В КНИТУ прошла встреча, посвященная использованию интернет-проектов «Викимедиа» в образовании





09.11.2017

8 ноября в КНИТУ прошла викивстреча — мероприятие, использованию возможностей проектов всемирного движения «Викимедиа» в образовательном процессе. Со студентами и преподавателями нашего университета встретились активисты из Казани, Москвы и Санкт-Петербурга. Вела встречу начальник управления международной деятельности КНИТУ Юлия Зиятдинова.

Проекты «Викимедиа» многочисленны и разнообразны. В их число входят, например, Викисклад — крупнейшее в интернете общедоступное хранилище медиафайлов, Викитека — свободная библиотека, Викиверситет — площадка свободных интерактивных обучающих материалов и открытых научных проектов, Викисловарь — многофункциональный многоязычный словарь и тезаурус, и многие другие. Самым известным из проектов «Викимедиа» является Википедия, свободная энциклопедия — крупнейший универсальный энциклопедический сайт, работа над которым ведётся сегодня почти на 300 языках. Все проекты «Викимедиа» объединяет приверженность идеологии свободных знаний — бесплатных общедоступных материалов, внести свой вклад в развитие которых может каждый.

О том, как можно использовать проекты «Викимедиа» в образовательном процессе, рассказали директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко (Санкт-Петербург), известный российский вики-активист Дмитрий Рожков (Москва) и участник татарской Википедии Фархад Фаткуллин (Казань).

Гости рассказали студентам и преподавателям нашего университета о том, как работают викимедийные проекты на примере знакомой всем Википедии. Основными принципами, подчеркнул В. В. Медейко, являются здесь свободный доступ к материалам проектов, возможность улучшать проекты, открытая для каждого, включая студентов и школьников, недопустимость нарушения авторских прав, равноправие участников, волонтерский характер их работы и опора на коллективный разум сообщества, которое они составляют. Есть у Википедии и отличительные особенности.

— Пользователи Википедии прежде всего обращают внимание на тексты ее статей, но в идеале статья должна представлять собой прежде всего подборку источников по определенной теме, — отметил Д. В. Рожков. — О чем бы вы ни писали, ваши утверждения надо подтверждать авторитетными источниками, и сам текст статьи должен строиться как комментарий к этим источникам.

Такой подход в целом совпадает с правилами написания студентами рефератов и курсовых работ. Единственное, чего не может быть в Википедии, это оригинальных исследований. Неудивительно, что педагоги разных стран давно обратили внимание на возможности использования Википедии как точки приложения интеллектуальных сил студентов. Для этого в ней есть всё необходимое — структурированный характер статей, энциклопедический формат, наличие сообщества, которое поможет отследить корректность размещаемой информации, возможность фиксировать вклад каждого участника. Есть и удачные примеры такой работы в России.

— В МФТИ с 2008 года успешно действует википроект «Защита информации». Студенты одноименной кафедры под руководством доцента Сергея Владимирова пишут или существенно улучшают статьи, посвящённые важным темам и понятиям изучаемых дисциплин. В зависимости от успеха своей работы они получают зачёт, а результаты их работы становятся доступными для всех,- рассказал Ф. Н. Фаткуллин.

Создание статей — не единственный возможный способ участия студентов в проектах «Викимедиа». В русском и других разделах проекта нередко проходят интересные конкурсы и марафоны, участие в которых может украсить портфолио. Так, прямо сейчас при поддержке российского журнала «Наука и жизнь» проходит международный конкурс фотографий «Вики-наука», посвященный популяризации научных исследований.

Если студенты восприняли информацию с заметным интересом, задавали вопросы выступающим, то реакция некоторых преподавателей была довольно резкой.

— Я не приму ни одного дипломного проекта или курсовой работы, которые имеют источником Википедию, — решительно заявила директор института управления инновациями проф. Раушания Зинурова.

— Пока министерство образования и науки не напишет в стандарте, что Википедию можно использовать в образовательном процессе, работать с нею мы не будем! — поддержал коллегу доцент одной из кафедр.

Однако включение Википедии и других проектов «Викимедиа» в образовательный процесс неизбежно, уверены В. В. Медейко и его единомышленники. Это уже происходит в ведущих университетах мира, в передовых образовательных системах: например, финские школьники начинают работать в Википедии с шестого класса, а в Греции не так давно прошёл эксперимент по привлечению к проекту учащихся начальной школы. Во всех случаях, подчеркнули активисты, речь идёт не о списывании с Википедии, а о создании или улучшении статей в соответствии с общенаучными принципами.

Добавим, что в этот же день гости из Москвы и Петербурга провели встречи в КФУ и Университете Иннополис, в Институте Татарской энциклопедии, Доме дружбы народов РТ и молодёжной организации «Сәләт».

Денис Сахарных



Источник: Пресс-центр
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram