач.

4. Специальности.

Руководитель предприятиями сервисной деятельности, специалист по развитию инновациям, начальник отдела по моделированию и проектированию новых услуг, специалист по качеству; ERP-программист; вебпрограммист; администратор базы данных; администратор сайта; аналитик; консультант по ERP-системам; менеджер по продажам телекоммуникационных услуг; программист; программист 1С; программист PHP; руководитель отдела обслуживания; специалист по обслуживанию компьютерных и телекоммуникационных сетей; специалист по продажам и сопровождению компьютерной техники и программного обеспечения, технический директор.

5. Уровень базовых знаний.

Квалифицированный специалист по информационному сервису должен знать:

— методы выборочных исследований, теорий измерений, статистического анализа, экспертных оценок при осуществления сервисной деятельности, основы современного материального производства;

— технологии автоматизированного управления объектами, технологическим оборудованием, перспективы развития ресурсосберегательных технологий сервиса, организационные инновационные технологии проектирования производственных систем в сервисе;

— принципы и порядок организации процессов сервисного обслуживания, а также его комплексной оценки;

— стратегию развития организации, методы формирования выбора современных технических средств и материалов для успешного функционирования предприятия, системы обслуживания и развития клиентурных отношений;

— основы управления организацией, проектами и изменениями, качеством, бизнес-план организации, структуру организаций сервиса;

— технологические новации и современное программное обеспечение в сервисной деятельности организации.

Квалифицированный специалист по информационного сервису должен уметь:

— обобщать научно-техническую информацию, получать научно-исследовательский опыт в профессиональных социальных сетях, выявлять и оценивать тенденции технологического развития в наукоёмких сферах на основе анализа и систематизации передового опыта в сфере инноватики с использованием интернет-ресурсов;

— организовывать проектную работу в организации, разрабатывать и контролировать ресурсо-временные проектные показатели, оценивать тенденции технологического развития в наукоёмких сферах на основе систематизации передового опыта в сфере инноватики;

— организовать процесс обслуживания в контактной зоне предприятия сервиса с внедрением современных моделей обслуживания;

— обобщать и систематизировать поступающую информацию, на её основании находить эффективные решения для реализации поставленных целей в краткосрочной и долгосрочной перспективе развития клиентурных отношений, использовать компьютерные программы для успешного функционирования предприятия сервиса;

— контролировать и организовывать процессы управления качеством на предприятии, внедрять инновационные технологии и решения в бизнес-процессы организационной поддержки предприятия сервиса.

Квалифицированный специалист по информационному сервису должен владеть:

— методами прогнозирования, исследований научно-технических решений и нормативного проектирования инновационных видов продукции (услуг и процессов);

— инновационными методами проектирования предприятия сервиса с учётом ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий;

— нестандартными подходами к выполнению трудовых задач посредством использования специальных знаний и экспертных источников информации;

— подготовкой предложений по совершенствованию и повышению эффективности бизнес-процессов в сервисе, решениями в стандартных и нестандартных ситуациях или в случаях непредвиденного изменения плана реализации системы обслуживания;

— методами контроля бизнес-процессов, внедрения системы управления касеством, планирования деятельности предприятия.

6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества.

К профессионально важным личным качествам специалиста по сервису:

• наличие критичного мышления;

• коммуникабельность;

• креативность;

• трудолюбие;

• стрессоустойчивость.

7. Медицинские противопоказания.

• нервно-психические заболевания;

• дефекты зрения;

• нарушение координации движений рук;

• нарушения опорно-двигательного аппарата;

• нарушение речи.

8. Родственные профессии.

Программист, руководитель IT-компании, менеджер.

9. Область применения.

Специалисты данной профессии могут работать в таких организациях и сферах, как:

— IT-отделы промышленных предприятий, государственных и региональных органов, транспортных и топливно-энергетических комплексов, коммерческих организаций, включая банковскую и финансовую сферу, сетевые общероссийские и региональные техно-торговые компании.

— представительства и дилерские центры ведущих международных и российских компаний по производству, продаже и обслуживанию компьютерной техники, программного обеспечения, компьютерных и телекоммуникационных систем и сетей.

— компании-провайдеры интернет-услуг, аутсорсингу, фирмы-франчайзи, студии вебдизайна, интернет-компании, телекоммуникационные компании, IT-парки.

— область электронной коммерции.

10. Пути получения профессии.

Профессию специалиста по информационному сервису можно получить в Казанском национальном исследовательском технологическом университете на кафедре материалов и технологий легкой промышленности.

Источник: ФГБОУ ВО «КНИТУ»