Антон Александрович Радциг. Научный полк КНИТУ-КХТИ



А. А. Радциг

21.04.2023

Начало войны застало студентов и преподавателей Казанского химико-технологического института в разгаре сессии. Вуз был оборонный, относился к Наркомату боеприпасов СССР, студенты и преподаватели имели бронь. Несмотря на это, почти 500 студентов, преподавателей и сотрудников КХТИ отправились с началом Великой Отечественной в действующую армию.

Казань была глубоким тылом, однако здесь происходили важные события, связанные с судьбой советской науки. В наш город были эвакуированы Президиум Академии наук СССР, академические институты, конструкторские бюро. В июле 1941 года в Казань прибыли эвакуированные сотрудники и студенты Ленинградского технологического института имени Ленсовета, влившиеся в коллектив КХТИ.

Тыловая жизнь в годы войны была очень насыщенной и довольно трудной. Студенты и работники объединенного КХТИ-ЛТИ продолжили учебную и научно-исследовательскую работу, принимали участие в строительстве линии укреплений в западных районах Татарской АССР, работали в развернутых на площадях КХТИ спецпроизводствах оборонного характера, в подшефных сельскохозяйственных организациях, осуществляли поддержку жизнеобеспечения корпусов. Многие из них жили прямо в корпусах института, ведь в общежитии КХТИ разместили раненых бойцов.

Среди преподавателей в эти годы выделялся седовласый интеллигент – Антон Александрович Радциг. Это был один из старожилов вуза, трудившийся в этих стенах еще задолго до революции.

Родился он 22 октября 1874 года. По вероисповеданию был православным. В 1897 году окончил Харьковский практический технологический институт императора Александра III в звании инженера-технолога. Преподавал химию в Иваново-Вознесенском низшем механико-техническом училище, а с 1900 года начал работу в Казанском промышленном училище, на базе которого возник впоследствии КХТИ. Здесь Радциг получил звание заслуженного преподавателя химии и технологии, дослужился до чина надворного советника (в те годы это давало личное дворянство), был удостоен ордена Святого Станислава III степени.

Учеником Радцига был Сережа Костриков, выпускник училища 1904 года, в будущем выдающийся партийный и государственный деятель Сергей Миронович Киров. Семен Синельников, биограф Кирова, писал: «Радциг был близорук и забавно рассеян. Формулы и схемы стирал с доски не тряпкой, а обеими ладонями и, очищая их затем от мела, тщательно водил ими по бортам гладко выутюженного форменного сюртука. Но даже озорники не искали в том повода для насмешек. Антону Александровичу прощали и жестковатость в отметках, потому что он принадлежал ученикам больше, чем себе, чутко подмечал и поощрял их успехи. Его глубоко серьезные уроки физики, сопровождаемые почти факирскими по занимательности опытами, запоминались на годы».

После революции Радциг училище (преобразованное затем в институт) не покинул. Когда в 1934 году в КХТИ была создана кафедра теплотехники, ныне кафедра ТОТ (ее основателем стал выдающийся ученый Герман Константинович Дьяконов, впоследствии доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники ТАССР), Антон Александрович вошел в ее состав в должности доцента. Не изменился за годы стиль его работы, осталась требовательность к студентам и к себе.

Александра Дмитриевна Николаева – будущий доктор наук, профессор, заведующая кафедрой химии и технологии соединений высоких энергий, в описываемое время второкурсница, вспоминает, как с получением известия о начале войны у нее появилось много хлопот: вызов к директору института, встреча с городским военкомом, назначение на должность командира-инструктора ПВХО в спецшколе. Возвратившись в институт, чтобы забрать оставленные там с утра вещи, Николаева столкнулась с Радцигом.

– Вы почему, барышня, не соблаговолили быть на консультации? – строго спросил ее старый преподаватель, у которого уже завтра ей предстояло экзаменоваться.

– Да ведь война, экзамена не будет, – стала оправдываться студентка.

– Почему не будет? Вы думаете, что если война, то люди должны глупеть? – эмоционально отреагировал Радциг. – Приходите все до одного по расписанию! В войну учиться надо еще больше, потому что нам надо победить! И вообще – России нужны думающие инженеры!

И экзамен состоялся. Тройки не было ни одной – отвечать как попало было просто стыдно…

Вспоминает военную пору Валентина Михайловна Ажгибецева, студентка механического факультета (1938–1944), впоследствии доцент кафедры машин и аппаратов химических производств КХТИ:

– Особенно запомнились лекции по термодинамике Антона Александровича Радцига. Бывало, пишет, пишет на доске, уже и места свободного нет, остановится – надо бы что-нибудь уже стереть, да зрение плохое – не видит тряпочку. Ребята наши ее найдут, водой смочат, спрашивают: «Что именно убрать?» – и сотрут быстренько. Он-то сам был невысокого роста, ему трудно было дотянуться, а мальчишки у нас – высокие, статные…

Когда он прочитал курс до конца, нам очень захотелось его отблагодарить, и мы решили сделать ему подарок. Долго думали, что именно купить. Было несколько вариантов: валенки, набор книг, портфель. Остановились на последнем.

Среди наших студентов были достаточно взрослые мужчины, до учебы уже поработавшие на заводах. Именно им мы и поручили преподнести нашему любимому преподавателю большой кожаный портфель. Ученый был настолько растроган и самим подарком, и тем, с каким уважением он был вручен. Этот подарок до самой смерти Антон Александрович выпускал из рук только тогда, когда уходил в баню. Везде – в столовой, на собраниях и в гостях – портфель был с ним. Кто-то предположил, что внутри в портфеле ничего нет, и ребята как-то несколько раз проверили. Точно, преподаватель носил чаще всего его пустым. Главное, что в руке всегда – любимый подарок от любимых учеников…

Вот ведь как интересно жизнь складывается – даже во время войны были любимые преподаватели и так, «проходящие преподы». Радциг был любимейшим…

 * * *

По научной стезе пошел и сын А.А.Радцига Юрий Антонович (1900–1976), специалист в области строительной механики, доктор наук, профессор кафедры сопротивления материалов КХТИ, зав. кафедрой сопротивления материалов в Казанском авиационном институте (КАИ), заслуженный деятель науки и техники ТАССР. А его внук Юрий Юрьевич (1936–2010) – специалист в области радиоэлектроники, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, почетный радист СССР, также доктор наук и профессор, работал зав. кафедрой радиоуправления КАИ, трудился на посту ректора и зав. кафедрой радиосистем Новгородского политехнического института.

Антон Александрович Радциг был одним из тех, кто обеспечивал преемственность традиций Казанского промышленного училища – Казанского политехнического института – КХТИ – КНИТУ, кто был верен долгу и самоотверженно, невзирая на годы, работал, осуществляя важную миссию наставника будущих инженеров и в тревожное военное время.

При подготовке публикации использованы материалы книг «Суровые будни войны. Казанский химико-технологический институт им. С.М.Кирова. 1941–1945 гг. Очерки, воспоминания, документы» (Казань, 2005) и «Механический – проверено временем… 1939–2014. История. Биографии. Воспоминания» (Казань, 2014).



Источник: Музей истории КНИТУ
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram