Учиться у природы: в КНИТУ оценили проекты школьников по химии и физике



16.12.2025

На финале конкурса «Инженерный интенсив: идеи, проекты, результаты» (реализуется в рамках проекта «Лидеры химической отрасли: путь от школы до карьеры мечты»), выступили казанские и зеленодольские школьники, увлечённые химией и физикой. Сессия, на которой они выступили очно и онлайн, состоялась 11 декабря на базе лицея-интерната для одарённых детей с углублённым изучением химии КНИТУ.

Место было выбрано неслучайно: большая часть участников представляла лицей КНИТУ, а готовили большую часть будущих Бутлеровых и Капиц педагоги нашего лицея Надежда Щуклая (химия) и Наталья Кузина (физика). Помимо лицеистов КНИТУ, в конкурсе участвовали и воспитанники других школ — СУНЦ «Инженерный лицей-интернат» КНИТУ-КАИ, лицей № 9 имени А. С. Пушкина и МБОУ «Лицей №14» Зеленодольского муниципального района, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 167 с углублённым изучением отдельных предметов» (г. Казань).

Работы ребят оценивало жюри, в состав которого вошли учёные нашего университета и представители промышленных партнёров КНИТУ — ПАО «Казаньоргсинтез» и ООО «Газпром трансгаз Казань».

В финале конкурса принимали участие ученики 8—11 классов, хотя было и одно исключение: зеленодольский лицей № 9 представлял увлечённый химией семиклассник. В течение пяти минут нужно было рассказать о сути своего проекта, а также провести демонстрацию или представить детальное описание проведённой работы.

Конкурсантов представила директор лицея Камила Ковалёва:

— Надеюсь, этот конкурс вдохновит всех участников на новые открытия и свершения в области химии и физики! Работы ребят — это не просто результаты научных изысканий, это проявление любопытства, стремления к познанию и желания изменить мир к лучшему.

Выступления приятно удивили разнообразием тем. Химические проекты касались и таких «старинных» тем, как получение этанола путём перегонки сусла, мыловарение или создание изделий из молочной пластмассы — галалита, так и анализа современных продуктов питания и лекарственных средств на содержание полезных или, наоборот, вредных компонентов. Школьников занимали и собственно технологические аспекты, и вопросы экологичности предлагаемых решений. Некоторые работы относились скорее к области искусства, хотя для того, чтобы их выполнить, нужно было провести большую собственно химическую работу (таковым был проект, посвящённый цианотипии — созданию бессеребряных фотографических изображений в голубой гамме). Ряду авторов в выполнении работ помогли на кафедрах КНИТУ (например, в реализации проектов по получению пищевого бутилкаучука или искусственного шёлка по медно-аммичному способу).

Немалую изобретательность проявили и авторы-«физики». Жюри и зрителям были продемонстрированы эффекты действия магнитных сил, созданное на основе системы Arduino бюджетное устройство по мониторингу вентиляционных систем, макет гидроэлектростанции и другие проекты. Часть проектов была направлена на достижение дидактических целей, то есть была призвана облегчить освоение обучающимися тех или иных тем из курса физики — реактивного движения, оптических иллюзий, зелёной энергетики и др.

Всего жюри выслушало 22 доклада. Как призналась член комиссии д-р хим. наук Светлана Русанова (кафедра технологии пластических масс КНИТУ), конкурсанты очень старались и выбрать лучших было непросто. Тем не менее выбор был сделан и его результаты озвучила зав. кафедрой технологии синтетического каучука Татьяна Сафиуллина.

Первое место среди 7—8-классников занял ученик лицея-интерната КНИТУ Виктор Кузьмин с темой «Получение биопластика из молока».

Среди учеников 9—11 классов в номинации «Физика» первым стал девятиклассник Райнур Исмагилов (лицей-интернат КНИТУ) с темой «Кресло с электроприводом».

Регина Зарипова (также девятиклассница нашего лицея) завоевала первое место в номинации «Химия» (9—11 кл.) с темой «Цианотипия».

— Нам очень отрадно видеть столько работ естественно-научного профиля. Это — открытая дверь в ваше будущее, поскольку тем самым вы узнаёте, как работает природа. Учитесь у неё, и вы всегда найдёте своё место в жизни

Однако оглашением лауреатов 1—3 мест в каждой номинации церемония награждения не ограничилась.

— Когда мы оценивали ваши работы, — обратилась к участникам член жюри, начальник отдела по сотрудничеству с образовательными организациями ПАО «Казаньоргсинтез» Чулпан Хужанбердиева, — мы руководствовались критериями конкурса, но одновременно и подходили к оценке с точки зрения критериев «Эффективность для СИБУРа» и «Скорость реализации для СИБУРа».

В итоге спецприз от СИБУРа был вручён Виктору Кузьмину. На жюри, отметила Чулпан Тимергалиевна, произвели впечатление и увлечённость юного исследователя химией, и то, как уверенно он представил свой доклад. В номинации «Химия» (9—11 классы) спецприза от «Казаньоргсинтеза» был удостоен десятиклассник лицея-интерната КНИТУ Максим Бунаков с проектом «Получение прототипа жевательной резинки из синтетического каучука», руководитель — доцент кафедры «Химии и технологии переработки эластомеров» Лариса Закирова.

Также спецприз жюри «За увлечённость химией» получил Раиль Биктагиров (7 класс, лицей № 9 имени А. С. Пушкина) с темой «Химия и здоровье: Применение лекарственных препаратов», руководитель — Надежда Щуклая.

Публикуем полный список победителей «Инженерного интенсива».



Источник: Управление медиакоммуникаций
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram