Химия в школе: направление задаёт Татарстан



25.06.2020

Об утвержденной в мае 2020 года приказом министра образования и науки Рафиса Бурганова Концепции развития химического образования в школах Республики Татарстан пока знают немногие. Ничего удивительного: концепция была утверждена в самый разгар мероприятий по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, когда педагоги были полностью погружены в работу со своими учениками, завершавшими учебный год дистанционно. Между тем этот солидный, на сорока пяти страницах, документ безусловно, можно назвать знаковым, открывающим новую страницу истории преподавания химии в школах нашей республики, а, может быть, и всей России. Как и для чего разрабатывалась Концепция развития химического образования в школах РТ? С этими вопросами мы обратились к представителям власти и научно-педагогического сообщества республики.

Концептуально и конкретно

— Концепция родилась не вдруг. Её появление — итог многолетнего осмысления сложившейся в области школьного химического образования ситуации, многочисленных консультаций с представителями научного и педагогического сообщества, представителей власти и бизнеса. В феврале проект Концепции был рассмотрен на годичном собрании Ассоциации учителей и преподавателей химии Республики Татарстан, — рассказывает первый заместитель министра образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин.

— Нужно было не только составить перечень наиболее значимых проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса, но и наметить пути их преодоления, задать векторы развития школьной химии в Татарстане. Это отразилось на структуре и объёме документа: Концепция состоит из восьми частей, дорожной карты на 2020-2022 годы, а также перечня ключевых показателей и индикаторов эффективности. Перечислю только основные темы, которые там затронуты: это основные идеи и задачи школьного курса химии, проблемы развития химического образования в современной российской школе, состояние его кадрового обеспечения и материально-технической базы, основные проблемы и задачи развития профильного химического образования, развитие современных компетенций в среде цифрового образования, обеспечение непрерывности формирования инженерных компетенций, формирование нового имиджа системы химического образования.

Как видите, Концепцию отличает серьёзный концептуальный подход. В то же время перед нами — документ предельно конкретный, включающий в себя четкий список действий и ответственных организаций, возможности мониторинга его исполнения.

Большая работа по учёту мнений заинтересованных сторон при подготовке данного документа проделана коллегами из КНИТУ. Наш химико-технологический вуз является опорной площадкой для учителей общеобразовательных организаций, преподавателей профессиональных образовательных организаций и вузов нашей республики, и о том, как складывается преподавание химии в школе, там знают не понаслышке, — отмечает первый заместитель министра.

Приоритетное направление обозначено

— Принятая концепция преподавания химии — документ очень интересный, глубокий, продуманный. Она должна стать настольной книгой наших учителей, — поделился впечатлениями генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин. — Когда ребёнок приходит в школу, его интерес к химии надо поддержать. Учитель химии должен быть на высоте: то, какой у него будет уровень подготовки, интеллектуального развития, окажет на школьника, на будущего студента огромное влияние. Дорожная карта концепции очень обширна, но мы её выполним.

Предприятия нефтегазохимического комплекса давно и охотно работают со студентами, предоставляют им возможность пройти практику, а со школьниками, конечно, в этом смысле сложнее, но находить пути взаимодействия необходимо. Напомню, что современная химическая промышленность — это отнюдь не только крупнотоннажные производства, это и малые и средние предприятия, где также велика потребность в качественных кадрах.

С химией, с химическими соединениями и явлениями человек знакомится в быту с самого раннего детства, и сопровождают его они станут всю жизнь. Значение химии огромно и будет только расти. Конечно, развитие человека должно быть разносторонним, и если делать в образовании акцент только на химии, ничего хорошего не получится, и всё-таки приоритетное направление обозначено.

Нельзя сегодня работать, как вчера

— Само принятие Концепции преподавания химии на уровне министерства говорит о том, что развитие системы химического образования становится важной государственной задачей, — говорит ректор Института развития образования РТ Людмила Нугуманова. — Концепция призвана решить следующие основные задачи: создание преемственной системы развития химического образования в рамках общего, профессионального и дополнительного образования, формирование у обучающихся научной картины мира, развитие у них естественнонаучного мировоззрения, химического мышления, а также широкая популяризация химических знаний. Это то, что нужно и школе, и вузам, и производству.

Принятая концепция позволяет наиболее полно, объемно и квалифицированно работать с учителями химии. Профессиональный рост педагога должен быть, во-первых, опережающим. Учитель как никто другой должен понимать, что ждет нас завтра, и, конечно, не должен сегодня работать, как вчера. Во-вторых, у педагога должна формироваться и закрепляться лидерская позиция. Именно на это нацелена работа нашего института, деятельность сетевых профессиональных сообществ.

Ситуацию с преподаванием химии на разных уровнях образования мы представляем очень хорошо. Совместно с ИРО работают 23 образовательных учреждения, включая КНИТУ, КФУ, НИУ ВШЭ, Российскую академию образования, другие государственные и частные вузы России и Татарстана, центры повышения квалификации, колледжи. Их ресурсы мы объединяем в рамках цифровой образовательной площадки, формируя современное гибкое цифровое образовательное пространство, обеспечивая максимально гибкую и персонифицированную подготовку педагогов. Мы готовы передать нашим учителям самый передовой опыт в преподавании химии — не только татарстанский, но и общероссийский, и международный.

«Вывести химию из тени»

— Сейчас положение дел в преподавании химии — проблема общероссийского уровня. Один час в неделю, к тому же преподавание в отрыве от экспериментов, «меловая химия»… В таких условиях обеспечить качество подготовки учеников довольно сложно, — делится наболевшим руководитель Ассоциации учителей и преподавателей химии РТ, директор Летней химической школы для старшеклассников «Орбиталь», доцент КНИТУ Лариса Шамсутдинова.

— В утверждённой Концепции вовсе не случайно очень много места уделено описанию существующих проблем. Когда мы говорим о трудностях в обеспечении качества химического образования, мы выражаем отнюдь не субъективное мнение. Например, есть вполне конкретные требования ФГОС, но им не соответствует сейчас ни один из учебников. В развитии школьного курса химии в последние 20 лет наблюдается явный застой. Между тем химия — активно развивающаяся наука, химия — это серьёзный и перспективный бизнес, но авторы школьных учебников этого не замечают, а качество учебников нередко приносится в жертву рыночной целесообразности.

Объективные измерения свидетельствуют о неуклонном падении у выпускников школ уровня естественнонаучной грамотности, а ведь в её формировании химия является одним из краеугольных камней. Угроза обвального падения качества химической подготовки абитуриентов — вовсе не пустые слова: если это случится, то неизбежно пострадает и качество квалификации специалистов, которые будут приходить на предприятия, экономике республики и страны будет нанесён прямой ущерб, — предупреждает педагог.

— Химию пора вывести из тени. Мы очень хорошо видим на наших студентах последствия всех просчётов в реализации химического образования в школе. С другой стороны, опыт работы Лицея-интерната КНИТУ наглядно показывает, каких результатов можно было бы добиться в подготовке будущих студентов химических направлений, если бы химии как предмету на уровне общего образования уделялось должное внимание.

Выйти на новый уровень развития

— Наш лицей — передовое образовательное учреждение, и, конечно, сравнивать условия, в которых мы учим химии, с положением дел в обычных школах не всегда возможно, — комментирует директор Лицея-интерната для одаренных детей с углублённым изучением химии Лилия Ибрашева. — Но основные направления нашей деятельности — те же самые, что могут быть реализованы и в других школах, просто мы занимаемся ими активно и последовательно.

В числе таких направлений — научно-исследовательская, проектная деятельность учеников и учителей, участие в олимпиадном движении, профориентационные мероприятия, система поддержки талантливых педагогов, внеурочная деятельность, кружковое движение, использование цифровых образовательных технологий и платформ, построение индивидуальных образовательных маршрутов в цифровой среде. Большое внимание мы уделяем постановке химического эксперимента. Наши ребята активно участвуют в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills) по компетенции «Лабораторный химический анализ». Здесь не только требуется проявить хорошее теоретическое и практическое знание химии, но и даётся отличная возможность углубить его.

Взаимодействие с учёными КНИТУ позволяет нам непрерывно в течение учебного года вести работу по популяризации химии, знакомить лицеистов с основами химических технологий, осуществлять сложные эксперименты, находить научных руководителей для исследовательских проектов, а отлаженная система партнерского сотрудничества с такими компаниями, как «Газпром», «Хальдор Топсё», «Иокогава электрик» даёт возможность ещё со школьной скамьи погрузиться в специфику реального сектора экономики, создаёт высокую мотивацию у учащихся 9-10 классов к профильному обучению в классах «Газпрома» и «Хальдор Топсё», поступлению на профильные направления обучения в вузах после окончания лицея.

Всё это и многое другое, прочно вошедшее в практику Лицея, учтено в новой Концепции, реализация которой заметно усилит базу химического образования в республике и позволит нам выйти на новый уровень развития, — считает Лилия Ибрашева.

В центре внимания — учитель

— Концепция затрагивает множество тем, но ключевой вопрос — подготовка педагогических кадров, и вести её нужно по-новому, — полагает директор по реализации программ непрерывного образования КНИТУ Любовь Овсиенко. — Существующая схема подготовки учителей, для которых химия — это лишь специализация, да ещё в паре с биологией, должна быть изменена. А это — область совместной работы как минимум регионального министерства, КФУ и КНИТУ, Института развития образования.

В число мероприятий, предусмотренных дорожной картой, входит и создание в нашем университете кафедры теории и методики преподавания химии. Мы к этому готовы, ядро преподавателей и профессоров, плотно вовлечённых в работу в рамках Летней школы «Орбиталь», Ассоциации учителей и преподавателей химии, Детского университета «Наука на ладони», наших олимпиад, конкурсов и конференций, включая конкурс для педагогов «Все грани химии», у нас сформировано .

Традиции работы со школами в КНИТУ очень глубокие. И всё же одними нашими усилиями ситуацию выправить невозможно. Здесь мы пользуемся полным пониманием в министерстве образования и науки РТ. Можно сказать, что принятие Концепции — это достаточно смелый шаг со стороны министерства, ведь тем самым оно признаёт наличие больших проблем и необходимость действенных мер по их решению. Воплотить намеченные в Концепции планы в жизнь можно только в результате достаточно широкого взаимодействия на разных уровнях: муниципальном, республиканском, федеральном, в тесном взаимодействии с представителями реального сектора экономики.

У нас есть всё для успеха

— То, что новая Концепция преподавания химии разработана и будет внедряться именно в нашей республике, представляется закономерным: школы у нас сильные, результаты ЕГЭ по химии — хорошие и постоянно улучшаются, развито профильное обучение: по химико-биологическому профилю у нас ведется обучение в 217 классах 138 школ, кроме того, в 42 школах есть классы физико-химического и в 14 школах — аграрного профиля. Мы располагаем мощной базой учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, и я уверен, что при реализации Концепции мы уложимся в отведённый дорожной картой период. Сроки исполнения могут сдвинуться только из-за санитарно-эпидемиологической ситуации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Взаимопонимание с федеральными и республиканскими министерствами для решения поставленных задач у нас есть, — подчеркивает Ильсур Хадиуллин.

* * *
Качественные изменения в сфере образования должны быть ощутимы не только на статистическом уровне: с этим согласны все наши собеседники. Вырастет уровень подготовки школьников по химии — изменятся и их горизонты, ребята станут по-другому оценивать и перспективы поступления в татарстанские вузы на химические и химико-технологические направления подготовки — теперь они им будут по плечу. Более прозрачной станет и перспектива дальнейшего карьерного роста дипломированного химика именно в нашей республике, где неплохая ресурсно-сырьевая база, где можно включаться в реализацию как давно освоенных, так и новых, перспективных тем. Чтобы стать лидером в области преподавания химии в масштабах всей страны, в Татарстане есть всё — и сильные школы, и мощные вузы, и эффективное государственное управление, и заинтересованный бизнес. А наши успехи повлияют и на положение дел в других регионах.

Денис Сахарных



Источник: Управление медиакоммуникаций
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram