«Сделать лучше»: в КНИТУ приступили к реформе учебных институтов и факультетов



27.09.2022

26 сентября Ученый совет КНИТУ заслушал доклад врио ректора Юрия Казакова, посвященный реорганизации учебных институтов. Наиболее яркими чертами новой концепции стали упразднение факультетов и существенный пересмотр роли, возможностей и ответственности директоров учебных институтов.

Доклад не был неожиданным: обсуждение его положений уже прошло в институтах КНИТУ, на заседаниях комиссий Ученого совета по стратегии развития и по образовательной деятельности. Члены совета, таким образом, имели возможность обдумать предложенные новации и сформировать свои соображения.

Как выразился руководитель вуза, предваряя свое выступление: «Вопрос давно назрел: структура учебных подразделений достаточно архаична и не соответствует внутренним и внешним вызовам». В числе проявлений такого дисбаланса Юрий Казаков назвал отсутствие структур и должностных лиц, которые бы отвечали в рамках факультетов и институтов за работу научных направлений, а также за работу с партнерами (последняя, по сути, сейчас ведется кафедрами инициативно). Между тем участие КНИТУ в таких федеральных проектах, как «Приоритет-2030» и «Передовые инженерные школы» требует особого внимания именно к этим направлениям. Деканы факультетов, в свою очередь, вынуждены сами погружаться в весь спектр вопросов, связанных с обучением – от работы с будущими абитуриентами до наведения порядка в Домах аспирантов и студентов, занимаясь при этом и научно-педагогической работой, что не может не отражаться на их эффективности.

В ходе подготовки новой концепции, внедрение которой, как пояснил Юрий Казаков, станет логическим продолжением идущей уже два года в университете административной реформы, нацеленной на большую управляемость и эффективность его структур, был изучен опыт ряда инженерных вузов России, которые пошли на подобные изменения раньше, в том числе – Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Томского политехнического университета, выявлены успехи и проблемы, с которыми они столкнулись в ходе внедрения обновленной структуры учебных подразделений.

В итоге появилась представленная совету для утверждения организационная структура реформированного института. Ее ключевым элементом является фигура директора – представителя административно-управленческого персонала, подчиняющегося в университетской вертикали власти как ректору, так и – в соответствующих областях – проректорам по учебной и по научной работе. Последний из них, таким образом, получит более ощутимые возможности выстраивать работу с институтом в целом и его кафедрами, нежели это позволяет нынешняя структура. Директору придаются двое заместителей и, при необходимости, помощник.

Заместитель директоров институтов – еще одна новая позиция, предусмотренная нынешней реформой. Один из них займется учебно-методической работой, отвечая в том числе и за воспитание обучающихся, а другой будет курировать ДАСы и профориентацию. Замдиректора назначаются по представлению директора из числа ППС, их учебная нагрузка будет соответствующим образом скорректирована и назначена надбавка. В качестве кадрового резерва для их назначения врио ректора видит деканов факультетов – людей опытных, знающих и ответственных.

Помогать заместителям станут ответственные за конкретные направления, а также методисты учебно-методического отдела – структуры, приходящей на смену нынешним деканатам.

Организацией научной работы в институте займется лично его директор, которому напрямую будут подчинены заведующие кафедрами. Он же будет курировать взаимодействие с партнерами. Директор будет располагать значительной управленческой свободой, в том числе будет обладать определенным финансовым фондом. Продолжит функционировать ученый совет института.

Такая структура, надеется Юрий Казаков, сделает управление более простым и эффективным, к тому же обеспечит условия для реализации принципа обучения «2+2+2», необходимость внедрения которого не раз подчеркивал Президент России Владимир Путин. Упростит это и реализацию совместных проектов в области R&D с таким значимым индустриальным партнером вуза, как «СИБУР».

Изменение структуры учебных подразделений произойдет не одномоментно: на представленном Ученому совету плане-графике обозначено пять этапов, причем организационно-кадровые изменения – только первый из них (он должен завершиться уже к декабрю). Эти изменения, помимо создания предусмотренных концепцией новых структур, пока что не коснутся состава институтов (нынешний их перечень сохраняется), а также числа и подчиненности кафедр. Сохранится и в институтах и «дореформенный» фонд оплаты труда.

До конца года должны быть разработаны стратегии развития каждого института и критерии по формированию кафедр и институтов. В ходе дальнейшей работы будут происходить более глубокие структурные изменения институтов и кафедр в соответствии с принятыми стратегиями и критериями эффективности. Завершиться структурные изменения институтов должны к началу следующего учебного года.

И сам Юрий Казаков, и выступавшие в прениях члены совета подчеркивали, что новая структура должна быть гибкой, предусматривать возможность тонкой настройки, например, возможность перераспределения полномочий между заместителями директоров. В числе опасений, высказанных членами совета – опасность бюрократизации системы управления вузом, а также нивелирование роли управления по научной работе вследствие формирования прямых связей между курирующим проректором и директорами. Позицию администрации разъясняли как врио ректора, так и директор офиса управления проектами Лейсан Догадина и проректор по учебной работе Дильбар Султанова. В итоге предложенный проект был утвержден единогласно.

«Я осознаю всю ответственность, которая лежит на мне, ведь учебные структуры – это важнейшее звено университета, – сказал Юрий Казаков. – Нам необходимо сделать лучше, а не хуже, учесть опыт работы, накопленный вузом за предыдущие десятилетия».

Денис Сахарных
Фото: Данил Еремин



Источник: Управление медиакоммуникаций
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram