|
30.10.2025
Торжественная церемония в стенах КНИТУ стала ярким финалом для победителей республиканского конкурса «Химия. Учитель. Будущее». Мероприятие, прошедшее в рамках регионального проекта «Лидеры химической отрасли: путь от школы до карьеры мечты», подвело итоги масштабного соревнования, длившегося с августа по октябрь 2025 года.
Конкурсные номинации «Профессионалы» и «Популяризаторы» были нацелены на поощрение уже достигнутых результатов: в первой побеждали учителя, чьи ученики продемонстрировали наивысшие баллы на ЕГЭ по химии, а во второй — те, кто смог увлечь предметом наибольшее число школьников. Номинация «Перспектива» была ориентирована на будущее: её победителями стали педагоги, которые представили лучшие стратегические планы и отчёты о проделанной работе по популяризации химии среди учащихся.
Как отметила организатор проекта, директор Института дополнительного профессионального образования КНИТУ Юлия Зиятдинова, в конкурсе приняло участие около 100 учителей, больше всего – в номинации «Перспектива». По её словам, каждый из 30 победителей получит для своей школы комплект современного оборудования: ноутбук и 15 лабораторных наборов для практических уроков химии. Общий призовой фонд проекта составил более 10 миллионов рублей.
Программа для победителей включала в себя четырёхдневное пребывание в санатории «Васильевский», где для педагогов были организованы тренинги по развитию гибких умений для работы с поколением Z и освоению современных образовательных технологий в преподавании химии. Для учителей также провели экскурсию по производственным мощностям компании «Данафлекс», специализирующейся на производстве полимерной продукции, где показали, как теоретические знания по химии применяются на реальном производстве.
Награждая победителей, заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Рамиль Хайруллин шутя поинтересовался у зала: «Я правильно понимаю, что вы сегодня приехали за реактивами?» — а затем поделился личными впечатлениями от посещения одной из школ республики, где в кабинете химии на стене висела лишь таблица Менделеева. «Я спрашиваю: а где колбочки? Где реактивы и индикаторы? Ничего нет! Химия в последнее время, к сожалению, становится «теоретической» наукой, и нам очень важно изменить эту ситуацию», — отметил он.
Хайруллин напомнил, что Татарстан является регионом-лидером в сфере химии и нефтехимии, поэтому поддержка учителей химии важна для подготовки новых кадров наших бюджетообразующих отраслей и она будет наращиваться.
Проректор по учебной работе КНИТУ Дильбар Султанова назвала учителей «самой ценной аудиторией». «Вы формируете первичный интерес к химии, а для КНИТУ, вуза, который занимает 2-е место в Российской Федерации по объёмам приёма на «Химическую технологию», это крайне значимо», — отметила она, поблагодарив педагогов за участие в проекте.
География победителей охватила всю республику, доказав, что качественное химическое образование и энтузиазм педагогов не знают границ. Своими историями успеха поделились и сами учителя.
Виктория Каримова, учитель гимназии № 20 имени Абдуллы Алиша в Казани, рассказала, что столкнулась с трудностями, когда три года назад пришла работать в школу. Старшеклассники, по её словам, «боялись предмета» и потребовалось время, чтобы наладить учебный процесс и изменить отношение ребят. Она также отметила проблемы с оснащением: кабинет химии маленький и совмещён с кабинетом биологии, а реактивы остались с «бородатых» времён. Несмотря на это, с каждым годом число учеников, которые выбирают химию для сдачи ЕГЭ, увеличивается. «Сначала был один человек, в этом году уже трое. В следующем, уверена, будет ещё больше», — с гордостью отметила педагог. Фишка её проекта — в использовании нейросетей и других современных инструментов, способных показать детям, что химия — это наука, идущая в ногу со временем.
Чулпан Шангареева из Карабашской школы Бугульминского района рассказала, что в их школе ученики, сдававшие химию, традиционно поступали в медицинские вузы, но в последние годы ситуация изменилась. Благодаря выпускникам, которые сейчас учатся в КНИТУ и проводят мастер-классы в своей родной школе, школьники заинтересовались химической технологией, начали участвовать в олимпиадах и занимать призовые места.
«Молодёжь сейчас дальновидная, их интересует дальнейшая профессия и карьерные перспективы, а в нашей республике благодаря крупным отраслевым предприятиям для этого созданы наилучшие условия», — отметила она. Педагог призналась, что для углублённой подготовки возможностей школы не всегда хватает: «Лабораторных работ у нас мало, и именно такие конкурсы дают возможность выйти за рамки школьной программы, расширить кругозор ребят и влюбить их в химию».
Анастасия Илендеева
|