Международная научная школа «Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития»
Выступление ректора Г.С, Дьяконова
Открытие
17.10.2011
В рамках Международной научной школы «Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития», проходившей с 5 по 7 октября на базе КНИТУ, представители элиты инженерного образования России и зарубежья обсудили проблемы и перспективы инженерного образования. Мероприятие было инициировано Общественной палатой РТ и Казанским национальным исследовательским технологическим университетом, а среди его организаторов были также Международное общество по инженерной педагогике (IGIP), Российский мониторинговый комитет IGIP, министерства образования и науки РФ и РТ, союзы ректоров России и Татарстана.
В рамках школы также работала дискуссионная площадка «Содержание ВПО для инновационного развития», а Национальный фонд подготовки кадров провел для руководителей национальных исследовательских университетов России семинар “НИУ как центры инновационной активности”.
На официальном открытии мероприятия были отмечены важность проблем несовершенства российского инженерного образования, необходимость перемен, основанных на выстраивании эффективного партнерства вузов с инновационными структурами. Об этом говорил ректор КНИТУ Герман Дьяконов, открывший заседание. Заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов зачитал обращение Президента РТ Рустама Минниханова к участникам школы:
«Казань не случайно стала площадкой для проведения международной научной школы, ведь в настоящее время Татарстан является одним из самых динамично развивающихся регионов РФ, обладающим мощным научно-образовательным и промышленным потенциалом. Здесь реализуются крупные по мировым меркам инвестиционные проекты, базирующиеся на самых современных технологиях. Поэтому мы активно поддерживаем вузовскую науку.
Особую роль в подготовке инженерных кадров для основополагающей для республики отрасли играет Казанский национальный исследовательский технологический университет. Уверен, что успешное обсуждение и решение вопросов, вынесенное на повестку дня Международной научной школы, окажет самое благоприятное влияние на развитие современного инженерного и технического образования».
К присутствующим обратился также Председатель Общественной палаты Республики Татарстан Ильгиз Калимуллович Хайруллин: «Мы понимаем, что сегодня от состояния технического образования зависит социально-экономическая ситуация в республике, общее самочувствие людей. Проблемы инженерного образования сегодня на устах у всех, активно идёт реформирование этой области. Поэтому проведение подобного мероприятия сегодня, как никогда, актуально».
Участников Школы поприветствовали руководитель экспертно-аналитического центра Национального фонда подготовки кадров В.М.Жураковский, Вице-президент Российского совета ректоров и Председатель Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа Р.Г.Стронгин, Президент Ассоциации инженерного образования России Ю.П.Похолков, профессор В.С.Сенашенко (РУДН), В.Е.Медведев (НИУ МГТУ им. Н.Э. Баумана), А.М.Гумеров (АН РТ). О деятельности Российского мониторингового комитета IGIP в условиях модернизации системы ВПО рассказал ее вице-президент В.М.Приходько.
Почётный президент Международного общества по инженерной педагогике (IGIP) Адольф Мелецинек рассказал о мировых тенденциях в инженерном образовании, затронул актуальную проблему нехватки времени для преподавания учебного материала в инженерно-техническом образовании и другие наболевшие вопросы.
Темой доклада В.М.Жураковского стали Национальные исследовательские университеты как центры инновационной активности. Он рассказал о создании сети НИУ в рамках приоритетного национального проекта «Образование», требованиях, предъявляемых к НИУ, о результатах начального этапа функционирования 29 исследовательских университетов, проанализировал показатели выполнения программ развития разными НИУ. Интересно, что КНИТУ (КХТИ) занимает по многим позициям рейтинга ведущие места.
В рамках трехдневных заседаний коллеги обсуждали темы специфики и методологии работы современного инженера, необходимости выращивания новой генерации высокообразованных инженеров, формы и методы совершенствования инженерного образования, существующие прогрессивные системы поддержки качества подготовки инженеров, как «конечного продукта» ВПО, проблемы престижности инженерной деятельности в обществе и многое другое. Коллеги пришли к выводу о необходимости решения инженерных проблем на стыке практических и научных сфер деятельности, широкого сотрудничества науки, образования и бизнеса, ориентации на международные научные и образовательные тренды.
Например, Президент АИОР ректор Томского политехнического университета Ю.П.Похолков отметил необходимость проведения ряда политических, экономических и организационных мер для решения задач, стоящих перед инженерным образованием. «Думаю, необходима разработка федеральной целевой программы развития инженерного дела и инженерного образования в России на период до 2020 года», - подытожил учёный своё выступление.
Директор ЦППКП НИУ МГТУ им. Н.Э.Баумана В.Е.Медведев поднял проблемы общественной сертификации инженеров. Учёный высказал мнение о необходимости принятия закона об инженерной деятельности, в котором были бы заложены идеи о совершенствовании этой сферы.
Выступление академика РАО И.А.Новикова на тему «Инженерное образование: проблемы интеграции с естественнонаучным и гуманитарным образованием» вызвала бурную дискуссию относительно того, чем, по сути, является педагогическая деятельность – производством или услугой? Учёный склонялся к мнению, что с экономической стороны это, несомненно, услуга, но с точки зрения самого педагога её можно считать производством, и это тоже справедливо.
Об особенностях инновационного инженерного образования на примере КНИТУ рассказал его ректор Г.С.Дьяконов. Он отметил важность взаимодействия технических вузов с промышленностью, которое активно осуществляется в Казанском технологическом университете.
На секциях Школы также прозвучали выступления коллег из НИУ России: «Модернизация инженерного образования для технологического развития России» (А.И.Чучалин, Т.С.Петровская, НИТПУ), «Управление инновациями при переходе к стандартам нового поколения» (Г.Н.Позументова, НИУ ТГУ).
Научную школу отличали разнообразные живые формы работы: мастер-классы, тренинги и круглые столы, в том числе под руководством зарубежных гостей.
Профессор Ф.А.Сангер из университета Западной Каролины, США, в увлекательной форме провел мастер-класс по технологиям проектного образования: несколько команд готовили проект лучшего в мире небоскреба. Большой интерес участников вызвал мастер-класс Ю.П.Похолкова, темой которого стали состояние инженерного дела и инженерного образования в России. В ходе него коллеги – преподаватели, аспиранты и даже студенты – в командной форме обозначали проблемы и искали пути их решения.
Свой мастер-класс провел также основоположник теории контекстного обучения профессор А.А.Вербицкий (МГГУ им. М.А. Шолохова).
Итогом проведения Школы стала выработка четко сформулированных профессиональных рекомендаций по реформированию высшего, в том числе инженерного, образования, в соответствии с задачами инновационного развития России и Татарстана, международная интеграция российского образования и науки.