Семинар Минобрнауки России "Актуальные вопросы государственной научной аттестации"









22.06.2016


На базе КНИТУ 22 и 23 июня состоялся семинар Министерства образования и науки Российской Федерации «Актуальные вопросы государственной научной аттестации». Семинар был проведен Департаментом аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России. В первый день, 22 июня, перед ректорами и проректорами вузов, председателями диссертационных советов Приволжского федерального округа выступили заместитель министра образования и науки России Людмила Огородова, а также заместители директора названного департамента Сергей Пахомов и Владимир Гайдук.

Семинар открыл ректор КНИТУ Герман Дьяконов, поприветствовавший более двухсот представителей вузовской и академической общественности Приволжского федерального округа.

С приветственным словом к участникам обратился заместитель министра образования и науки РТ Тимирхан Алишев. Он отметил, что Татарстан в очередной раз стал местом проведения масштабных мероприятий по наиболее острым вопросам государственной научно-образовательной политики, что здесь создана зрелая и полноценная система воспроизводства и аттестации научных кадров.

С докладом на тему "О некоторых актуальных задачах повышения качества аттестации научных и научно-педагогических кадров" выступила заместитель министра образования и науки Российской Федерации Людмила Огородова. Она поблагодарила вуз за организацию совещания в короткие сроки и за внимание к нему со стороны собравшихся коллег.

В настоящее время завершен первый этап совершенствования системы аттестации научных и научно-педагогических кадров, в ходе которого существующая система приводилась в соответствие с новой нормативной базой. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) работает теперь при Минобрнауки России, по требованию Председателя Правительства в ней максимально ограничено число чиновников.

- Президент России подписал новый закон, пилотная модель создана, и сегодня мы можем приступить к следующему этапу, на котором поставлена задача повысить качество аттестационных работ, - отметила заместитель Минобрнауки России.

Количество диссертационных советов по всей стране сократилось на 34%. Если говорить о кандидатских диссертациях, то их защита сократилась на 41%, защита докторских диссертаций — на 40%. Интересно было сравнение с Татарстаном. Число диссоветов в нашей республике уменьшилось только на 2,6%, количество кандидатских защит — на 28,7%, а докторских — на 41,9% (к сожалению, эта цифра в Татарстане выше, чем в России).

– Сегодня то самое время, когда мы можем ставить задачи повышения качества подготовки научных кадров, потому что в целом система науки, ее материально-техническая база, инфраструктура, финансирование претерпели значительные позитивные изменения в последние годы, – отметила Людмила Огородова.

Замминистра сообщила также о задачах второго этапа: это повышение качества аттестации с учетом результативности организаций по подготовке научных кадров и диссертаций, широкое применение репутационных механизмов, саморегулирование, обеспечение прозрачности и инфраструктурной открытости.

Пилотный проект новой модели подготовки и аттестации кадров по новому закону включает в себя два этапа. К 1 сентября 2016 года в него включаются МГУ и СПбГУ. На втором этапе к ним присоединятся другие лидирующие организации, включенные в перечень Правительства России. Через год внутри таких организаций может действовать только одна система – либо государственная (ВАК), либо своя. Для этого дается год переходного периода. Однако все это не касается закрытых специальностей, к работам по которым предъявляются свои требования.

Минобрнауки России также утверждает перечень отраслей науки, в рамках которых организации указанного перечня могут быть наделены правами по открытию собственных советов.

Об актуальных вопросах деятельности диссертационных советов рассказал заместитель директора Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России Сергей Пахомов.

Утверждены критерии к диссертационным советам, включающие три группы показателей: цитирование в базах данных, перечень баз цитат (в некоторых отраслях предоставляются данные за 5 лет), количество публикаций в изданиях ВАК. В составе советов должно быть не менее пяти докторов наук - штатных сотрудников организации.

Все это определяет необходимость разработки дорожной карты по достижению к 31 декабря 2018 года соответствия показателей результатам научной деятельности советов.

Заместитель директора Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России Владимир Гайдук в своем выступлении осветил сразу две темы: основные изменения в Положении о присуждении ученых степеней и автоматизация процессов государственной научной аттестации (текущее состояние и перспективы).

Произошло расширение круга лиц, допущенных к соисканию степени кандидата наук. Сейчас у преподавателей вузов есть возможность готовить диссертацию самостоятельно, без обучения в аспирантуре.

Представленная к защите работа должна иметь не только бумажную, но и электронную форму.

Электронное дело в ЕГИСМ направляется в Минобрнауки с возможностью приглашения на заседание экспертов, соискателя и председателя совета.

С 2013 года действует единая информационная система – территориально распределенная, с единым сервером ВАК с двумя порталами (внутренним и внешним).

23 июня собравшиеся на семинаре приняли участие в круглых столах на темы «Организация деятельности диссертационных советов» и «Автоматизация процессов государственной научной аттестации. Вопросы использования ЕГИСМ».

Ответы Людмилы Огородовой на вопросы журналистов.

– Почему именно КНИТУ был выбран площадкой семинара?

– В Казани есть несколько серьезных университетов, в целом столица Татарстана и выделяется тем, что здесь солидная научная база, серьезная Академия наук, сильная химическая школа. В этом смысле мы рассматриваем республику как регион со стабильно сформированной, устойчивой, качественной системой. Кроме того, это, конечно, регион-лидер технологического развития России, особенно в области химии, поэтому мы сегодня очень много говорили с ректором КНИТУ о том, что республика должна взять на себя задачи по развитию системы аттестации в области химии.

– Какие сегодня стоят основные задачи и проблемы?

– Задачи обеспечения качества научных работ, ведь вся аттестация кадров основана именно на качестве и инфраструктуре науки в целом. Если государство улучшает материальную базу, развивает инфраструктуру науки, обеспечивает интернационализацию научных процессов, мобильность ученых – это становится основой постановки вопросов качества исследований. Теперь мы можем требовать от диссертаций не просто исполнения необходимых требований, например, с точки зрения числа публикаций, наличия новизны. Нужно, чтобы эта новизна работала на экономику, на общество, приносила пользу – например, улучшала качество жизни.



Источник: Пресс-центр
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram