Музы Российских художников. Часть 1 (Январь)

Он был художник, она его муза.
Летела душа его ввысь в тишине.
Сплетая эмоции, на улице стужа.
Её силуэт показался во тьме.
Во свете луны, созерцая несмело,
Волос её ворох сверкает в тиши.
И это не наше наверное дело,
Рисуя, терял он частички души.
Смотрел на нее и тело кричало.
Не зная что делать, в истерике был.
Она уходила... это было ужасно!
Казалось ему, что он волком завыл...
С.Прошакова

Этот пленительный образ. Музы русских художников. Эти прекрасные и загадочные женские лица на портретах… За каждым из них - неповторимая судьба, сложные жизненные коллизии, романтическая история любви. Музами русских художников конца XVIII - XX веков стали не только их возлюбленные или жены - рядом с ними яркими кометами возникали и другие современницы: известные актрисы, поэтессы, светские красавицы… Свое восхищение этими неординарными женщинами живописцы перенесли на полотно. Благодаря мастерам прошлого мы сегодня можем представить облик замечательных героинь. Мы смотрим на эти портреты, и история перестает быть скучной наукой, а становится живой и близкой. Часто моделями, музами художников являлись их жёны. Жена художника – это судьба и профессия, кем ей приходится быть: натурщицей и критиком, подмастерьем и музой. Кажется, что портрет жены это идеальная возможность заглянуть за ширму (в душу, на кухню) творца: что он за человек на самом деле? Где уж, как не в портрете жены, ему дано "проговориться"?

Мария Ивановна Лопухина (1779—1803) - представительница графского рода Толстых.

Удивительно, насколько мало известна потомкам судьба женщины с самого знаменитого портрета работы Владимира Боровиковского: юной Марии Лопухиной, в которую немолодой уже художник наверняка был трогательно влюблен, ведь без любви не создаются такие шедевры...

Портрет М. И. Лопухиной — одно из поэтичнейших произведений художника, в которых отразилось влияние стиля сентиментализма. На момент написания портрета Марии Ивановне было всего 18 лет. По немногим дошедшим до нас воспоминаниям современников можно предположить, что она скорее всего не была счастлива в этом браке, который был заключен с человеком старше её на 10 лет, человеком ничем не примечательным, причём не по любви, а вероятнее всего по воле родителей.

Мария Ивановна была дочерью отставного генерала И. А. Толстого, родной сестрой знаменитого русского авантюриста Федора Толстого-американца и женой Степана Авраамовича Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла Первого. Через пять лет после написания портрета Мария Ивановна скоропостижно скончалась от чахотки. Супруг похоронил её в родовой усыпальнице Лопухиных в Спас-Андронниковском монастыре, в Москве.

«Портрет Лопухиной» считается едва ли не лучшей работой Боровиковского. Прелестная молодая женщина показана в уединенном уголке парка, в изображение которого художник условно привносит мотивы русской сельской природы.

С ленивой и томной грацией Лопухина облокотилась на садовый парапет. Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения.

Грустно задумчивому взгляду, нежной улыбке, свободной, чуть усталой позе Лопухиной отвечают плавный ритм линий, мягкая округлость форм, нежные тона белого платья, голубого пояса, сиреневых шарфа и розы, пепельные волосы, неяркая зелень древесной листвы. Мягкая воздушяая дымка заполняет пространство.

Мы не знаем, что это был за творческий тандем: 40-летний художник и совсем юная девушка на выданье. Неизвестно, что в портрете от самой модели, а что прибавил, присочинил живописец. Чувственный подтекст этого вроде бы невинного произведения был понятен любому активно смотрящему зрителю. В 1885 году поэт Яков Полонский увидел портрет Лопухиной в доме московской губернаторши, приходившейся Марии Ивановне дальней родственницей. Поэт, уловив суть, тут же сочинил экспромт:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Тропинина Анна Ивановна (1781–1855) – жена художника В.И.Тропинина.

В 1806 году крепостной крестьянин графа Ираклия Ивановича Моркова, художник В.А.Тропинин, увидел завершенным дело своих рук: строительство церкви в селе Кукавка, украинском имении графа Моркова. Сразу же вслед за освящением церкви здесь венчался сам художник с кукавинской девушкой Анной Ивановной Катиной.

На портрете 1809 года Тропинин запечатлел прелестную молодую женщину, хозяйку дома и будущую мать. Изобразить крепостную в дворянской одежде и передать ее чистый и пленительный образ – смелое решение для живописи того времени. К той поре идеалы сентиментализма сменяются идеалами романтизма, что, как показывает Тропинин, не зависит от сословной принадлежности. Подкупающая прелесть Анны Ивановны, ее скромность, доверчивость и робость, с какой она смотрит на зрителя, располагают к ней. Спокойный взгляд серых глаз, русые волосы, выбившиеся из-под кружевного чепца, дополняют образ лирический и женственный. Тропинин писал: "Портреты пишутся для памяти близких нам людей, людей нас любящих". Как портретист Тропинин даже в этом раннем произведении подчеркивает свое пристрастие к натурам меланхолически-самоуглубленным. Легкая живопись портрета, то, как кисть, едва касаясь холста, наносит прозрачные мазки, моделирующие объем, говорит о большом мастерстве крепостного художника. Впоследствии Анна Ивановна служила моделью при изображении на картинах мужа пожилых женщин.

Анна Ивановна чуть-чуть не дожила до золотой свадьбы – они прожили вместе почти 50 лет, и ее уход стал неизбывной печалью последних лет жизни Василия Андреевича. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Княгиня Зинаида Александровна Волконская, урожденная княжна Белосельская-Белозерская (1792-1862), хозяйка литературного салона, писательница, поэтесса, певица и композитор...

Родилась в Турине, переехала в Петербург, выйдя замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского. Там при дворе занимала высокое положение не только по сану мужа, егермейстера, личного адъютанта императора Александра I, князя Н. Г. Волконского, но и по своему уму и красоте. Она начала изучать Российскую старину, но в Петербурге ее научные стремления возбудили в высшем обществе неудовольствие и насмешки, и потому она переехала в Москву. В ее литературно-музыкальном салоне в доме на Тверской собирались многие знаменитые писатели, поэты посвящали ей свои стихи. Она сама наряду с музыкой и театром занимается литературой, пишет прозу и стихи на русском, французском и итальянском языках. В нее был влюблен художник Федор Бруни. О.Кипренский, Карл Брюллов писали её портреты. В портрете Брюллова она задумчиво сидит в кресле, устремив в неведомые дали вдохновенный взгляд голубых глаз.

Облику Волконской, тонко прочувствованному художником, созвучны слова, посвященные ей Пушкиным:
Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений...

Брюллова связывала с 3.Волконской искренняя дружба и взаимные творческие симпатии, не прекращавшиеся до конца жизни художника.

Брюллов, Мицкевич, Пушкин, Кипренский, Жуковский, Гоголь, Веневитинов... Многие оставили след в ее аллее воспоминаний и в ее сердце. Ее след для многих стал роковым. Бывают такие женщины, чей след никогда не исчезает в песке времени.

Самойлова Юлия (Урожденная фон дер Пален, 1803 - 1875) – муза и возлюбленная Карла Брюллова.

Графиня Юлия Павловна - независимая, образованная, что редкостно для женщины того времени, прекрасно разбирающаяся в искусстве, музыке, литературе. Не стремилась следовать за модой – сама становилась ею, и очень часто появлялась при Дворе в горностаевой мантии и бриллиантовых украшениях, как бы бросая таким нарядом вызов самой Государыне Императрице! Царственной осанкой, необычным тоном кожи оливкового цвета, мелодично – звонким, «детским», как говорили голосом, свободною манерой разговора – непринужденной и увлекательной, она покоряла многие мужские сердца! И сама увлекалась беспрестанно!

«Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает...»
Эти строки А. С. Пушкин посвятил Ю. П. Самойловой.

В возрасте 25 лет, фрейлина Ея Величества, графиня Юлия фон Пален - Литта , 25 января 1825 года, вышла замуж за богатого и весьма незаурядного человека – полковника, графа Николая Александровича Самойлова, флигель – адъютанта Императора. Уже в 1827 году чета рассталась, по взаимному соглашению и сохранил с ней вполне дружеские отношения. В это же время в её окружении появляется молодой русский художник с лицом Аполлона и репутацией сердцееда и Юлия буквально теряет голову. Карл Брюллов на долгие годы становится не только её любимым человеком, но и лучшим другом.

Она вдохновляла его, летом 1827 года они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где у Брюллова рождался замысел его главной работы. Благодаря этим отношениям появились такие замечательные картины художника как "Портрет графини Ю. П. Самойловой с Джованниной и арапкой", "Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с Амацилией Паччини", "Вирсавия". Лицо Юлии Самойловой узнаётся сразу в нескольких женских образах картины "Последний День Помпеи": испуганная девушка, молодая мать, укрывающая младенца, тянущего ручки к упавшей птичке, женщина, обнимающая своих дочерей, погибшая женщина в центре изображения. Все женские лица у Брюллова похожи на Юлию.

Она навсегда стала его Музой - один за другим он писал её портреты (которых сохранилось - увы! - немного).

Это была уникальная пара. Они дополняли друг друга: слава художника уже гремела по всей Италии, а Юлия – умная, образованная женщина – была покровительницей людей искусства. Графиня писала: «Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам». Они любили друг друга, но каждый дорожил личной свободой. Самойлова пережила Брюллова на 23 года. Разорившаяся графиня окончила свои дни 14 марта 1875 года в Париже. Но до сих пор на кладбище Пер-Лашез, где она похоронена, приезжают родственники из Италии и вспоминают историю любви графини и художника.

Виттория Кальдони - Лапченко (1805 — после 1876) - натурщица из Альбано, ставшая известной во всей Европе в двадцатых годах XIX века. Её образ запечатлён более чем на 100 полотнах и скульптурах, в основном немецких живописцев Путь Виттории связан с Россией: она стала музой-вдохновительницей великого художника А. А. Иванова и женой украинского художника Г. И. Лапченко. Виттория последовала за мужем в Россию, разделив его трагическую судьбу.

Виттория воплощала собой идеал эпохи - классицизм и романтизм находили в ней достойнейшую модель. Молодые люди просто теряли голову от восхищения и влюбленности - но Виттория оставалась недоступной, отстранённой - хотя и очень кроткой, улыбчивой и доброжелательной девушкой.

Шел 1830 год. Александр Иванов и Григорий Лапченко, два молодых русских художника, ехали в Италию. Позади осталась родина, Академия художеств, властно формировавшая их вкусы, учившая стремиться к совершенному. И судьба послала им встречу с «девушкой из Альбано», о красоте которой ходили легенды. Лапченко пишет картину «Сусанна и старцы» — Виттория позирует ему для Сусанны. Повторяется вечная сцена: художник преображает любимую женщину в художественный образ. Виттория становится его женой. Но счастье было коротким: художник ослеп. Вместе с мужем Виттория Лапченко уезжает на Украину. Граф Воронцов делает слепого художника управляющим одним из имений. Лапченко не теряет работоспособности и человеческого достоинства. Стареющей Виттории он не видит: как солнце, как легенда, сияет для него красотою «девушка из Альбано», звучит ее юный голос...

Молодой осталась она и на портрете, написанном Ивановым в 1834 году. Это даже не портрет — этюд: он не закончен. Мы видим с удивительной нежностью и бережностью вылепленное лицо. В нем нет ничего слащавого, сентиментального, Это строгий, серьезный, написанный с бесконечным уважением к красоте человека, портрет. В нем, как в капле утренней росы,отразилось искусство Александра Иванова: нежность его сердца, бесконечное преклонение перед красотой человека, жажда свободы и счастья... Дата её смерти неизвестна, и это - Знак Судьбы. Ведь настоящие шедевры Красоты и Гармонии - бессмертны...

Юлия Павловна Маковская (Леткова) (1859 - 1954) – вторая жена художника Константина Маковского – была его музой, моделью для портретов, исторических картин и мифологических композиций. Красавицу Юлию Леткову вдовец Константин Маковский, двадцатью годами старше ее, встретил на балу. Без устали вальсировал, не отходил ни на шаг. А назавтра во время званого обеда в своем доме, куда пригласил и Юлю, сказал в присутствии гостей: «Будьте у меня хозяйкой».

Поклонник женской красоты, Константин Егорович часто писал портреты своей Юлии Павловны, которая считалась первой красавицей в Санкт-Петербурге. Репин называл ее «ангелом неизреченной красоты». У очень многих дам на портретах читаются черты Юлии Павловны. В несколько сеансов был написан первый ее портрет «в красном берете» который стал родоначальником прославленных женских портретов. Юлия Павловна была очень любящей и заботливой матерью. У них было трое детей: сын Сергей – первенец, дочь Елена и сын Владимир. Им тоже суждено было стать моделями Константина Егоровича. Аристократический уют, тактичность хозяйки дома, ее умение принимать гостей привлекали на знаменитые «вторники» к Маковским весь интеллектуальный Петербург. Более 10 лет Юлия Павловна оставалась любимой моделью Маковского. Летом 1891 года был написан последний её портрет в черной шляпке. В 1892 году Константин Егорович признался жене, что у него уже несколько лет продолжается роман с другой женщиной и только, что родился сын Константин.

И она не простила измены.

Юлия Павловна подала ходатайство «о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей». 26 мая 1898 года был оформлен официальный развод. Юлии Певловне было всего 39 лет! Константину Егоровичу 59 лет. Оставшиеся 56 лет жизни Юлия Павловна прожила в семье Сергея. Она в эмиграции, во Франции, помогала сыну писать очерк об отце, который писать ему было особенно тяжело; он так и не смог его простить. Некоторые исследователи находят в лицах девушек и женщин, изображенных на поздних картинах художника, черты Юлии Павловны.

Прожила Юлия Павловна 95 лет. Покоится на ниццком кладбище Кокань.

Кувшинникова Софья Петровна (1847-1907) – русская художница, пейзажист.

Среди множества картин Левитана портретов лишь единицы. Он писал только тех людей, к которым по-особому было расположено его сердце. Софья Петровна Кувшинникова появляется на левитановских холстах не однажды...

Софья Петровна Кувшинникова была музой Левитана восемь лет его недолгой жизни. Софье, конечно же, было не просто. Терпеть левитановский характер — раздражительность, полное отрешение от жизни во время работы, капризы… А еще — женщин, которых он покорял, порой даже не замечая этого. О, как же ее порой мучила ревность! Эти истории с дамами сопровождали ее все время. Когда Левитан умер, она, верная своей смелой и щедрой натуре, рассказала об их совместной жизни. О том, как писал он картину, ставшую гимном мудрости, трагедии и бессмертию всякому сущему на этой земле,- «Над вечным покоем». О том, как его кисть вдохновляли звуки бетховенских сонат. Писала она о Левитане так светло и спокойно, будто ничто их не разлучало, кроме того, над чем человек не властен. Она часто смотрела на свой портрет, написанный им, — тот самый, где она сидит в белом атласном платье. Она свято хранила и портрет, и то белое платье, напоминавшее ей о лучшем времени ее жизни…

Кувшинникова ненамного пережила художника. Умерла, заразившись от больной одинокой женщины, которую выхаживала.

Елизавета Августовна Сурикова, (урождённая Шарэ, 1858 - 1888) - жена художника В.И.Сурикова.

Василий Иванович Суриков встретил в своей жизни большую любовь Елизавету Августовну, урожденную Шарэ, семья которой приехала в Россию из Франции.

Елизавета Августовна Шарэ была младшей дочерью из пяти детей француза Августа Шарэ и Марии Александровны Свистуновой, внучки декабриста корнета кавалергардского полка П.Н.Свистунова. Семейство проживало в Петербурге, имея небольшое предприятие по продаже бумаги. Детей часто вывозили в театр и на балы, где они слушали изумительную музыку и танцевали под чудесные звуки вальса. Но не вальс соединил художника Василия Ивановича Сурикова и Елизавету Августовну Шарэ...

Василий Иванович Суриков только-только закончил Академию художеств и занимался росписью Храма Христа Спасителя. Случай и любовь к музыке привели его в католическую церковь Святой Екатерины, где звучали знаменитые хоралы Баха. Здесь же волею судьбы в тот день оказалась и Елизавета Шарэ. Молодые люди понравились друг другу и стали встречаться, а спустя некоторое время художник сделал девушке предложение. 25 января 1878 года во Владимирской церкви состоялось венчание тридцатилетнего художника Василия Сурикова с двадцатилетней Елизаветой Шарэ. Их любовь воплотилась в прекрасную, крепкую семью, но, к сожалению, у Елизаветы Августовны был порок сердца, и ее здоровье оказалось слабым. Но, несмотря на такое обстоятельство, она успела родить двух дочерей – Ольгу и Елену. Художник писал, писал много, создавая порой до сотни этюдов к своим будущим картинам. Среди них и женские образы, многие из которых неуловимо похожи на Елизавету Августовну. Весной 1888 года в семью Сурикова постучала беда - скончалась жена художника Елизавета Августовна.

Портретные этюды, написанные с неё ещё в 1882 году для образа угасающей в ссылке старшей дочери Меншикова Марии, красноречиво свидетельствуют, что тяжёлая болезнь давно поселилась в доме Суриковых, но развязка, хоть и предвиденная художником, потрясла его.

Он овдовел в 40 лет и так и не женился более никогда до самой своей смерти, скончавшись 19 марта 1916 года, найдя свое последнее

Ольга Фёдоровна Серова (Трубникова, 1864 – 1927) - жена Валентина Серова.

Серов говорил, что его невеста похожа на голландок и внешностью, и аккуратностью, и спокойным характером. Художника не привлекали, как он сам говорил, женщины «с нажимом». Когда Серов представил невесту своему любимому педагогу П. П. Чистякову, тот воскликнул: «С такого лица ангелов писать!».

Долго и терпеливо Ольга Фёдоровна ждала, когда её жених станет художником и они смогут пожениться. Только через четыре года добившись признания, Серов решился наконец обзавестись семьёй. Брак Серовых был гармоничен и наполнен взаимопониманием. Супруги очень тепло и нежно относились друг к другу, Валентин Александрович искренне любил жену и своих детей и с удовольствием писал их. В семье Серовых родилось шестеро детей. Нежное чувство на протяжении всей совместной жизни питал художник к своей жене. «Лёлюшка», «маленькая моя», «девочка моя» - так ласково называл в письмах Серов жену, которая была ему и другом, и помощником, иногда - советчиком и всегда - надежной опорой. Ольгу Федоровну можно считать не только любимой женщиной Серова, но и его любимой моделью - Серовым в разное время написано двенадцать ее портретов. Один из них был создан в 1895 году в Домотканове. На картине Ольга Федоровна изображена сидящей у стен расположенной неподалеку от усадьбы Калачевской школы, в которой Серовы останавливались своим многочисленным семейством, приезжая летом в гости к Дервизам. Красочное богатство картины, ее наполненность солнечным светом и звуками лета, трепетность и нежность, с которыми художник выписал лицо любимой жены – все это делает полотно «Летом. Портрет О. Ф. Серовой» еще одним шедевром Валентина Александровича Серова.

Ольга Федоровна Серова умерла в 1927 году, пережив мужа на 16 лет, и все оставшиеся годы ее жизни были посвящены ему - его детям, его внукам, его творчеству.

Елена Владимировна Александрова (1874 – 1921) - художник, жена, муза. К.В.Э.Борисова-Мусатова.

Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Это и акварельный портрет, на котором художник трепетно, с большой любовью изобразил свою жену. «У туалета», и «Реквием», и «Сон божества» и, конечно же «Водоем», первое монументально-декоративное произведение Мусатова, которое войдет в историю живописи как одно из величайших его творений. Елена не только вдохновляла Борисова-Мусатова на создание работ, но и помогала давать им названия. Такие произведения, как "Изумрудное ожерелье", "Призраки", "Парк погружается в тень", "Сон божества", озаглавлены ею. По воспоминаниям сестры В.Э. Борисова-Мусатова Елены Эльпидифоровны: «Елена Владимировна… любила живопись, но рисовала в другом жанре – предпочитала пейзажи, заглохшие места в лесу, или где - нибудь у реки, иногда писала портреты. В отношении к брату она очень хорошо понимала и чувствовала стремление его к творчеству, и всегда старалась внимательно поддерживать в моменты его меняющихся душевных настроений». Елена Владимировна была участницей выставок Московского Товарищества Художников, Нового общества художников, 8-й выставки картин журнала «В мире искусств», Художественно-промышленной выставки.

К сожалению, почти все работы Елены Александровой погибли в годы гражданской войны в Крыму, где провела она остаток своей жизни и была похоронена в феврале 1921 года. Сохранилась лишь малая часть работ.

Кончаловская Ольга Васильевна (1878 - 1958) – жена российского художника П.П.Кончаловского, дочь В.И.Сурикова.

Дочери художника Ольге Васильевне предстояла большая и интересная жизнь. Она станет женой знаменитого живописца Петра Кончаловского. Их дочь и внучка Сурикова — Наталья — выйдет замуж за Сергея Михалкова, известного баснописца, драматурга, автора двух гимнов: Советского Союза и Российской Федерации. В этом браке родятся два сына — известные кинорежиссеры Никита Михалков и Андрей Михалков-Кончаловский, правнуки великого художника.

Ольга Васильевна, обладавшая незаурядным умом и сильным самостоятельным характером, разбиравшаяся в делах творческих так же хорошо, как и в делах житейских, была равноправной с мужем хозяйкой семьи и верной подругой художника.

Художник все свои работы представлял на суд супруги, Ольги Васильевны. Если она говорила: «Не то», то участь холста была предрешена — «под нож», или Пётр Петрович использовал их под новые произведения, безжалостно загрунтовывая предыдущую работу. В 1932 году художник приобрел дачу в Буграх – старый усадебный дом, под Малоярославцем, в Калужской области. Здесь Кончаловские проводили большую часть зимы и все лето. Ольга Васильевна вспоминала: «С тех пор меньше путешествуем: но зато русская природа средней полосы завладела Петром Петровичем».

Много трудились, наслаждались природой - это совершенно чётко видно на пейзажах Кончаловского той поры, чуть не аромат пионов или цветущих яблонь можно уловить! Ходили в местную церковь, хлебосольно принимали гостей, растили уже внуков в той же дисциплине и любви, что и детей. Словом, наконец-то свили настоящее родовое гнездо, явление не совсем обычное для Советского Союза. И тем не менее, если говорить современным языком, это был абсолютно жизнеспособный совместный проект двух любящих сердец - Петра и Ольги, Дадочки и Лелечки, как они ласково продолжали называть друг друга даже на склоне лет.

Ольга Васильевна умерла в 1958 году в возрасте 80 лет.

Забела-Врубель Надежда Ивановна (1867 - 1913) - выдающаяся певица.

Окончила Петербургскую консерваторию, пела на Мариинской сцене. В 1896 г. вышла замуж за знаменитого художника Врубеля, увековечившего ее в некоторых своих картинах. И муж и жена были — каждый в своей области — большими художниками, и их брак означал содружество людей искусства, друг друга понимавших и вдохновлявших. Врубель был очень музыкален и принимал самое близкое участие в разучивании ролей Забелы, к его советам она всегда прислушивалась. Все его костюмы и грим он придумывал сам. Она, правда, не могла принимать столь же прямого участия в работе Врубеля над картинами, но её пение, сама её артистическая индивидуальность значили для него необычайно много, так что в конечном счёте она помогала ему даже больше, чем он ей. В ней как в артистке он нашёл тот русский поэтический образ, который давно ему мнился, мечтался и ускользал от него. Забела стала поистине его музой: её портрет-фантазия, написанный в год женитьбы, так и назван — «Муза».

Ее душа, как свет необычайный,
как белый блеск за дивными дверьми,
меня влечет. Войди, художник тайный,
и кисть возьми.

Изобрази цветную вереницу
волшебных птиц, огнисто распиши
всю белую, безмолвную светлицу
ее души.

Возьми на кисть росинки с розы чайной
и красный сок раскрывшейся зари.
Войди, любовь, войди, художник тайный,
мечтай, твори.
В.Набоков

Забела была не только музой Врубеля, но и музой великого композитора Римского-Корсакова. Всё обаяние её таланта раскрывалось в исполнении партий в его операх—царевны Волховы в «Садко», Снегурочки, панночки в «Майской ночи», Царевны-Лебеди в «Сказке о царе Салтане» и Марфы в «Царской невесте». Две последние партии композитор писал специально для Забелы, в расчёте на её голосовые и артистические данные.

Вместе со своей женой Врубель вошёл в мир музыки Римского-Корсакова. В самом деле: если в киевских вещах цветовое решение уподоблялось россыпи сверкающих самоцветов, если в произведениях начала 90-х годов цвет как бы несколько тяжелеет, уплотняется, то теперь появляются волшебные, трепетные, не яркие, а словно бы затаённые переливы светлых тонов радужного спектра. В этом опаловом и перламутровом ключе написаны прекрасные большие акварели «Тридцать три богатыря», «Морская Царевна». Давно уже нет в живых прекрасной певицы, но остался её удивительный голос, сохраненный для нас старой грампластинкой, и чудесные полотна Врубеля, с которых загадочно и немного грустно смотрит на зрителей муза художника.

Рерих Елена Ивановна (урождённая Шапошникова) (1879 – 1955) – русский философ, писатель, общественный деятель, жена и единомышленник Николая Рериха. По линии матери Елена ановна приходилась двоюродной правнучкой великому русскому полководцу Михаилу Илларионовичу Кутузову и дальней родственницей выдающемуся русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому. В сотрудничестве с Учителями Востока в начале XX века создала философское Учение Живой Этики («Агни Йога»). Спутница и верная «другиня» художника, разделявшая его трудности и радости, дававшая ему силу и радость творчества.

Многие картины Н.К.Рериха являются результатом их совместного творчества, по сути «сотворчества», в котором Елена Ивановна была вдохновляющим началом. Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское». Н.К. Рерих называл Елену Ивановну в своих произведениях «Ведущей». Вместе с тем она была человеком удивительной скромности. Войдя в жизнь знаменитого художника, она всегда держалась в тени. Ее интеллект и высокая духовность были в полной гармонии с ее красотой. Она вызывала глубокое почтение к себе, к ее советам прислушивались американские художники, писатели и ученые, с которыми встречались Елена Ивановна и Николай Константинович. В январе 1948 г., вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с сыном, Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и поселяется в небольшом курортном городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.

Е. И. Рерих всегда стремилась вернуться в Россию. Ее обращения о возвращении на Родину, поданные в советское посольство, оставались без ответа. Такая же судьба постигла письма и прошения в адрес правительства. Не помогла и Академия художеств. Но, несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные ею сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей — так она называла Россию. Надежда увидеть Россию не покидала ее до самых последних дней: «Не может быть, чтобы я не приехала. Я должна приехать!» — повторила она уже перед своим уходом. Но это возвращение так и не состоялось. Страна отказала своей великой дочери во въезде. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.

Многое из того, что было создано этой выдающейся женщиной в первой половине ХХ столетия, вошло в культурную и духовную жизнь России сравнительно недавно и вызвало глубокий и неподдельный интерес у многих наших соотечественников, стремящихся найти ответы на волнующие вопросы Бытия.

Источник: УНИЦ