Фарфоровое заведение князя Юсупова

Вид усадьбы

Вид усадьбы

История фарфорового заведения началась в 1818 году. Видный, русский меценат и коллекционер Николай Борисович Юсупов (1750-1831) отошел от государственных дел, и решил обосновать в усадьбе Архангельское собственную художественную мастерскую по росписи фарфора.

Ранний, ученический период, время становления мастерской занимает 1818-1821 годы. В этот период работами в заведение руководил крепостной князя Юсупова Иван Колесников, одновременно выступая в качестве художника по фарфору и преподавателя живописной школы. Вместе с ним работали крепостные живописцы Федор Ткаченков, Федор Сотников, Егор Шибанин, прошедшие обучение у профессиональных художников. В систему обучения входило освоение специальной техники росписи фарфора керамическими (муфельными) красками. Живописцу необходимо было знать состав красок, их цвет и его изменения после обжига, уметь смешивать краски, способы и последовательность их нанесения, температурную шкалу муфельного обжига красок, особенности нанесения и закрепления золота и т.п. В это время в мастерскую доставляли готовое белье (фарфоровая заготовка которую надо расписать, покрыть глазурью и обжечь): предметы чайно - кофейных сервизов, отдельные чайные пары, чернильницы, пасхальные яйца с заводов Гарднера, Попова, Долгорукова, с Императорского фарфорового завода. Из Саксонии привозили готовые подглазурно маркированные формы чайной посуды. А из Франции - столовой.

В основе процесса обучения лежало копирование классических образцов. Одним из этапов было овладение искусством составления и рисования цветочных орнаментов, а затем фигурных композиций. Художники копировали композиции с фарфоровых изделий Венской мануфактуры, повторяли элементы живописного декора посуды Севра или целиком воспроизводили роспись французских тарелок. Копировали, добавляя собственные элементы. Именно в ученический период крепостными живописцами Юсупова были созданы наиболее самобытные и уникальные изделия. Одними из наиболее любимых мотивов росписи были цветы вразброс, а также в различных сочетаниях в виде венков, букетов, гирлянд. В месяц девять учеников расписывали цветами от 48 до 60 тарелок. Наиболее одаренные и старательные (Павел Прелов, Петр и Григорий Новиковы и Петр Котляров) под руководством Колесникова и Сотникова писали на тарелках фигуры. В 1819-1821 годах художники мастерской «расписывали фарфор фигурами», используя картины и эстампы из собрания князя Юсупова. Была создана большая серия тарелок с зеркалом желтого крытья, украшенных овальными композициями с миниатюрами. Предпочтение отдавалась сюжетам из античной мифологии. В миниатюрах на фарфоре повторяли небольшие жанровые картины из живописных полотен известных европейских художников XVII-начала XIX века.

В результате был создан своеобразный «фарфоровый каталог» картинной галереи и собрания эстампов Н. Б. Юсупова на тарелках и формах чайно-кофейной посуды. Использование копий с произведений станковой живописи для декорирования фарфора – прием, который встречался нередко на европейских и русских фарфоровых мануфактурах XVIII-XIX веков. Однако у Юсупова он становится одним из основных в декорировке изделий на протяжении четырнадцати лет работы мастерской.

На 1822-1831 годы падает период расцвета живописно-фарфорового заведения. С 1822 года фарфоровое заведение возглавил приглашенный князем французский живописец Севрской мануфактуры Август Филипп Ламбер. С его именем связаны важные перемены в работе живописной мастерской, а также идея создания фарфорового завода. Прекрасно владея техникой росписи по фарфору, Ламбер стал главным художником живописной мастерской и ее руководителем. При нем заведение обзавелось новыми муфельными печами, увеличивается число живописцев и учеников, расширяется тематика росписей, совершенствуется технологическая сторона процесса росписи, начинается маркировка предметов. В 1827 году появился фарфоровый завод Юсупова - Ламбера. Одновременно продолжала существовать мастерская Юсупова. В 1827 году из 37 художников и учеников живописной мастерской 16 человек переходили в ведение Ламбера, остальные оставались у князя Н. Б. Юсупова. Старые постройки хрустального завода перестроили для производства фаянса.

В этот период были созданы самые известные произведения Юсуповского фарфора: «Аракчеевский» сервиз(1823) и серия тарелок (1823), украшенные видами села Грузина, принадлежавшего графу А. А. Аракчееву. В 1824 году – десертный сервиз для графа М. Ю. Виельгорского на формах французского белья, украшенный росписью золотом в виде графского герба и орнаментального декора в пяти вариантах. В период с 1824 по 1827 год было создано не менее двух комплектов тарелок серии «Розы». Эти многочисленные тарелки – наиболее известные и широко представленные в музейных и частных собраниях изделия Юсуповского фарфора. В 1829 году была создана серия тарелок с условным названием «Картины герцога Орлеанского». Во второй половине 1820-х годов создавались многочисленные подарочные чайные пары, небольшие изящные сервизы для завтраков на подносах, которые предназначались императорам Александру I и Николаю I, вдовствующей императрице Марии Федоровне, а также детские сервизы для ее внуков Александра Николаевича и Марии Николаевны.

Орнаментальный декор был важным элементом отделки юсуповского фарфора. Мастера выработали и освоили несколько видов орнаментальных композиций, которые стали «визитной» карточкой фарфорового заведения. Значительная часть декоративных мотивов черпалась из арсенала классицистического искусства. Это всевозможные вариации цветка и лепестков лотоса, листьев лавра, пальметт, завитков и листьев аканта, вертикальной штриховки, широких и узких параллельных линий, концентрических кругов, розетт и трилистников. В 1823-1825 годах часто повторяли элемент в виде высокой конической корзины с развернутым верхом, наполненной цветами. Излюбленным мотивом ломберского периода был бордюр из стилизованных удлиненных листьев и цветов лотоса, напоминающие колокольчики. Этот декор, написанный золотом, украшает борт тарелок из серии «Розы». Вторым характерным и отличительным элементом является декор деталей и поверхностей, невидимых глазу постороннего.

Геометрическим орнаментом декорирован верхний край подарочных чашек, скрытый под крышками, край сахарниц из сервизов 1831 года, а также отделка крышки и внутренней поверхности края сахарницы из сервиза с цветочным фризом. Предметы украшены росписью золотом, которая покрывает внешнюю и внутреннюю поверхность чаши и крышки. При отделке фарфора в Архангельском активно использовалось цветное крытье. Если в ранний период предпочитали желтый, то в 1824-1826 годах наиболее часто использовали светло-фисташковый, розовый, шоколадно-коричневый, темно-зеленые цвета. За 14 лет мастера фарфорового заведения Юсупова создали свой особый стиль и почерк в декорировке изделий. В результате фарфор, созданный и декорированный в Архангельском, составил особую группу, которая выделяется среди общей массы фарфоровых изделий русских заводов первой трети XIX века характерным, только ей присущим стилем росписи и декора, рядом специфических орнаментальных приемов и мотивов. Благодаря таланту живописцев художественно отделанные изделия из фарфора возводились на уровень произведения искусства.

Живописная мастерская по росписи фарфора и фарфоровый завод в Архангельском прекратило свое существование в 1831 году, потеряв в лице Н. Б.Юсупова своего вдохновителя, покровителя и заказчика. После кончины князя, заведение, как недоходное, было ликвидировано. В период до 1839 года предприятие занималось выпуском фаянсовой посуды. Фарфоровое заведение Юсупова внесло значительный вклад в развитие русской фарфоровой промышленности: за 14 лет в нем было обучено 70 молодых живописцев.

В подготовке материала использована статья Бережной Н. из журнала «Наше наследие» №91-92/2009г.

Зав. сектором ОРКР УНИЦ Шакурова Г.И.

Источник: УНИЦ