Направление 43.03.01 Сервис Профиль подготовки «Информационный сервис» Кафедра материалов и технологий легкой промышленности 1. Название профессии, специальности. Специалист по информационному сервису 2. История профессии (специальности). Информационный сервис — это предоставление услуг, связанных со сбором, хранением, преобразованием и распространением информации. Обычно это комплекс услуг, предназначенный для автоматизации какой-либо управленческой деятельности. Такого рода сервис делится на виды (интернет-сервис, почтовый сервис, аналитический сервис, маркетинговый и др.). Единицей измерения информационного сервиса может служить бизнес-процесс, для осуществления которого указывается цель, ресурсы и процедуры преобразования входной информации в результирующую. Примерами информационного сервиса могут быть: управление поставщиками, управление себестоимостью продукции, расчет бюджета, расчет финансового плана и т. д. Информационный сервис базируется на следующих принципах: — информационное обслуживание на предприятии должно рассматриваться как равноправный партнер бизнеса. Это означает, что информационная служба выступает в качестве подразделения-подрядчика, а все остальные структурные подразделения предприятия — в качестве заказчика. Бюджет подрядчика формируется из средств заказчиков, в зависимости от удовлетворенности поставляемой продукцией (информацией); — должен существовать, как и в любом бизнесе, конечный продукт информационной системы. Таким продуктом является информационная услуга. Востребованность специалистов — руководителей предприятий сервиса очень большая, так как потребность в качественных услугах велика.
3. Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий). Профессия специалиста по информационному сервису направлена на: продвижение, эксплуатация и техническое обслуживание компьютерных и микропроцессорных устройств и систем в производстве, бизнесе, транспорте, сфере сервиса, включая использование средств автоматизации и компьютеризации, различных систем и сетей передачи данных. Эксплуатация, модернизация и обслуживание информационных систем предприятий и организаций, включая использование ERP-систем, оптимизации инструментальных средств и современных информационных технологий. Разработка и сопровождение компонентов стандартных и оригинальных программных комплексов, баз данных в различных областях и видах производственной и коммерческой деятельности, бизнес-логистике и транспортных системах, государственном и региональном управлении, науке, образовании, медицине, социальной деятельности. Проектирование, модернизация и эксплуатация корпоративных сетей предприятий и территориальных сетей передачи данных и их аппаратное и программное обеспечение, включая вопросы взаимодействия с глобальными сетями, создания и администрирования вебсайтов. Обслуживание и модернизация систем менеджмента и маркетинга в телекоммуникациях, включая системы биллинга, электронной коммерции, контент— и интернет-провайдинга в сетях сотовой связи. Сфера профессиональной деятельности: — административно-управленческая деятельность (операционное и стратегическое управление процессами административного, хозяйственного, документационного и организационного сопровождения и обеспечения деятельности организации); — сквозные виды профессиональной деятельности (организация и управление процессами постпродажного обслуживания и сервиса на уровне крупной промышленной организации, организационные технологии проектирования производственных систем, нормативная база проектирования, управление интегрированными процедурами материально-технического обеспечения промышленной продукции, руководство проектами реинжиниринга бизнес-процессов на постпроизводственных стадиях жизненного цикла промышленной продукции с использованием современных информационных технологий); — образование. Типы профессии: «Человек — человек» (предметом работы, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются: социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста). «Человек — техника» (связана с созданием, использованием и обслуживанием самых разнообразных технических устройств, в которых технические механизмы играют не второстепенную роль, а являются объектом и продуктом труда человека). «Человек — знаковая система» (ориентирован на работу с графическими знаками и знаковыми системами, готовят и хранят информацию, анализируют ее и доводят до потребителя). Класс профессии: эвристический (творческий), связан с анализом, исследованиями, испытаниями, контролем, планированием, организацией и управлением, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений. Тип профессии по условиям труда: микроклимат бытового типа (работа в помещениях). Представители этих профессий трудятся в условиях благоприятных для организма: нормальные физические нагрузки, оптимальный микроклимат, отсутствие шума, запыленности, вибраций и пр. Специалист по сервису достаточно самостоятелен в своей деятельности, и может принимать собственные решения в рамках поставленных задач. 4. Специальности. Руководитель предприятиями сервисной деятельности, специалист по развитию инновациям, начальник отдела по моделированию и проектированию новых услуг, специалист по качеству; ERP-программист; вебпрограммист; администратор базы данных; администратор сайта; аналитик; консультант по ERP-системам; менеджер по продажам телекоммуникационных услуг; программист; программист 1С; программист PHP; руководитель отдела обслуживания; специалист по обслуживанию компьютерных и телекоммуникационных сетей; специалист по продажам и сопровождению компьютерной техники и программного обеспечения, технический директор. 5. Уровень базовых знаний. Квалифицированный специалист по информационному сервису должен знать: — методы выборочных исследований, теорий измерений, статистического анализа, экспертных оценок при осуществления сервисной деятельности, основы современного материального производства; — технологии автоматизированного управления объектами, технологическим оборудованием, перспективы развития ресурсосберегательных технологий сервиса, организационные инновационные технологии проектирования производственных систем в сервисе; — принципы и порядок организации процессов сервисного обслуживания, а также его комплексной оценки; — стратегию развития организации, методы формирования выбора современных технических средств и материалов для успешного функционирования предприятия, системы обслуживания и развития клиентурных отношений; — основы управления организацией, проектами и изменениями, качеством, бизнес-план организации, структуру организаций сервиса; — технологические новации и современное программное обеспечение в сервисной деятельности организации. Квалифицированный специалист по информационного сервису должен уметь: — обобщать научно-техническую информацию, получать научно-исследовательский опыт в профессиональных социальных сетях, выявлять и оценивать тенденции технологического развития в наукоёмких сферах на основе анализа и систематизации передового опыта в сфере инноватики с использованием интернет-ресурсов; — организовывать проектную работу в организации, разрабатывать и контролировать ресурсо-временные проектные показатели, оценивать тенденции технологического развития в наукоёмких сферах на основе систематизации передового опыта в сфере инноватики; — организовать процесс обслуживания в контактной зоне предприятия сервиса с внедрением современных моделей обслуживания; — обобщать и систематизировать поступающую информацию, на её основании находить эффективные решения для реализации поставленных целей в краткосрочной и долгосрочной перспективе развития клиентурных отношений, использовать компьютерные программы для успешного функционирования предприятия сервиса; — контролировать и организовывать процессы управления качеством на предприятии, внедрять инновационные технологии и решения в бизнес-процессы организационной поддержки предприятия сервиса. Квалифицированный специалист по информационному сервису должен владеть: — методами прогнозирования, исследований научно-технических решений и нормативного проектирования инновационных видов продукции (услуг и процессов); — инновационными методами проектирования предприятия сервиса с учётом ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий; — нестандартными подходами к выполнению трудовых задач посредством использования специальных знаний и экспертных источников информации; — подготовкой предложений по совершенствованию и повышению эффективности бизнес-процессов в сервисе, решениями в стандартных и нестандартных ситуациях или в случаях непредвиденного изменения плана реализации системы обслуживания; — методами контроля бизнес-процессов, внедрения системы управления касеством, планирования деятельности предприятия. 6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества. К профессионально важным личным качествам специалиста по сервису: • наличие критичного мышления; • коммуникабельность; • креативность; • трудолюбие; • стрессоустойчивость. 7. Медицинские противопоказания. • нервно-психические заболевания; • дефекты зрения; • нарушение координации движений рук; • нарушения опорно-двигательного аппарата; • нарушение речи. 8. Родственные профессии. Программист, руководитель IT-компании, менеджер. 9. Область применения. Специалисты данной профессии могут работать в таких организациях и сферах, как: — IT-отделы промышленных предприятий, государственных и региональных органов, транспортных и топливно-энергетических комплексов, коммерческих организаций, включая банковскую и финансовую сферу, сетевые общероссийские и региональные техно-торговые компании. — представительства и дилерские центры ведущих международных и российских компаний по производству, продаже и обслуживанию компьютерной техники, программного обеспечения, компьютерных и телекоммуникационных систем и сетей. — компании-провайдеры интернет-услуг, аутсорсингу, фирмы-франчайзи, студии вебдизайна, интернет-компании, телекоммуникационные компании, IT-парки. — область электронной коммерции. 10. Пути получения профессии. Профессию специалиста по информационному сервису можно получить в Казанском национальном исследовательском технологическом университете на кафедре материалов и технологий легкой промышленности. |
Профессиограмма «43.03.01 Сервис» (кафедра МТЛП)
Источник: ФГБОУ ВО «КНИТУ»