В центре внимания — кадры: о чем шла речь на круглом столе 7-8 сентября 2017 г.


11.09.2017

Программа прошедшего нашем унвиерситете в рамках Татарстанского нефтегазохимического форума международного круглого стола «Кадровое обеспечение предприятий нефтегазохимического комплекса: вопросы развития инженерной педагогики» была очень обширной. Перед участниками выступили 30 докладчиков — именитых ученых и авторитетных практиков, из Москвы, Казани, Саратова, Томска, Якутска, Ижевска, Нижнего Новгорода, США, Казахстана. Мы писали об актуальности и значении данного мероприятия. Хотелось бы остановиться на его содержательной стороне.

Открывая форум, и. о. ректора КНИТУ Сергей Юшко, в частности, сказал: «Мы задумываемся над тем, как быть полезными нашим предприятиям-партнерам. Подготовке управленческих кадров сейчас уделяется гипертрофированное внимание, в то время как хороших инженеров и рабочих - очень мало, и по сути сегодня рабочий – тот же инженер, настолько сложна и разнообразна современная техника. Тем не менее, есть очень большой запрос на инженерные кадры, большое желание ребятишек поступить именно на инженерные направления». Он также отметил, что просто напичкать студенты в университете знаниями – неправильно, ведь необходимые для бизнеса навыки сегодня обновляются очень быстро. Поэтому после получения базовой подготовки молодые люди часто сразу начинают строить свою карьеру, а в дальнейшем возвращаются в университет, чтобы дополучить знания. «Мы называем тех ребят, которые закончили университет и смогли создать технологический бизнес, техностартерами» - сказал С. В. Юшко.

Все эти тенденции учитывает модель университета третьего поколения, где тесно соединяются образование, наука и коммерциализация. Такой университет, по мнению докладчика обладая научными знаниями, умеет решать задачи производства и передавать знания и опыт молодежи, он нужен индустрии и малому бизнесу и способен участвовать в международной конкуренции. Вклад современного университета в развитие общества определяется умением коммерциализировать создаваемую интеллектуальную собственность. Привлекая активную молодежь, вуз третьего поколения решает, используя ее потенциал, задачи перевода знаний в интеллектуальный капитал, готовит лидеров в создании новых технологических областей.

С.В.Юшко также подчеркнул, что технологический университет сегодня не только выполняет НИОКР, но и сам создает технологии и технологические компании. «Многие наши выпускники, благодаря развитой в Татарстане инновационной структуре, в течение около пяти лет создали свои технологические бизнесы, и сейчас они являются лидерами технологий, в том числе за рубежом. Это говорит, что университет сегодня востребован, можно сказать, что он продает не дипломы, а карьеру, у нас большая магистратура, которая закрывает 40% по направлению «химическая технология» в России. Мы, - заявил он,- готовим технологов, которые знают, как нужно сделать, поэтому наши выпускники ближе всего к коммерциализации и деньгам, активно сотрудничаем с индустриальными площадками» (КНИТУ является партнером Газпрома, Росатома, Ростеха, вуз имеет большой институт по оборонным «закрытым» специальностям, тесно связанный с отраслевыми предприятиями, 14 НИИ, 36 МИП с участием вуза, а также пояс технологических компаний, научно-образовательные центры).

Заместитель генерального директора по корпоративной защите ООО «Газпром трансгаз Казань» Марат Ахметзянов рассказал о плодотворной работе общества с университетом:

– КНИТУ – сильнейший вуз, один из 12 опорных вузов Газпрома. Наши контакты стали носить постоянный и плодотворный характер после заключения соглашения о сотрудничестве в 2012 году. С того времени было заключено 18 договоров по подготовке кадров по целевому обучению на общую сумму более 6 млн. руб., всего обучено 573 человека. Разрабатываются и реализуются совместные программы повышения квалификации в очной и дистанционной форме, проводятся семинары по адаптации для молодых сотрудников. При лицее-интернате для одаренных детей КНИТУ функционирует «Газпром-класс». На сегодняшний день более 300 выпускников КНИТУ успешно трудятся на объектах нашего общества, более 50 студентов ежегодно проходят производственную или преддипломную практику в подразделениях нашего предприятия. В соответствии с программой инновационного развития ПАО «Газпром» до 2020 года основным техническим приоритетом взаимодействия общества и КНИТУ являются научные исследования по направлению «Технология газопереработки и нефтегазохимии». В 2015 году открылась базовая кафедра «Магистральный транспорт углеводородов и газоперекачивающее оборудование». В соответствии с Положением о взаимодействии утверждена программа научных исследований и разработок, выполняемых КНИТУ в интересах Общества в 2016–2018 годах. В соответствии с ней вуз выступает исполнителем сразу по четырем работам.

Говоря о современном состоянии нефтехимической отрасли в Татарстане, генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин обратился к славной истории татарстанского нефтехима: в конце 60-х, когда «вся республика пылала факелами, и мы начали перерабатывать всю широкую фракцию, а для этого нужны были специалисты, которых готовил КХТИ», - напомнил академик. Он подчеркнул, что «подготовка кадров в Казанском технологическом университете всегда была замечательная», и согласился с тезисом коллег-иностранцев о том, что «от того, какой запал сделают преподаватели в университете, зависит качество подготовки специалиста».

Идеи необходимости непрерывного образования в течение всей жизни не раз озвучивались отечественными и зарубежными докладчиками. Вице-президент Европейского общества инженерного образования Жозе Квадраду заметил, что если раньше после завершения профессионального обучения человек проходил всего два этапа профессионального становления- профессиональной адаптации и профессиональный реализации, - то сейчас он должен получать модернизированные знания как минимум каждые пять лет. И рынок труда сегодня требует различных навыков: предпринимательских, способности обучаться самостоятельно, умения фокусироваться на решении проблем, а не на накоплении знаний.

В аналитическом обзоре развития инженерного образования в России один из руководителей российского образования в 90-е гг., научный консультант Национального фонда подготовки кадров Василий Жураковский указал на позитивные тенденции: растет доля профильных специальностей, из 4 млн студентов страны 1 млн учится именно на инженеров, индустрия начинает вновь поворачиваться к вузам, есть позитивный опыт ведущих инженерных вузов, где формируются центры инновационной активности - виртуальные комплексы, наноцентры, тесные связи с заказчиком и т.д. Отметил бывший замминистра образования РФ и региональные вузы, которые занимают неплохие позиции в составленной НФПК выборке лучших инженерных вузов, где КХТИ занимает 20-е место, КНИТУ-КАИ — 26-е. «Мы благодарны казанской школе инженерной педагогики,», – подчеркнул В.М. Жураковский.

Руководитель отдела образовательных проектов ФИОП РОСНАНО Гюзель Гумерова отметила большую работу, которая ведется сегодня в сфере профессиональных стандартов и их сопряжения с ФГОС высшего образования. Это - экспертная оценка стандартов представителями бизнеса, создание центров оценки квалификаций, в том числе и в Казани.

Прозвучали интересные идеи относительно подготовки инженерных кадров высшей квалификации: профессор Борис Бедный из ННГУ предложил «индустриальную аспирантуру» с собственными структурированными стандартами подготовки, особенностями которой станет заинтересованное участие работодателей, выполнение совместно с руководителем НИОКР, наличие, помимо него, консультанта от предприятия и т.п. Профессор Сергей Вениг из Саратовского НИУ им. Н.Г.Чернышевского предложил формировать образовательные траектории целевой и индивидуальной подготовки инженеров по любым направлениям подготовки.

«Начало нашей цепочки – это все-таки школа, – напомнила проректор КНИТУ по непрерывному образованию Любовь Овсиенко, – поэтому нам нужно всем думать над тем, как принципы ин6женерной педагогики должны прийти и в среднюю школу». Отметив болевые точки школьной подготовки «вне смыслов, в системе мониторингов», она рассказала об инновациях КНИТУ как «точки сборки» национальной технологической инициативы в сфере химической технологии: это и детский технопарк «Кванториум» в Нижнекамске, и система олимпиад и конкурсов для технически одаренных школьников, и «золотой набор» для оборонной промышленности и другие креативные проекты, поддерживающие интерес к инженерным профессиям.

С интересом были восприняты аудиторией инновации российских университетов этой в сфере: это и «школа-технопарк» в ЛЭТИ, и пользующиеся огромной популярностью школьников всей страны отраслевые олимпиады Газпрома, проводимые на базе его опорных вузов, и филиалы кафедр на предприятиях, привлечение школьников в вузовские лаборатории, как это делается на факультете нефти и нефтехимии КНИТУ.

В рамках круглого стола состоялись также рабочее совещание представителей опорных вузов ПАО «Газпром», представители которых съехались на Круглый стол в КНИТУ, ежегодное собрание российского мониторингового комитета IGIP, а также заседание редколлегии журнала «Высшее образование в России». Коллеги обсудили вопросы проведения Международной сетевой научно-практической конференции «Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли – Синергия – 2017» с заключительной пленарной сессией 4-6 декабря в КНИТУ в Казани.

На мастер-классе, который состоялся 8 сентября, академик РАО Андрей Вербицкий (Москва) высказал мнение, что в результате образовательных реформ падает качество обучения. Должны ли преподаватели вуза иметь педагогическое образование – этот вопрос также вызвал активную дискуссию участников. Представители КНИТУ напомнили, что еще с 1994 года при вузе действует самый крупный на сегодня в России Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей вузов. «У нас все прошли через эти курсы: деканы, заведующие кафедр с инженерным образованием, и получили диплом преподавателя высшей школы», – отметил профессор Петр Осипов. Отмечается, что вес такой подготовке придавал авторитет основателя Центра академика РАО Анатолия Кирсанова. Профессор Томского политеха Михаил Минин добавил, что такой форме переподготовки преподавателей они учились на примере КХТИ.

На отдельном круглом столе под руководством главного редактора журнала «Высшее образование в России» Михаила Сапунова обсудили феномен современной инженерной педагогики как науки, учебного предмета и деятельности преподавателя технического вуза. Ведущие российские ученые — специалисты в области инженерного образования - говорили о его взаимодействии с академической наукой и вузовской практикой.

Главные тенденции, основные проблемы и пути их решения были резюмированы в списке рекомендаций по кадровому обеспечению предприятий нефтегазохимического комплекса. Первым шагом, по единодушному мнению участников круглого стола, должна стать разработка и поддержка программ на основе сбора статистических данных о потребностях предприятий в специалистах.

Алла Кайбияйнен



Источник: ИДПО КНИТУ
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram