Профессиограмма «43.03.03 Гостиничное дело» (кафедра МТЛП)



Направление 43.03.03 Гостиничное дело

Профиль подготовки «Гостиничная деятельность»

Кафедра материалов и технологий легкой промышленности

1. Название профессии, специальности.

Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц

2. История профессии (специальности).

Первыми отелями являлись таверны, документальные упоминания о которых археологи обнаружили на территории Древней Греции и Рима. Спустя пару столетий постоялые дворы сегментировали в зависимости от качества сервиса. Спросом среди знатных путешественников пользовались заведения, где в обязательном порядке у гостей просили представить документ, что подтверждало их высокий статус. В XIX веке появились гостиницы, где было предусмотрено наличие всех удобств. Невзирая на существовавшую разницу в уровне платежеспособности постояльцев, стандарт обслуживания удалось существенно улучшить по сравнению со средневековыми тавернами, что нередко обладали довольно сомнительной славой. В XX столетии возникли новые направления гостиничного бизнеса, что вызвало потребность в обеспечении отелей квалифицированными руководителями. Появившись в роли семейного бизнеса, гостиничное дело неуклонно совершенствовалось и распространилось по миру.

3. Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий).

Профессия руководителя гостиницы направлена на руководство и организацию взаимодействия с подразделениями гостиницы. Специалист этой профессии занимается установлением целей и определением конкретных задач для каждого из подразделений; анализом деятельности и принятием решений, необходимыми для достижения целей; поддерживанием постоянной коммуникации в коллективе, анализом, оценкой и интерпретацией результатов работы каждого сотрудника общением с клиентами, составлением пакета деловых программ, разработкой новых гостиничных услуг.

Сфера профессиональной деятельности:

– 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.) (в сферах: оказание комплекса услуг по обеспечению временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, включая сопутствующие и дополнительные услуги; организации деятельности организаций общественного питания));

– сфера прикладных исследований

Типы профессии:

«Человек - Человек» (ориентирован на работу, связанную с людьми). Профессии, связанные с управлением, обучением, обслуживанием (бытовым, туристским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

«Человек – Знаковая система» (ориентирован на работу с графическими знаками и знаковыми системами, занимается анализом и обработкой информации).

Класс профессии:

преобразующий, связан с преобразованием, обработкой, упорядочением, организацией, оказанием влияния, обслуживанием;

изыскательский, связан с изобретением, поиском нестандартных решений и общих результатов, созданием образцов и новых вариантов.

Тип профессии по условиям труда: Труд с повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей, за материальные и общественные ценности.

4. Специальности.

Заместитель руководителя гостиницы

Руководитель департамента (управления) гостиничного предприятия (комплекса) (пансионатов, гостиниц, санаториев и других средств размещения)

5. Уровень базовых знаний.

Квалифицированный руководитель гостиничного комплекса должен знать:

— законодательство российской федерации о предоставлении гостиничных услуг;

— основы организации деятельности гостиниц и иных средств размещения;

— основы организации, планирования и контроля деятельности подчиненных;

— теории мотивации персонала и обеспечения лояльности персонала

— теория межличностного и делового общения, переговоров, конфликтологии

— специализированные программы, используемые в гостиничных комплексах;

— основы финансового, бухгалтерского и статистического учета в сфере гостиничного сервиса;

— основы межличностного и делового общения, переговоров, конфликтологии, социально-культурных норм бизнес-коммуникаций методы взаимодействия с потребителями, партнерами и другими заинтересованными сторонами - представителями разных культур;

— специализированные программы, используемые в письменных коммуникациях, в том числе возможности информационно-телекоммуникационной сети «интернет»;

— принципы и методы создания системы контроля работы персонала гостиничного комплекса;

— способы оценки соответствия качества выполняемых работ разработанным на предприятии регламентам и стандартам;

— методы оценки эффективности системы контроля деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса;

— методику оценки соответствия гостиничного комплекса системе классификации гостиниц и иных средств размещения.

Квалифицированный руководитель гостиничного комплекса должен уметь:

— владеть стратегическими и тактическими методами анализа потребности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса в материальных ресурсах и персонале;

— осуществлять планирование и организацию деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса;

— осуществлять координацию и контроль, проводить оценку эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса;

— использовать наставничество, делегирование, коучинг и другие современные формы развития руководящего состава и ключевых сотрудников департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса;

— владеть навыками деловых и межличностных коммуникаций, проведения совещаний и собраний в трудовом коллективе;

— владеть английским языком или другим иностранным языком с учетом характеристик постоянных клиентов гостиничного комплекса на уровне, обеспечивающем эффективные профессиональные коммуникации;

— владеть навыками организации устных и письменных коммуникаций с потребителями, партнерами, заинтересованными сторонами;

— соблюдать протокол деловых встреч и этикет с учетом национальных и корпоративных особенностей собеседников;

— владеть методикой создания системы контроля в гостиницах и иных средствах размещения;

— анализировать проблемы в функционировании системы контроля, прогнозировать их последствия и принимать меры по исправлению и недопущению подобных ситуаций в будущем;

— организовывать работы по подтверждению соответствия гостиничного комплекса системе классификации гостиниц и иных средств размещения;

Квалифицированный руководитель гостиничного комплекса должен владеть:

— навыками оценки и планирования потребностей департаментов (служб, отделов) в материальных ресурсах и персонале;

— навыками планирования текущей деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса;

— навыками формирования системы бизнес-процессов, регламентов и стандартов гостиничного комплекса;

— навыками координации и контроля деятельности департаментов (служб, отделов);

— навыками проведения встреч, переговоров и презентаций гостиничного продукта потребителям, партнерам и другими заинтересованным сторонам;

— навыками разрешения проблемных ситуаций потребителей, партнеров, заинтересованных сторон;

— навыками определения форм и методов контроля бизнес-процессов департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса;

— навыками организации службы внутреннего контроля;

— навыками организации контроля за функционированием системы внутреннего распорядка;

— навыками организации контроля исполнения персоналом принятых решений;

— навыками организации контроля соблюдения технических и санитарных условий работы структурных подразделений;

— навыками организации контроля за выполнением сотрудниками стандартов обслуживания и обеспечением качества гостиничного продукта;

— навыками выявления проблем в системе контроля гостиничного комплекса и определение уровня эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса.

6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества.

К профессионально важным личным качествам менеджера относятся:

— ответственность;

— организаторские способности;

— аккуратность;

— пунктуальность;

— внимательность;

— отличная память;

— скрупулезность;

— умение анализировать;

— чувство такта;

— грамотная речь;

— коммуникабельность;

— стрессоустойчивость;

— лидерские качества;

— презентабельный внешний вид;

— работоспособность.

7. Медицинские противопоказания.

— расстройства слуха;

— расстройства координации движений;

— психические заболевания;

— заболевания сердечно-сосудистой системы;

— хронические инфекционные заболевания;

— нервно-психические расстройства;

— заболевания опорно-двигательного аппарата;

— дефекты речи и явные физические недостатки.

8. Родственные профессии.

— руководители специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений (служб) предприятий общественного питания и гостиниц

— руководители малых предприятий общественного питания, ресторанов и гостиниц

— руководители учреждений, гостиниц и иных средств размещения

— начальник отдела (на предприятиях общественного питания и в гостиницах)

—руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения)

9. Область применения.

Специалисты данной профессии могут работать в таких организациях и сферах, как:

— туристические агентства

— туроператорские компании;

— гостиничный и ресторанный бизнес;

10. Пути получения профессии.

Профессию руководителя гостиничного комплекса можно получить в в Казанском национальном исследовательском технологическом университете на кафедре материалов и технологий легкой промышленности.

Источник: ФГБОУ ВО «КНИТУ»