Реализация мероприятия 2.1 Программы развития в статусе "Национальный исследовательский университет"

 «Разработка и внедрение новых образовательных программ в интересах высокотехнологичных секторов химического комплекса для опережающей подготовки конкурентоспособных кадров всех уровней квалификации»



Взаимосвязь мероприятия 2.1 с другими мероприятиями Программы развития НИУ


В соответствии со стратегией развития КНИТУ модернизация образовательной деятельности была направлена на расширение спектра магистерских программ.


При подготовке магистров в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, введенными в действие в 2010г., свобода в формировании учебных планов (до 70% вузовского компонента, в соответствии с ФГОС) позволяет в рамках одного профиля по направлению сформировать различные траектории обучения.

Проектно-технологическая образовательная траектория содержит расширенный блок дисциплин технологической направленности. «Технологическая магистратура» готовит элитных инженеров и разработчиков высокотехнологичных производств, способных обеспечить мировой уровень качества процессов и продукции.

На реализацию данной задачи была направлена деятельность по разработке следующих основных образовательных программ магистратуры:

1. «Проектирование производств по получению и переработке полимеров и композиционных материалов» по направлению 240100 – Химическая технология

2. «Конверсионные технологии энергонасыщенных материалов и изделий» по направлению 240100 – Химическая технология

3. «Проектирование инновационных технологий нефтехимического синтеза» по направлению 240100 – Химическая технология

4. «Проектирование технологий комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья» по направлению 240100 – Химическая технология

5. «Проектирование и эксплуатация вакуумного технологического оборудования» по направлению 151000 - Технологические машины и оборудование

6. «Теоретическое и прикладное конструирование кожгалантерейных изделий из композиционных материалов» по направлению 262200 Конструирование изделий легкой промышленности


Исследовательская образовательная траектория содержит углубленный блок дисциплин естественнонаучного профиля. «Исследовательская магистратура» готовит исследователей и разработчиков технологий, в том числе для корпоративных исследовательских подразделений.

Данная цель была достигнута при разработке следующих образовательных программ:

1. «Химическая и физическая модификация высокомолекулярных соединений» по направлению 240100 – Химическая технология

2. «Физикохимия процессов получения и переработки компонентов энергонасыщенных конденсированных систем» по направлению 240100 – Химическая технология

3. «Биополимеры и перспективные материалы на их основе» по направлению 240700 - Биотехнология

4. «Энергосберегающие технологии производства топлива из возобновляемого сырья» по направлению 240700 – Биотехнология

5. «Технология, оборудование и автоматизация биотехнологических производств» по направлению 240700 – Биотехнология

6. «Наноструктурированные натуральные и искусственные материалы» по направлению 152200 – Наноинженерия

7. «Химическая технология производства реагентов для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности» по направлению 240100 – Химическая технология

8. «Химия и физика процессов превращения энергонасыщенных материалов» по направлению 020100 – Химия

9. «Технологическая и экологическая безопасность производств энергонасыщенность материалов» по направлению 280700 Техносферная безопасность

10. «Химия и физика высокомолекулярных соединений» по направлению 240100 – Химическая технология

11. «Энергосберегающие технологии переработки лесных ресурсов в перспективные материалы» по направлению 250400 – Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств

12. «Технология наномодифицированных неорганических композиционных материалов и покрытий» по направлению 240100 – Химическая технология


Третья траектория, менеджерская, явилась объектом исследования преподавателей и сотрудников учебно-методического управления, направленных на стажировки в Германию, Великобританию и США. «Управленческая магистратура» с усилением блока экономических дисциплин готовит менеджеров проектов в сфере высоких технологий, способных работать на глобальном рынке капитала.

1. «Управление институтами устойчивого развития и внедрения энергосберегающих технологий» - по направлению 240700 Биотехнология

2. «Химическая инженерия для инновационного предпринимательства» по направлению 240100 – Химическая технология


Кроме того, пристальное внимание было уделено созданию и реализации международно-ориентированных образовательных программ подготовки квалифицированных специалистов в области химической промышленности и научных кадров в сфере химической технологии. Очевидной стала необходимость модернизации учебных планов и технологий обучения, повышения конкурентоспособности и качества образовательных программ, совершенствование методики преподавания и необходимость формирования, апробации, корректировки и внедрения общих европейских принципов и моделей высшего образования.

С этой целью была разработана концепция международной образовательной программы по направлению Chemical Engineering, которая может быть адаптирована к большинству из 58 направлений подготовки бакалавров, 24 направлений подготовки магистров и 4 специальностей, реализуемых в КНИТУ в соответствии с ФГОС ВПО.

Примером такой программы может служить основная образовательная программа по профилю «Органические и неорганические наноматериалы» в рамках направления 152200 – Наноинженерия.


ФГОС ВПО предполагают активное внедрение новых образовательных технологий и разработанные программы включают на разных этапах и уровнях реализации использование следующих инновационных образовательных технологий:

1) встречи с представителями компаний – потенциальных работодателей, государственных организаций, работающих в данной сфере.

2) мастер-классы экспертов и специалистов как в форме специализированных открытых лекций и тренингов, так и в виде включений в текущие учебные курсы семестра.

3) компьютерные имитации существующих производств и компьютерные симуляции химических реакций и химико-технологических процессов.

4) учебно-деловые игры.

5) web-лекции и web-семинары в специально оборудованных классах дистанционного обучения.

6) студенческие конференции по проблемам тематик научных исследований выпускающих кафедр.

7) текущий контроль в виде решения комплексных инженерных задач по заданным в дисциплине актуальным проблемам отрасли.

Источник: УМУ КНИТУ