Андрей Васильев: «Нужная новая концепция экспортной образовательной деятельности КНИТУ»





08.06.2018

Международная деятельность КНИТУ была в центре внимания Учёного совета вуза на заседании 4 июня.

Как отметил в своём докладе декан факультета международных образовательных программ Андрей Васильев, основным ориентиром действующей программы международной деятельности были показатели программы развития вуза в статусе НИУ: доля иностранных студентов по приоритетным направлениям развития, объемы доходов от международной деятельности.

Важнейшим приоритетом КНИТУ является привлечение иностранных студентов. Их сегодня в вузе 2200 человек из 61 страны, 80 % — очники. С 2013 года это число выросло вдвое, доля иностранцев в общем числе студентов превысила 10 %. Международная деятельность учитывается в мониторинге эффективности вузов Минобрнауки России: среди 39 участников Консорциума вузов-экспортеров образования мы на 15 месте по количеству иностранных обучающихся и на 13 — по объёму привлечённых от их обучения средств. Две трети иностранных студентов приехали к нам из стран Средней Азии, оставшаяся треть в основном приходится на другие страны Азии и Африки.

Впечатляюще прозвучали показатели работы КНИТУ в сравнении с среднероссийскими: по общему числу иностранных студентов очной формы обучения мы превышаем средние цифры в семь раз (1731 к 223), по числу контрактников очной формы обучения — в пять раз (747 к 151), по получаемым доходам — в 2,5 раза (64,4 млн. руб. против 26).

Реализуются совместные образовательные программы с международным участием: в Университете прикладных наук Мерзебурга (Германия) учатся 11 студентов ИП и ФДПИ, в Университете Яна Эвангелисты Пуркине (Чехия) — 6 студентов ИППБТ, в Софийском университете — 4 студента ИНХН. Продолжается образовательное сотрудничество с Ляонинским нефтехимическим и Хайнаньским университетами (Китай). Участие в работе международных ассоциаций по инженерному и химическому образованию (IGIP, ASEE, ENAEE, ECTNA) позволяет проводить крупные конференции. Международную аккредитацию получили 6 программ высшего и дополнительного профессионального образования. Выросло число международных публикаций, растёт количество просмотров англоязычной версии сайта.

Выиграно 50 грантов в рамках международных программ и 150 грантов — по республиканской программе «Алгарыш», всего привлечено по грантам 27,3 млн руб., их них около 17 млн — на поддержку академической мобильности грантополучателей. Проведены четыре летних школы «Фулбрайт» по нанотехнологии и наноматериалам. Преподаватели КНИТУ активно принимали участие в международных мероприятиях — как в нашем университете (ежегодно вуз проводит от 15 до 20 международных мероприятий), так и за рубежом.

Таким образом, полагает А. А. Васильев, все планы, реализацию которых предполагала программа международной деятельности КНИТУ, успешно выполнены. На повестке дня — новая концепция, которая должна учесть новые вызовы.

Основным ориентиром для выработки нового пути развития международной деятельности докладчик назвал показатели федерального приоритетного проекта по экспорту образовательных услуг, в котором участвует вуз. А он к 2025 году предусматривает увеличение в 3,5 раза доли иностранных студентов и повышение в 5 раз внебюджетных доходов от обучения иностранцев. Наращивания темпов требуют и майские указы 2018 года: количество иностранцев, обучающихся в российских вузах и научных организациях, должно вырасти не менее чем в два раза, а лучшие их них должны быть по окончанию обучения трудоустроены в России.

Предполагается развивать в вузе модель экспорта образования «Внутренняя интернационализация», для которой характерны привлечение русскоязычных абитуриентов и абитуриентов третьих стран по очной форме обучения, развитие партнерских связей с зарубежными вузами и компаниями, а также внедрение новых программ дистанционного и дополнительного профессионального образования (их слушатели должны составить не менее 15 % контингента).

Необходимо развивать продвижение лучших практик Института развития непрерывного образования КНИТУ, направленных на привлечение русскоязычной молодежи (организация выставок, презентаций, олимпиад), комплексных мероприятий кафедры русского языка как иностранного. Должна расти доля внебюджетных средств от реализации образовательных программ для иностранцев, необходимо наращивать приём иностранного контингента на 6 % ежегодно, выработать гибкую ценовую политику.

Стратегические соображения, представленные Андреем Александровичем, не вызвали особых возражений членов совета, а вот детали, связанные с их практическим воплощением, — например, соотношение русского и английского языка в новых образовательных программах, — вызвали оживлённую дискуссию, итог которой подвёл ректор Сергей Юшко: «Выяснилось, что мы по-разному смотрим на вещи. Образование в первую очередь — это сервис, за который платят. Если мы это не поймём, будет тяжело», — подчеркнул он и призвал не опускать руки перед трудностями: если падают, как отмечалось в докладе, контрольные цифры приёма по линии Россотрудничества, надо развивать свои программы и мероприятия (например, олимпиады школьников). Для развития образования нужно активнее привлекать международные гранты: вслед за деньгами придут и студенты, уверен Юшко.

Фронт-офисом работы по интернационализации образования он назвал структуры Института развития непрерывного образования, которые нужно обеспечить ресурсами для ведения работы по социализации, адаптации и администрированию иностранных студентов. «Надо смотреть системно, какие ресурсы и куда вложить в первую очередь», — отметил ректор.

Проект новой концепции развития экспортного образовательного потенциала с учётом высказанных замечаний и предложений будет представлен до 1 октября.

Алла Кайбияйнен, Денис Сахарных



Источник: Управление медиакоммуникаций
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram