Направление 43.03.03 Гостиничное дело Профиль подготовки «Гостиничная деятельность» Кафедра материалов и технологий легкой промышленности 1. Название профессии, специальности. Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц 2. История профессии (специальности). Первыми отелями являлись таверны, документальные упоминания о которых археологи обнаружили на территории Древней Греции и Рима. Спустя пару столетий постоялые дворы сегментировали в зависимости от качества сервиса. Спросом среди знатных путешественников пользовались заведения, где в обязательном порядке у гостей просили представить документ, что подтверждало их высокий статус. В XIX веке появились гостиницы, где было предусмотрено наличие всех удобств. Невзирая на существовавшую разницу в уровне платежеспособности постояльцев, стандарт обслуживания удалось существенно улучшить по сравнению со средневековыми тавернами, что нередко обладали довольно сомнительной славой. В XX столетии возникли новые направления гостиничного бизнеса, что вызвало потребность в обеспечении отелей квалифицированными руководителями. Появившись в роли семейного бизнеса, гостиничное дело неуклонно совершенствовалось и распространилось по миру. 3. Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий). Профессия руководителя гостиницы направлена на руководство и организацию взаимодействия с подразделениями гостиницы. Специалист этой профессии занимается установлением целей и определением конкретных задач для каждого из подразделений; анализом деятельности и принятием решений, необходимыми для достижения целей; поддерживанием постоянной коммуникации в коллективе, анализом, оценкой и интерпретацией результатов работы каждого сотрудника общением с клиентами, составлением пакета деловых программ, разработкой новых гостиничных услуг. Сфера профессиональной деятельности: – 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.) (в сферах: оказание комплекса услуг по обеспечению временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, включая сопутствующие и дополнительные услуги; организации деятельности организаций общественного питания)); – сфера прикладных исследований Типы профессии: «Человек - Человек» (ориентирован на работу, связанную с людьми). Профессии, связанные с управлением, обучением, обслуживанием (бытовым, туристским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения. «Человек – Знаковая система» (ориентирован на работу с графическими знаками и знаковыми системами, занимается анализом и обработкой информации). Класс профессии: преобразующий, связан с преобразованием, обработкой, упорядочением, организацией, оказанием влияния, обслуживанием; изыскательский, связан с изобретением, поиском нестандартных решений и общих результатов, созданием образцов и новых вариантов. Тип профессии по условиям труда: Труд с повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей, за материальные и общественные ценности. 4. Специальности. Заместитель руководителя гостиницы Руководитель департамента (управления) гостиничного предприятия (комплекса) (пансионатов, гостиниц, санаториев и других средств размещения) 5. Уровень базовых знаний. Квалифицированный руководитель гостиничного комплекса должен знать: — законодательство российской федерации о предоставлении гостиничных услуг; — основы организации деятельности гостиниц и иных средств размещения; — основы организации, планирования и контроля деятельности подчиненных; — теории мотивации персонала и обеспечения лояльности персонала — теория межличностного и делового общения, переговоров, конфликтологии — специализированные программы, используемые в гостиничных комплексах; — основы финансового, бухгалтерского и статистического учета в сфере гостиничного сервиса; — основы межличностного и делового общения, переговоров, конфликтологии, социально-культурных норм бизнес-коммуникаций методы взаимодействия с потребителями, партнерами и другими заинтересованными сторонами - представителями разных культур; — специализированные программы, используемые в письменных коммуникациях, в том числе возможности информационно-телекоммуникационной сети «интернет»; — принципы и методы создания системы контроля работы персонала гостиничного комплекса; — способы оценки соответствия качества выполняемых работ разработанным на предприятии регламентам и стандартам; — методы оценки эффективности системы контроля деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса; — методику оценки соответствия гостиничного комплекса системе классификации гостиниц и иных средств размещения. Квалифицированный руководитель гостиничного комплекса должен уметь: — владеть стратегическими и тактическими методами анализа потребности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса в материальных ресурсах и персонале; — осуществлять планирование и организацию деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса; — осуществлять координацию и контроль, проводить оценку эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса; — использовать наставничество, делегирование, коучинг и другие современные формы развития руководящего состава и ключевых сотрудников департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса; — владеть навыками деловых и межличностных коммуникаций, проведения совещаний и собраний в трудовом коллективе; — владеть английским языком или другим иностранным языком с учетом характеристик постоянных клиентов гостиничного комплекса на уровне, обеспечивающем эффективные профессиональные коммуникации; — владеть навыками организации устных и письменных коммуникаций с потребителями, партнерами, заинтересованными сторонами; — соблюдать протокол деловых встреч и этикет с учетом национальных и корпоративных особенностей собеседников; — владеть методикой создания системы контроля в гостиницах и иных средствах размещения; — анализировать проблемы в функционировании системы контроля, прогнозировать их последствия и принимать меры по исправлению и недопущению подобных ситуаций в будущем; — организовывать работы по подтверждению соответствия гостиничного комплекса системе классификации гостиниц и иных средств размещения; Квалифицированный руководитель гостиничного комплекса должен владеть: — навыками оценки и планирования потребностей департаментов (служб, отделов) в материальных ресурсах и персонале; — навыками планирования текущей деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса; — навыками формирования системы бизнес-процессов, регламентов и стандартов гостиничного комплекса; — навыками координации и контроля деятельности департаментов (служб, отделов); — навыками проведения встреч, переговоров и презентаций гостиничного продукта потребителям, партнерам и другими заинтересованным сторонам; — навыками разрешения проблемных ситуаций потребителей, партнеров, заинтересованных сторон; — навыками определения форм и методов контроля бизнес-процессов департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса; — навыками организации службы внутреннего контроля; — навыками организации контроля за функционированием системы внутреннего распорядка; — навыками организации контроля исполнения персоналом принятых решений; — навыками организации контроля соблюдения технических и санитарных условий работы структурных подразделений; — навыками организации контроля за выполнением сотрудниками стандартов обслуживания и обеспечением качества гостиничного продукта; — навыками выявления проблем в системе контроля гостиничного комплекса и определение уровня эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса. 6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества. К профессионально важным личным качествам менеджера относятся: — ответственность; — организаторские способности; — аккуратность; — пунктуальность; — внимательность; — отличная память; — скрупулезность; — умение анализировать; — чувство такта; — грамотная речь; — коммуникабельность; — стрессоустойчивость; — лидерские качества; — презентабельный внешний вид; — работоспособность. 7. Медицинские противопоказания. — расстройства слуха; — расстройства координации движений; — психические заболевания; — заболевания сердечно-сосудистой системы; — хронические инфекционные заболевания; — нервно-психические расстройства; — заболевания опорно-двигательного аппарата; — дефекты речи и явные физические недостатки. 8. Родственные профессии. — руководители специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений (служб) предприятий общественного питания и гостиниц — руководители малых предприятий общественного питания, ресторанов и гостиниц — руководители учреждений, гостиниц и иных средств размещения — начальник отдела (на предприятиях общественного питания и в гостиницах) —руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения) 9. Область применения. Специалисты данной профессии могут работать в таких организациях и сферах, как: — туристические агентства — туроператорские компании; — гостиничный и ресторанный бизнес; 10. Пути получения профессии. Профессию руководителя гостиничного комплекса можно получить в в Казанском национальном исследовательском технологическом университете на кафедре материалов и технологий легкой промышленности. |
Профессиограмма «43.03.03 Гостиничное дело» (кафедра МТЛП)
Источник: ФГБОУ ВО «КНИТУ»