Цифровой экономике — новые кадры: в КНИТУ прошёл круглый стол по вопросам развития инженерной педагогики



05.09.2019

4 сентября в рамках пленарной сессии международной сетевой научно-практической конференции «Инженерное образование: проблемы трансформации для индустрии 4.0 – СИНЕРГИЯ-2019» в КНИТУ прошёл круглый стол «Кадровое обеспечение предприятий нефтегазохимического комплекса: вопросы развития инженерной педагогики».

Мероприятие, собравшее в этом году экспертов в области инженерного образования из России и ближнего зарубежья, а также представителей отраслевых предприятий, традиционно входит и в программу Татарстанского нефтегазохимического форума.

На круглом столе были рассмотрены проблемы и перспективы подготовки, повышения квалификации и переподготовки инженеров в вузах, проанализирован передовой опыт предприятий по привлечению и подготовке кадров, начиная со школьной скамьи.

С обстоятельным докладом «Лучшие практики популяризации научных профессий и перспективы их апробации и тиражирования в российских реалиях» выступила заместитель генерального директора ПАО «Татнефтехиминвестхолдинг» Лейсан Абзалилова.

Она отметила, что сейчас перед мировой химической промышленностью встали весьма серьёзные вызовы: это и проблемы, связанные с невиданным расширением областей применения химической продукции, и повышение требований экологической безопасности, развитие электроники и «зелёной» энергетики, но прежде всего — переход к индустрии 4.0 и связанные с ней повсеместное внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта, роботизация. Значит, и от инженеров теперь требуется существенно более высокий уровень подготовки по естественнонаучным, техническим, математическим дисциплинам.

Несмотря на то, что процессы роботизации и внедрения искусственного интеллекта (а уже сейчас разработаны и действуют системы ИИ на различных устройствах, которые могут общаться друг с другом, анализировать ситуацию и принимать решения без участия человека) приводят к уменьшению занятого персонала, на потребности в подготовленных в соответствии с новыми требованиями инженерных кадрах это не сказывается.

Между тем Россия пока остаётся на обочине развития индустрии 4.0. Республика Татарстан по праву считается промышленным и инновационным центром, лишь треть компаний развивается у нас в направлениях, соответствующих трендам цифровой экономики и индустрии 4.0. Самое печальное, отметила докладчик, что в целом по России отставание от европейских показателей в области цифровизации особенно велико в таких областях, как химия и фармация, нефтегазовые отрасли. Здесь требуются не только новые кадры, но и обновление мощностей.

При этом в последнее время наблюдается падение интереса молодёжи к направлениям подготовки, предполагающим дальнейшую работу в промышленности, в том числе — и в химической: будущие молодые специалисты желали бы как более широких перспектив для самореализации, в том числе и по части карьерного роста, так и более высоких доходов, чем, как они считают, это возможно в промышленности. Проблема наблюдается не только в России, при этом, например, в США уже разработаны интересные программы по повышению привлекательности карьеры на промышленных предприятиях, начиная со школьной скамьи. Ранняя профессионализация является насущной необходимостью, подчеркнула она. В связи с этим, считает Лейсан Абзалилова, следует развивать различные формы межвузовской кооперации (как это и делается за рубежом), сетевые формы взаимодействия, активно использовать новые образовательные форматы, включая возможности обучающих чат-ботов. Это важно и для повышения уровня социализации молодёжи. Ещё одна проблема — это борьба с кемофобией: стратегии развития в химических отраслях должны приобрести более выраженное социальное измерение.

В качестве одного из решений проблемы докладчик видит развитие модели «электронного университета», в частности, открытых массовых онлайн-курсов (что, по её мнению, особенно необходимо в Татарстане).

Отвечая на вопрос о том, насколько нужны промышленности научные кадры, Лейсан Абзалилова ответила, что многие технологии будущего ещё не изобретены, и поэтому спрос на научные кадры, которые будут их создавать, должен быть высокий: если у нас не будут разрабатываться новые технологии, значение Татарстана в мировом нефтегазохимическом комплексе будет неуклонно падать, поэтому спрос на научные кадры необходимо создавать заранее.

С многими тезисами казанской коллеги была согласна и руководитель направления «Работа с вузами, ссузами и школами» ООО «СИБУР» Юлия Воротникова в сообщении «Подготовка кадров для современных производств: кейс компании СИБУР)» представила интересный опыт своей компании по созданию в Тюменской области системы непрерывной подготовки молодых кадров в связке «компания-школа-университеты-колледжи». По мере углубления трансформации в индустрию 4.0 будет расти и нужда в кадрах. Так, по её оценкам, к 2025 году только «Сибуру» будут требоваться до 250 молодых специалистов ежегодно, причём профиль выпускника уже должен соответствовать профилю международных инженерных компаний, а значит, тех, кто будет охвачен системой подготовки будущих инженеров, должно быть ещё больше.

Представитель «Сибура» рассказала о работе профильных классов компании. «Сибур-классы — концентрация лучших региональных образовательных практик» — так она охарактеризовала подход компании к их организации. Кстати, целью «Сибура» является не работа с отдельными «суперталантами» в профильных классах, а массовый охват потенциальных будущих инженеров. «Мы понимаем, что не все ребята будут отличниками, не все станут нашими инженерами», — отметила докладчик. Необходимо, чтобы основы профессии были заложены ещё в школе: это позволит исключить проблему ошибочного выбора будущей профессии в вузе. Остановилась она и на работе со студентами (обычно это — бакалавры 3-4 курсов).

Юлия Воротникова высоко оценила работу системы реализации проектов в области непрерывного образования в КНИТУ, и сообщила, что сейчас «Сибур» и наш университет ведут работу по созданию англоязычной R’n’D-магистратуры с учётом лучших зарубежных практик и подходов.

Темой доклада президента российского мониторингового комитета Международного общества инженерного образования (IGIP) чл.-корр. РАН Вячеслав Приходько стала «Инженерная педагогика на современном этапе научно-технологического развития отраслей экономики России». Что нужно сделать для того, чтобы утверждённая Президентом России «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» с её, по сути, грандиозными задачами была успешно исполнена? «Это, — считает докладчик, — даже не вопрос о кадровом потенциале», о котором столь содержательно говорили предыдущие выступающие. Речь, по мнению Вячеслава Приходько, должна прежде всего о том, где взять преподавателей, которые будут готовить новые кадры. Сейчас готовность студентов и преподавателей отечественных университетов к реализации новых технологий в рамках целей, поставленных в «Стратегии», заявил он, не превышает 16 %.

Большое значение здесь имеет наличие у IGIP стандартов международного инженера-педагога, но теперь и эти стандарты надо корректировать, считает он: «Инженерный педагог должен соответствовать высоким целям НТР». Важную роль здесь предстоит сыграть национальным центрам инженерной педагогики, а также тем отечественным вузам, которые имеют право выдавать аккредитацию международных инженерных педагогов (всего их сейчас, напомнил Приходько, пять, и в их числе — КНИТУ).

Декан факультета информационно-измерительных и биотехнических систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) Александр Боронахин выступил на тему «Прорывные технологии как определяющий фактор эффективной научно-образовательной деятельности вуза в интересах индустрии будущего». Такими прорывными технологиями, которые позволил ли бы ещё на студенческой скамье тесно соприкоснуться с реальными проблемами производства, стали технологии «умного города», связанные с утилизацией и обезвреживанием бытовых и промышленных отходов. Докладчик также поделился опытом вуза по организации системной работы со школьниками.

Завершающим выступлением круглого стола стал доклад начальника Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов ИДПО КНИТУ Владимира Кондратьева «Инженерные деятельность, образование и педагогика в условиях индустрии 4.0».

«Инженерное образование есть развитие опыта инженерной деятельности» — так определил связку между вынесенными в заголовок выступления ключевыми понятиями докладчик. Владимир Кондратьев затронул широкий круг вопросов: вызовы и задачи цифровизации, ключевые технологии цифровой экономики, сценарии цифровой трансформации (в том числе для экономики Татарстана), новые приоритеты в инженерной деятельности, основные тренды образования будущего. «Роль инженера меняется, а значит, должно меняться и инженерное образование, содержательно и методологически», — отметил выступающий. Нам предстоит, напомнил он, переход к системному (интегрированному) инжинирингу, следовательно, основная задача инженерного образования — подготовка инновационных, социотехнических инженеров. Свой подход Владимир Кондратьев представил в виде программы «Восемь шагов от кадров к талантам».

В этот же день работа конференции продолжилась в секционном формате. О трендах инженерного образования и его взаимодействии с бизнесом и промышленностью говорили на секции под руководством профессоров Мансура Галиханова и Владимира Кондратьева.

Так, академик РАН Валерий Мешалкин подчеркнул роль логистики в цепи поставок современного химического цифрового предприятия и методологии инжиниринга устойчивых химических производств.

Коллеги из вузов Санкт-Петербурга представили свой позитивный опыт взаимодействия с деловой средой: Елена Смягликова, проректор СПбГУМРФ им.адмирала С.О.Макарова, рассказала о большой поддержке научно-образовательных проектов «Мореходки» со стороны ПАО «Газпром» и ООО «Газпром флот». В Санкт-Петербургском морском техническом университете привлекают студентов и аспирантов к созданию с помощью мобильных технологий стендов-прототипов для подводной добычи и транспортировки сырья - об этом рассказал начальник управления информационных технологий СПбГМТУ Андрей Куркин.

На следующий день 5 сентября работа конференции продолжилась. На двух подсекциях «Цифровизация экономики и социогуманитарной сферы (под руководством декана факультета социотехнических систем КНИТУ Наили Валеевой и зав.кафедрой логистики и управления КНИТУ Алексея Шинкевича) были обсуждены вызовы цифровизации с точки зрения возможностей и угроз, развития критического мышления студентов, правовых аспектов, формирования интереса студентов к инженерной деятельности.

Настоящая дискуссия о проблемах подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре развернулась под руководством Бориса Бедного, директора Института аспирантуры и докторантуры ННГУ, участие в которой приняли Михаил Сапунов, главный редактор журнала «Высшее образование в России», Валентин Медведев, профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана, Виктор Шейнбаум, советник ректората РГУ нефти и газа им.Губкина (Москва), а также профессор КГЭУ Григорий Матушанский, и профессора КНИТУ Петр Осипов, Роза Богоутдинова, Галия Хасанова, Владимир Кондратьев.

На секции непрерывного образования выступили как вузовские ученые, так и промышленники. Так, инновационные технологии в области производственной безопасности, применяемые в Чебоксарском линейном управлении магистральных трубопроводов - филиале «Газпром трансгаз Нижний Новгород», а также и методы обучения им представил его руководитель Анатолий Решетов.

Денис Сахарных, Алла Кайбияйнен
Фото: Валентина Безбрязова



Источник: Управление медиакоммуникаций
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram