Профессиограмма «39.03.01 Социология» (кафедра ГМУС)



Направление 39.03.01 Социология

Профиль подготовки «Экономическая социология и маркетинг»

Кафедра государственного, муниципального управления и социологии

1.Название профессии, специальности

Профессия – социолог.

2.История профессии (специальности)

Попытки объяснения общественной жизни были еще в античности у Платона, Аристотеля и т. д., но социология как самостоятельная наука возникла только в середине XIX века. Термин "социология" предложил О. Конт, и буквально он означал "наука об обществе, социальной жизни". Разумеется, многие науки, возникшие до социологии, занимались изучением общества (философия, история, юриспруденция), но именно социология сделала своей задачей свести воедино знания о реальных процессах, происходящих в обществе, и использовать эти знания как эффективное средство регулирования общественной жизни во всех ее сферах.

Развитие социологии в XXI веке характеризуется возникновением многочисленных направлений, каждое из которых привносит что-то новое в науку, разрабатывает свои теории и методы.

3.Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий)

Социолог работает в системах «Человек – Знаковая система», «Человек – Человек». Класс профессии по цели труда: гностический, связанный с необходимостью определять, классифицировать, сортировать, оценивать, исследовать социальные процессы. Профессия по условиям труда связана как с работой в помещениях (бытовой микроклимат), так и на открытом воздухе при проведении опросов общественного мнения.

Доминирующие виды деятельности профессии:

  • изучение общества как целостной системы, а также отдельных явлений и событий общественной жизни, социальных институтов (семья, образовательные учреждения и т. д.), процессов, общественных групп;

  • выявление законов функционирования общества;

  • стремление достигнуть конкретного знания о реальных людях, их интересах, о социальных процессах, в которые они вовлечены с помощью анализа теоретических материалов и эмпирических методов (практического сбора информации, добычи конкретных фактов);

  • изучение передового отечественного и зарубежного опыта работы социологов;

  • изучение совместно с другими специалистами наиболее актуальных вопросов общественной жизни и проблем социального характера, а также поиски путей устранения причин их возникновения;

  • составление программ социологических исследований и контролирование их выполнения;

  • проведение социологических исследований, направленных на изучение различного рода социальных явлений, общественного мнения с использованием специальных методов (анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов и т. д.);

  • статистическая обработка полученных результатов с использованием компьютерной техники и математических методов;

  • обобщение информации и разработка рекомендаций по улучшению социально-психологического климата в обществе на основе проведенных исследований;

  • разработка мероприятий по наиболее актуальным вопросам и проблемам социального характера.

4. Специальности

Экономическая социология, политическая социология, социология управления, социология организаций, социология управления персоналом, социология инновационных процессов, социология государственного и муниципального управления, социология города.

5. Уровень базовых знаний:

Квалифицированный социолог должен знать:

- предметное поле социологии;

- ключевые отрасли социологического знания;

- основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей;

- основные теоретические модели, описывающие социальное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях;

-сферы применения социологического знания, социологических теорий и концепций;

-роль социологических теорий в мировой практике управления в различных областях;

- базовые принципы, методику эмпирических исследований социальных процессов и специфику применения базовых методов сбора социологической информации.

Квалифицированный социолог должен знать уметь:

- пользоваться понятийным аппаратом социологии;

- оценивать состояние изученности социальных проблем;

- использовать базовые положения социологии при решении профессионально-профилированных задач;

- сравнивать разные социологические подходы к решению теоретических проблем;

- отбирать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях;

- анализировать прошлое и настоящее современного общества;

- определять тенденции социального развития;

- проводить сравнительный анализ поведения и деятельности различных социальных групп, движений, общностей, институтов;

- применять на практике методы и теоретические основы для исследования социальных явлений;

- использовать понятия и методы теории измерений при исследовании проблем социологического содержания;

- соотносить понятия и методы теории измерений с понятиями и методами математической статистики;

- использовать основные методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач;

- планировать и организовывать сбор необходимой социальной информации;

- интерпретировать получаемые в ходе исследования результаты;

- оценивать надежность и валидность используемых методик, полученных данных.

Квалифицированный социолог должен знать,владеть:

- системным подходом и навыками сравнительного анализа в изучении социальных процессов и явлений, происходящих в современном обществе с беспристрастностью и научной объективностью;

- навыками самостоятельной работы с первоисточниками, аналитической и обзорной литературой по теоретической социологии;

- навыками получения профессиональной информации из различных типов источников;

- навыками критического осмысления научных материалов по социологической проблематике;

- методами социологической науки в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- навыками разработки предложений и рекомендаций по решению социальных проблем;

- основными методами социологических исследований для объяснения социально-экономических процессов;

- основными практическими приемами измерения и шкалирования в социологии;

- приемами визуализации и интерпретации результатов шкалирования;

- навыками подготовки и проведения социологического исследования с помощью основных методов сбора данных (от постановки проблемы исследования до анализа данных и рекомендаций);

- навыками участия в проектных формах работы;

- навыками проведения полевого исследования с помощью метода опроса;

- навыками представления (презентации) результатов исследования перед профессиональной и массовой аудиториями.

6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества

Способности, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности социолога:

  • высокий уровень развития коммуникативных способностей (способность устанавливать контакты с людьми, умение привлечь внимание и заинтересовать большое количество людей);

  • вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно);

  • развитие логического мышления;

  • гибкость и динамичность мышления;

  • развитие творческого мышления (способность создавать новое);

  • хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредотачиваться на одном объекте или предмете).

Личные качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности социолога:

  • самоконтроль и уравновешенность;

  • оригинальность, находчивость, разносторонность;

  • эрудированность;

  • тактичность, вежливость;

  • усидчивость;

  • обязательность;

  • ответственность;

  • аккуратность;

  • сосредоточенность;

  • исполнительность;

  • эмоционально-психическая устойчивость;

  • настойчивость.

7. Медицинские противопоказания

  • заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;

  • заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.;

  • психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах;

  • активные формы туберкулеза любой локализации;

  • хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм.

(Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н)

8. Родственные профессии

Маркетолог, конфликтолог, психолог, бренд-менеджер, менеджер по управлению персоналом, педагог, ученый-исследователь.

9. Область применения

Бакалавры по профилю «Экономическая социология и маркетинг» требуются в консалтинговых и аналитических компанииях, центрах социологических и маркетинговых исследований; в научно-исследовательских институтах, в средствах массовой информации и рекламных фирмах; в образовательных учреждениях (преподавательская деятельность в вузах); в органах государственного и муниципального управления; в организациях сферы торговли и ритейла.

10. Пути получения профессии

Профессию социолога можно получить в Казанском национальном исследовательском технологическом университете на кафедре государственного, муниципального управления и социологии в рамках подготовки бакалавров по направлению 39.03.01 Социология по профилям: «Экономическая социология и маркетинг», «Социология управления регионом и городом».

Источник: ФГБОУ ВО «КНИТУ»