Образ парижанки

Образ парижанки

Очень трудно сказать, что такое парижанка.
И наоборот парижанку сразу определишь.

Л. П. Фарг

Противоречивое как современная личность, парижанка гармонична как персонаж, она является постоянно присуствующим образом во французской литературе, который встречается в романах 18-20 веков. Феноменологическая перспектива раскрывает парижанку как событие, поскольку она выходит за грани стереотипа традиционной женщины. Парижанка артистка во всех еë проявлениях, сущность которой является поэтика маски, поэтика сцен, поэтика моды. Француженки давно усвоили, что секрет привлекательности кроется не в исключительной внешности, а в элементарном женском обаянии, желании нравиться окружающим и тщательном уходе за собой. В их внешности нет никакой экзотики, но они всегда выглядят эффектно. Такое ощущение, что никогда не унывают, не стареют и не набирают лишнего веса. Возможно, устойчивому мифу о привлекательности француженок способствует то, что во все времена они умели очаровывать, обольщать и сводить с ума мужчин, которые дарили им дворянские титулы и королевские замки, воспевали их в стихах и прозе, изображали на знаменитых полотнах, создавали дизайнерскую одежду и лучшую в мире парфюмерию. Тем не менее француженки – прирожденные феминистки, они ценят независимость и карьеру. На полотнах французских художников 18 века, изображавших прекрасные черты француженок, представлены различные женские образы - от куртизанок до королев. Женская фигура характеризуется высоким ростом, «лебединой» шеей, покатыми откинутыми назад плечами, узкой талией, пышными бедрами. Волнистые длинные волосы дополняли представительный и декоративный женский облик.

Жанна Самари

В 19 веке на смену вычурности и помпезности 18 века пришла изысканная элегантность. Лучше всего удалось изобразить красавиц того времени импрессионистам.

Образ современницы, обаятельной парижанки был центральным в творчестве Огюста Ренуара. В портрете Жанны Самари блестящие голубые глаза и красные губы притягивают взгляд. Яркий цветовой аккорд изумрудного и розового звучит привлекательно. В самом портретировании импрессионистов привлекает не физиономическое описание лица и углублённое психологическое раскрытие характера, а тот индивидуальный неповторимый аспект личности, раскрывающийся через беглый взгляд, наклон головы, особую пластику, манеру держаться. Женские портреты Ренуара воссоздают характерные образы современных ему парижанок, их своеобразную, неповторимую прелесть. "Ренуар создал образ парижанки", - заметил однажды о его портретах друг художника, живописец Сезанн.

Э. Мане Берта Моризо

Как справедливо заметил один из биографов Мане, «никто не прославил парижанку 1880-х годов в большей степени, чем он». О многих героинях портретов Мане можно сказать словами Мопассана: «… она сохранила резвую грацию парижанок, которые никогда не стареют; обладая поразительной жизненной силой, каким-то неисчерпаемым запасом сопротивляемости, они в течение двадцати лет остаются все такими же…» И совсем юные девушки, и зрелые женщины на портретах Мане выглядят молодыми, поражают какой-то особенной, присущей именно француженке грацией и изяществом. К концу 19 века в моду вошла утонченная и порочная декадентская красота. Ее носителями стали распущенные кокотки Тулуз- Лотрека с темными кругами под глазами, обнаженные девушки на полотнах Эдуарда Мане, интеллектуалки Амедео Модильяни с узкими печальными лицами, изможденные «любительницы абсента», актрисы и певички кабаре. Без этих девиц полусвета не было бы ни «Дамы с камелиями» Александра Дюма, ни «Наны» Эмиля Золя, ни знаменитой оперы Джузеппе Верди «Травиата».

Ученик Тулуз-Лотрека и его последователь Жан-Габриэль Домерг сначала рисовал пейзажи, но славу и богатство ему принесли изображения женщин. Домерг показал миру истинную француженку – элегантную, кокетливую красавицу с лебединой шеей. Многие знаменитости позировали художнику, среди них были Жозефин Бейкер, Брижит Бардо, Джина Лоллобриджида.

Парижанки
Жана-Габриэля
Домерга

Источник: УНИЦ