История русских изобретений. Фарфор.

Россия – одна из немногих стран, которая смогла разгадать секрет китайского фарфора. И можно с уверенностью сказать, что русский фарфор — это состоявшееся и значимое направление мирового искусства, стоящее в одном ряду с Мейсеном и Севром. Но обо всем по порядку. Начнем с родины фарфора - Китая.

Как известно, Китай дал миру целый ряд удивительных изобретений и открытий: это порох, компас, бумага, шелк, и конечно, важное место занимает среди них фарфор - феноменальное явление мировой цивилизации. В истории его создания столько тайн, что до сих пор точно не установлено время его создания. Многие ученые считают, что фарфор появляется уже во втором тысячелетии до н.э., о чём свидетельствуют раскопки на территории Китая в долине реки Хуанхэ, но это был ещё не фарфор, что настоящий фарфор, производимый в промышленных масштабах относится, примерно к в VI-VII векам н.э.

Итак, что же это такое фарфор с позиции современного человека? С языка фарси (farfur, fagfur) слово «фарфор» происходит от названия титула императора «фарфур» или «фагфур», что означает «сын неба» или «императорский» (для англоязычного населения земли слова «фарфор» и «Китай» обозначаются одним словом «China») поскольку посуду из него могли позволить себе лишь исключительно правители и члены императорской семьи. Фарфор – изделия тонкой керамики, получаемой высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, пластичной глины, кварца, полевого шпата и других компонентов. В зависимости от состава фарфоровой массы различают т. н. твёрдый и мягкий фарфор. Твёрдость достигается в процессе обжига, при этом для твердого фарфора требуется более высокая температура обжига (до 1450 °С); из него изготовляют изделия повседневного ухода (посуда), он также используется в технике для изготовления электроизоляторов. Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу, и температура обжига при его изготовлении достигает 1300 °С и используется преимущественно для художественных изделий. К мягкому фарфору относится также костяной фарфор, в состав которого входит до 50% костяной золы. Костяной фарфор характеризуется наибольшей белизной и просвечиваемостью. И твёрдый, и мягкий фарфор покрывают глазурью, либо выпускают без нее (т. н. бисквитный фарфор).

Китайская ваза По преданию, древние китайцы долго не могли определиться с материалом для изготовления посуды: нефрит - дорого и святотатственно, глина - некрасиво и недолговечно, дерево – не эстетично. Потом совершенно случайно мастера нашли способ изготавливать фарфор. Столетиями, совершенствуя технологию производства, китайские мастера добились таково качества изделий, что молва гласила, «они были ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл». Свой секрет, т.е. рецептуру фарфоровой массы и технологию производства жители Китая держали в строжайшей тайне, его разглашение инородцам было запрещено под страхом смертной казни. Но несмотря на все запреты, в X-XV вв. китайский фарфор проникает в Азию, а именно в Корею и Японию, где налаживается его производство. В Корее фарфоровые изделия известны с X в. В Японии производство фарфора возникло в XVI-XVII вв. под влиянием Китая и Кореи.

Первый образец фарфора (белую фарфоровую вазу) в Европу привез Марко Поло при возвращении в Италию в 295 году. И с XV в. фарфор стал считаться очень ценным среди знати и богатых людей. Королевские и княжеские дворы Европы за драгоценные вазы платили золотом. Известно даже, что Август Саксонский в начале XVIII в. обменял несколько гренадеров на фарфоровые вазы у короля Пруссии. Кроме того, его престиж был связан с тайной изготовления. В это время интерес к фарфору обуславливался также появлением таких экзотических напитков как чай, шоколад и кофе, дорогие напитки требовали подходящей посуды, фарфор отвечал этим требованиям.

Фарфор Медичи Первый прорыв в производстве фарфора произошел во Флоренции во время правления Франческо ди Медичи, Великого князя Тосканы, правившего с 1575 по 1597, было начато производство искусственного фарфора, известного как «фарфор Медичи». Тем не менее, производство качественного фарфора не было развито до 1708 года, когда физик Ширнхаузер и алхимик Иоганн Бётгер достигли успеха в получении полевошпатового фарфора. В результате этого открытия Август II, король Польши, Ваза фабрики в Мейзене в 1710 году основал первую европейскую фабрику по производству фарфора в Мейзене.

Скрещенные синие мечи - эмблема саксонского Фарфоровая статуэтка фабрики в Мейзене мейсенского фарфора это один из самых престижных логотипов изысканной роскоши. Чуть позже Франция наладила производство собственного фарфора. Его развитие связано с такой известной личностью, как мадам де Помпадур, фавориткой короля Луи XV, которая оказала значительное влияние на украшение французского фарфора в своем собственном стиле. Благодаря ее вмешательству в 1731 г. в Севре была основана мануфактура, которая уже через год начала производить твердый фарфор, получивший всемирную известность. Севрский фарфор Обе эти фабрики - в Севре и Мейзене, ныне делят меж собой честь называться самыми старыми и работающими по сей день фабриками фарфора.

А что же Россия? До появления собственного фарфора Россия, как и Европа, покупала диковинный «звонкий товар» у иноземных купцов. Отдельные образцы китайского фарфора появились в России, по-видимому, в то же время, что и в европейских странах, в XIII-XIV вв. Об этом свидетельствуют черепки разбитых блюд и кувшинов, найденные в разное время в старых культурных слоях на территории Московского Кремля. С открытием Мейсенской мануфактуры в обиходе русской знати стал преобладать саксонский фарфор. Попытки открыть секрет фарфора велись в России с 1718 г., когда Петр I познакомился с саксонским изобретением при дрезденском дворе.

В 1723 году Петр I издал указ о предоставлении льгот и привилегий фабрикантам, которые сумеют в России "куриозное художество ввести и распространить", особенно такие, для производства которых будут использованы не привозные, а имеющиеся в Российской империи материалы. И в 1724 году в Москве Афанасий Кириллович Гребенщиков открыл первый ценинный завод, на котором вначале изготавливались курительные трубки по голландским образцам, затем в ассортименте завода появились изразцы и с конца 1730-х гг. - ценинная (крытая эмалью) посуда.

м Завод Гребенщикова первым перешел к выпуску майоликовой посуды с росписью по сырой эмали. Изделия завода отличались высоким качеством и разнообразным ассортиментом, монументальностью и мягкостью форм. В них широко использовался синий и трехцветный орнамент на белой голубоватого оттенка эмали. Изделия маркировались буквами РМФАГ. Ассортимент был разнообразным, продавались и сервизы из нескольких десятков предметов. Однако данная посуда уже не могла удовлетворить потребности знати.

При Елизавете Петровне (1709-1762) предпринимались попытки узнать секрет китайского фарфора и организовать его производство в Царском селе близ Петербурга с помощью сибирских купцов, но эти опыты, а также приглашение "арканиста" Гунгера из Швеции не принесло желаемого результата. Только лишь в 1747 г. талантливый горный инженер Дмитрий Виноградов открыл состав русского фарфора на основе гжельской глины. Русский фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу, изготовленному исключительно из отечественного сырья, приближался к китайскому. Однако прежде, чем перейти к этапам развития фарфоровой промышленности в России, просто необходимо остановиться на трагической судьбе его создателя.

Дмитрий Виноградов родился в древнем русском городе Суздале в семье протопопа кафедрального собора города. Неизвестен точно даже год его рождения: 1717 или 1720. Поскольку последняя дата была указана в документе от Академии Наук - учреждения, в котором Виноградов учился, она считается более вероятной. Почти ничего не известно о детских годах Дмитрия Ивановича. Видимо, его отец, желая дать сыну хорошее образование, отправил его учиться в Москву, в Славяно-Греко-Латинскую Академию около 1730-1733 гг. Примерно в это время состоялась и первая встреча еще весьма юного Дмитрия (не старше 13 лет) и молодого девятнадцатилетнего Михайло Ломоносова. Они стали хорошими друзьями, несмотря на большую разницу в возрасте.

Проявив блестящие способности, оба одаренных студента в числе 12 лучших были направлены для дальнейшего обучения в Санкт-Петербург, а затем в 1736 г. трое из них отправились в Германию для изучения горного дела. Здесь студенты вначале прошли теоретическую подготовку, изучая множество наук: немецкий, французский и латинский языки, арифметику и тригонометрию, механику, теоретическую химию, физику, гидростатику, гидравлику, аэрометрию. Виноградов даже брал уроки рисования, расширил свою подготовку по логике, метафизике, а также гуманитарным наукам.

Только в 1739 году три русских студента прибыли во Фрайбург, где в рудниках и шахтах на практике трудно познавали основы горного дела. Для того, чтобы свободно передвигаться по стране, Виноградову был выдан паспорт, в котором содержится скупое описание внешности Виноградова: высокий рост, темно коричневые волосы, также указано то, что во время поездки он носил красный камзол. Это все, что дошло до нас о внешности этого человека. По возвращению в Россию в 1744 г. он сразу попадает на только что основанную порцелиновую (еще одно название фарфора) мануфактуру и становится ее управителем. Виноградов понимал, что организация фарфорового производства представляет собой сложную техническую задачу, которую решать нужно было с нуля. Единственное, что можно было использовать - знание техники гончарного производства, которое существовало в России с давних пор.

Разработать рецепт фарфора - этого было мало, необходимо было разработать технологические приемы обогащения сырьевых материалов, их измельчения и способы изготовления массы, разработать конструкции печей, найти оптимальный газовый и тепловой режим обжига, найти топливо для печей, разработать состав глазури для черепка, найти состав керамических красок и многое другое. Результаты своих опытов он записывает в дневник и понимая, что рецепт фарфора являлся государственной тайной, все свои записи зашифровывает (промышленный шпионаж существовал уже и в те незапамятные времена!). Удовлетворительный материал был получен им уже в 1747 г., но Виноградов продолжает опыты и, наконец, фарфор получен. Это особенно удивительно, если принять во внимание, в каких нечеловеческих условиях он жил! Его никуда не отпускали с завода, родного Суздаля и свою семью он никогда уже более не увидел, своей семьи он тоже не создал. Он весь отдавался работе и только работе!

К 1753 г. к моменту, когда в результате “прилежного труда” (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор, создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы и изготовление фарфора на порцелиновой фабрике уже было значительным, здоровье Виноградова сильно пошатнулось. Одиночество и фактически отсутствие любой моральной поддержки тяжело повлияло на Виноградова.

Трудно поверить, что с выдающимся ученым, лучшим выпускником петербургской Академии наук, образованным европейцем, своими трудами составившим славу России, обращались как с колодником, приковывая цепями к печам, чтобы он не убежал и не передал кому-либо секрет. Не получив никакой благодарности за свои труды, и не прожив даже 40 лет, этот талантливый человек скончался в 1758 г, а его могила затерялась еще в XVIII в. Но к этому времени первая русская Невская фарфоровая мануфактура уже работала. Фабрика достигла сервиз Елизаветы Петровны больших успехов, как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него, и русский фарфор уже при Виноградове занял подобающее ему место. О высоком качестве фарфоровый изделий говорит хотя бы тот факт, что расписывался он учениками Петербургской академии художеств, а рисунки на первых изделиях утверждались лично императрицей Елизаветой. И понятно, что такие изделия были доступны лишь очень узкому кругу избранных.

В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать стол. С 1765 г. Невская мануфактура стала называться Императорским фарфоровым заводом. В семидесятых годах XVIII в. возрос интерес императорского двора к развитию российского фарфорового производства. Екатерина II, вначале отдававшая явное предпочтение фарфору зарубежного производства, обратила свое внимание на отечественный фарфор, замыслив превратить завод в коммерческое предприятие и предмет российской гордости. И как показала жизнь, эти цели были достигнуты.

Чайник из сервиза Александра Первого На протяжении всей дореволюционной истории завода основное место в его производстве занимали роскошные царские сервизы. Они прославляли деяния императоров, отражая события в эпохи их царствования. Так, победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. послужила поводом к рождению серии «военных тарелок», на которых изображались солдаты и офицеры в Народы Россиимундирах всех родов войск. Для утверждения идеи русской государственности еще при Екатерине Великой, а потом и при Николае I продолжили изготовление серии скульптур «Народы России», отличительная черта которых — их этнографическая достоверность. Развитие получили также портретная, (особенно прославленных полководцев), иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах, на которых воспроизводились полотна старых мастеров из коллекции Эрмитажа. В XIX в. в России огромным успехом пользовались цветы из бисквитного фарфора, созданного мастером ИФЗ Петром Ивановым, который Цветы Петра Иванова не имел себе равным в мировой фарфористике. Секрет заключался в ручной работе, а также в особом составе фарфоровой массы, но с уходом художника из жизни эта уникальная технология, увы, была утеряна.

Кроме достижений в области художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. И поэтому не случайно в 1925 году, в связи с 200-летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого М. В. Ломоносова.

Агитационный фарфор Агитационный фарфор Особое место в истории ЛФЗ занимает так называемый агитационный фарфор своего рода, феномен, не имеющего аналогов в мировом искусстве и в совершенной художественной форме отразившего настроение первых лет пролетарской революции. Выдающиеся художники того времени Кандинский, Малевич, Петров-Водкин, Чехонин, Татлин и многие другие при расписывании сервизов и отдельных предметов использовали элементы советской символики, подчиняясь требованиям моды вводили в орнамент колосья, снопы, серпы, молоты, работниц в красных косынках, рабочих с молотком, трактора, станки т. п. Все это было ново и необычно для фарфора, а учитывая, что выпускался он малыми тиражами, коллекционная привлекательность агитационного фарфора были неоспоримы и очевидны уже для современников.

В наше время на ИФЗ сохраняется традиционная техника производства фарфора. В его ассортименте более 500 наименований. Наряду с изделиями в старинном духе выпускается и новая, экспериментальная продукция: например, скульптурные произведения и роспись Михаила Шемякина по мотивам балета "Щелкунчик». На протяжении десятилетий повышенным спросом пользуется фирменный сервиз завода «Кобальтовая сетка». Кобальтовая сеткаДо сих пор продукция ЛФЗ экспортируется в десятки стран мира. За многолетнее плодотворное сотрудничество в области коммерческих и культурных связей Ломоносовский фарфоровый завод удостоен Международной премии "Золотой Меркурий".

Изделия с маркой "ЛФЗ" можно встретить в коллекциях крупнейших музеев России: Эрмитаже, Русском музее Санкт-Петербурга, Государственном историческом музее в Москве. В музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Метрополитан музее в Нью-Йорке и других музеях по всему миру, в банкетных залах Кремля и в резиденции Патриарха Русской Православной Церкви, их вручают как правительственные подарки главам зарубежных государств и как призы на соревнованиях и фестивалях.

Русский фарфор — это не одно имя, необходимо отметить старинные мануфактуры всемирно известных марок: Гарднеровский фарфор, Кузнецовский фарфор, Поповский фарфор, и, конечно, Гжель.

Кувшин завода Гарднера Предприятие Гарднера (английского купца) — это производство, существовавшее благодаря личности своего основателя и проданное после его смерти. В 1766 г. в селе Вербилки близ Дмитрова под Москвой была основана его частная фабрика. Гарднер поставил перед собой задачу вытеснения иностранного фарфора с Российского рынка. И ему это частично удалось.

Мануфактура была ориентирована на максимально широкий круг потребителей, это была недорогая массовая продукция, расписанная в соответствии с существовавшей модой, как правило, стандартными композициями цветов: небольшие сервизы, тарелки, чайные и кофейные пары. Некоторые декоры копировали майсенскую цветочную и ленточную Икорница завода Гарднера роспись, но существовали и собственные мотивы: «розан» и «шиповник», носившие черты русской самобытности. Изделия подороже расписывали побогаче, часто используя ложные марки, в частности, «майсенские» скрещенные мечи со звездочкой (майсенский фарфор часто подделывался в России).

На рубеже XVIII-XIX вв. объем произведенного Гарднером фарфора составил около 7.5% в год по отношению к объему ввозимого тогда в Россию фарфора. К моменту смерти Франца Гарднера его предприятие считалось лучшим в России частным фарфоровым заводом, имеющим не только высочайшее качество продукции, не уступающее зарубежным аналогам, но и обладающим огромной коллекцией уникальных форм, сделанных по моделям высокой художественной ценности. Исключительно редкий гарднеровский фарфор XVIII века в наши дни стоит значительно больше, чем нередко встречающийся в антикварных магазинах Москвы мейсенский фарфор, изготовленный в тот же период. Тем не менее предприятие Гарднера существует до сих пор и носит теперь имя «Фарфор Вербилок».

Династия Кузнецовых являлась выходцами из Гжели. Основатель династии, Яков Васильевич Кузнецов не только создал успешное керамическое предприятие, но и воспитал достойных наследников, способных продолжить и развить его дело. К концу 18 в. Кузнецовы владеют Рижской фарфоро-фаянсовой фабрикой (1841 год), Дулевским фарфоровым заводом (1832 год), Фарфоровым заводом Ауэрбаха (1870 год) и Будянским фаянсовым заводом (1887 год), Гарднеровским заводом (1891г.). Кузнецовы ставят перед собой амбициозные задачи: первое - полное выдавливание из России иностранных производителей, для чего добились повышения таможенных пошлин на ввоз заграничной посуды на 20-50%, и второе - объединение всех керамистов России, для чего были организованы съезды фарфоровых производителей и создан Союз фарфористов.

К началу XX века Кузнецовы скупили практически все фарфоровые мануфактуры России – кроме Императорского фарфорового завода, - однако клейма на фарфоре знаменитых мануфактур оставались прежними. К 1913 году Кузнецовская империя включала в себя восемнадцать заводов и составляла практически две трети всего объема керамической продукции страны, а с 1902 года Кузнецовский фарфор стал именоваться поставщиком императорского двора и экспортировался в Европу и страны Востока. Жители Средней Азии, Афганистана и даже Турции уже предпочитали русский фарфор, а в некоторых областях Восточного Китая начинали даже находить его более «китайскими», нежели свой.

Дулевский завод На всех предприятиях особое внимание Кузнецов уделяет научным разработкам и качеству своей продукции, внедряя технические новшества. Именно поэтому перед первой мировой войной Дулевский фарфоровый завод был одним из лучших по техническому оснащению в мире. Специалисты предприятий должны были находиться в курсе последних технических и художественных новостей Европы и Востока. Кузнецовы держали своих представителей в Строгановском училище, были часто организаторами конкурсов на лучшие изделия, позволяли экспериментировать студентам, безвестным художникам, на его заводах работали выдающиеся русские художники и формовщики.

Завод Кузнецова Ассортимент выпускаемой продукции на заводах был богатейшим. Эта посуда предназначалась для всех слоев населения России. Даже выполненные в простых и скромных формах изделия украшались с большим вкусом росписями обыкновенных русских цветов и ягод. Завод Кузнецова Не нарушая традиции, производились хорошие вещи старыми гарднеровскими мастерами даже в наши дни большим спросом пользуются «агашки» дулевского завода: посуда из фарфора с росписью в виде ярких розанов, наносившихся на изделие пальцем, которую придумала некая Агафья, от имени которой и пошло название этого стиля. Производилась и кричащая о богатстве посуда "золотое нутро или полунутро" с покрытой золотом полностью или наполовину внутренней поверхностью. Агашки Выпускались изделия с росписями сцен, портретами дам, античными картинами, имитациями под саксонский, севрский и другие фарфоры. Помимо собственно фарфоровой и фаянсовой посуды предприятие выпускало майолику, садовую скульптуру, вазы, курительные приборы, садовые и цветочные горшки. Кроме этого производилась и архитектурная керамика: изразцы для печей и каминов. Много изделий изготавливались для церквей: лампады, свечи, люстры, чаши, иконостасы, киоты.

После революции 1917 г. в собственности семьи Кузнецовых осталась только Рижская фабрика. В 1940 г., когда советская власть пришла и в Прибалтику, Кузнецовы остались на собственной фабрике обычными служащими, кто-то из них был сослан на Колыму и пропал там без вести. Во время немецкой оккупации Кузнецовы уехали из Прибалтики на Запад.

Восстановленные после Гражданской войны фарфоровые заводы, ранее принадлежавшие Кузнецовым, продолжали выпускать все тот же кузнецовский фарфор. К обновлению и расширению производства приступили только в 30-е годы XX в.

Фарфоровые фигурки завода Попова Фарфоровые фигурки завода Попова Фарфоровые фигурки завода Попова Особое место в русском фарфоре занимает Поповский, в селе Горбуново Московской губернии, который существовал более полувека. Фарфоровая мануфактура отца и сына Поповых никогда не входила в холдинг Кузнецова, но не менее была знаменита. Основная часть продукции Поповской мануфактуры состояла из вполне ординарной посуды, но славу ей принесли жанровые фигурки. Фарфоровые фигурки поповских косарей, прядильщиц, пастухов, модников и модниц, серия неаполитанского театра кукол с Коломбиной и Панталоне отличавшиеся хорошим вкусом, легким народным юмором пользовалась и пользуются большой популярностью и небывалым спросом в наше время у коллекционеров. Отдельные экземпляры на международных аукционах продаются наравне с аналогичными изделиями знаменитых Мейсена и Ломоносова. Фарфоровые фигурки завода Попова К сожалению, поповское предприятие закончило свое существование вместе со смертью основателей. В 1865 г. их фабрика была закрыта.

Гжель (в настоящее время состоящая из 27 деревень на территории Раменского района Московской области) заслуженно считается родиной русской керамики, по своей значимости в истории художественной культуре сопоставимой с мировыми керамическими центрами. История промысла насчитывает почти семь веков с тех пор, как здесь поселились люди и обнаружили необыкновенные по своим свойствам залежи глины. Первый керамический материал, в котором местные мастера сумели достичь особых художественных высот, была майолика. Формы большинства майоликовых сосудов сложились на основе традиционных форм керамики XVII века. Гжель Гжель Те же вместительные шаровидные кувшины, высокие, стройные квасники и кумганы, нарядно расписанные, на их поверхностях оживали сказочные города, фантастические птицы, живописные цветы и травы. Но менялось время, менялись вкусы, появился английский фаянс и майолика была вытеснена, просуществовав не более полувека.

На смену майолики пришли полуфаянс, фаянс, а затем и фарфор. Для Гжели это не просто термины, а эпохи. Ими были самостоятельно освоены все перечисленные виды керамики. Каждый из этих видов у гжельцев имел свою специфику, совершенствуя технологии изготовления и экспериментируя с глинами был создан свой стиль, ставшее своеобразным феноменом. Гжельский фарфор пластичен, выразителен по силуэту и всегда отвечает назначению вещи, украшен самобытными росписями, многоцветен и наряден. Это один из немногих промыслов, старинные и современные изделия которого в равной степени считаются ценными предметами коллекционирования.

Интерес к процессу производства фарфоровых изделий не ослабел у отечественных изобретателей и в наши дни. Сколько существует фарфоровая промышленность, столько же времени совершенствуется технология производства последнего. К сожалению, не существует реестра привилегий (предшественника патента) дореволюционной России, поэтому определить, сколько же их было в разное время выдано именно на производство фарфора, в настоящее время невозможно.

Но вот оценить уровень изобретательстра после принятия патентного закона в 1924 г. представляется интересным. Всего же, включая первое полугодие текущего 2016 г., по данной тематике было зарегистрировано 247 изобретений. При этом первый патент с номером 19514 (Станок для уплотнения пластичных масс в формах) на производство фарфоровых изделий был получен лишь в 1930 году. В дальнейшем динамика роста числа изобретений по данной тематике выглядела следующим образом: см.Таблица 1.

Заметим в связи с этим, что до 1947 г. изобретения касались в основном устройств (всевозможные станки, машины, автоматы и полуавтоматы для работы с фарфоровой массой), это порядка 11%; в дальнейшем же патенты и авторские свидетельства на изобретения получали за совершенствования технологического процесса производства фарфора (19%).

Основные задачи, которые при этом решались:

  1. Интенсификация процесса изготовления фарфора;
  2. Уменьшение брака и утилизация отходов производства;
  3. Улучшение физико-механических свойств фарфора;
  4. Улучшение внешних данных фарфоровых изделий в частности белизны;
  5. Уменьшение усадки керамических заготовок в процессе сушки.

Оставшиеся 70% изобретений касались состава керамической и фарфоровой массы. Кажется, за 300 лет с момента появления саксонского фарфора в Европе в его рецепт невозможно внести что-то новое, но даже количественные показатели по России говорят о другом. Состав фарфоровой массы может варьироваться, видимо, весьма широко. Вводя новые компоненты, или изменяя процентный состав уже известных составляющих, авторы изобретений стремятся повысить физико-механические свойства фарфора, улучшить его просвечиваемость и белизну, уменьшить время процесса формовки заготовок, снизить цену изготовляемой продукции, увеличить сроки эксплуатации используемого оборудования. Здесь необходимо отметить огромный вклад на ниве изобретательства обладателя 58 патентов только на состав фарфоровой массы Юлии Щепочкиной из Иванова. Получается, что практически каждое четвертое изобретение по данной тематике принадлежит этой женщине.

Чтобы представить себе, как обстоят дела в этом вопросе в мировом масштабе, можно привести данные Европейского патентного ведомства за последние 5 лет. Количество зарегистрированных на данном сайте изобретений выглядит следующим образом: см.Таблица 2.

Лидером здесь, как и следовало ожидать, является Китай. Чтоб оценить значимость страны в вопросах изобретательства, касающихся изготовления фарфора, можно привести данные того же ведомства за тот же период по такому показателю, как керамический пигмент, который может быть использован для декорирования изделий из фарфора. Как видно из приводимой ниже таблицы, Россия находится на втором месте опять-таки после Китая, причем этим положением мы обязаны все той же Юлии Щепочкиной, которой и принадлежат ВСЕ упомянутые в ней 29 патентов. См. Таблица 3.

В заключение хотелось бы остановиться на применение фарфора в технике зубного протезирования. Первый патент в СССР «Способ получения легкоплавкой минеральной массы для зубного фарфора» за номером 140952 был получен еще в 1961 г., но в дальнейшем данная тема особого развития не получила (на данный период было зарегистрировано около 10 изобретений, тогда как в развитых странах и особенно в Китае уже получены сотни патентов на технологию применения фарфора в зубном протезировании).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Изобретатель и рационализатор, №3 2011г. ст.26
  2. Изобретатель и рационализатор, №10 2005 г. ст.22

Зав. патентным отделом УНИЦ КНИТУ
Т.И.Михайлова

Источник: УНИЦ