Заседание методологического семинара «Содержание ВПО для инновационного развития» с участием директора Центра инженерной педагогики, декана ФПК МГТУ им.Н.Э.Баумана В.Е.Медведева.


В президиуме профессор В.П. Барабанов, академик АН РТ С.Г. Дьяконов, директор Центра инженерной педагогики МГТУ им.Н.Э.Баумана В.Е. Медведев

Преподаватели университета - участники семинара

27.06.2011

О проблемах подготовки и повышения квалификации преподавателей технических вузов и совершенствовании подготовки инженеров шла речь на очередном заседании методологического семинара «Содержание высшего профессионального образования для инновационного развития», состоявшемся 23 июня в Казанском государственном технологическом университете.

Руководил работой семинара член Общественной палаты РТ, академик АН РТ Сергей Дьяконов, а в качестве основного докладчика выступил гость вуза - директор Центра инженерной педагогики, декан ФПК и заведующий кафедрой МГТУ им. Н.Э. Баумана Валентин Медведев. Он поделился с коллегами из нашего университета опытом профессиональной переподготовки и повышения квалификации ППС в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

«Бауманка считается родоначальницей русского метода подготовки инженеров, суть которого – фундаментальная широкопрофильная подготовка, образование через науку и хорошая практическая подготовка, - отметил Валентин Медведев. – Сохранив эти достоинства, сегодня мы дополняем содержание инженерного образования инноватикой - изучением английского языка, трехмерной графики, управленческой и экономической подготовкой». Докладчик подчеркнул ведущую роль преподавателя в процессе модернизации высшего образования, которое включает в себя, по мнению В.Е. Медведева, повышение его качества, внедрение в международное образовательное пространство и образование через всю жизнь. Неслучайно президент США Б. Обама справедливо заявляет, что каждый выпускник университета должен уметь преподавать.

«Образ педагога триедин – это профессионал в своей области, педагог-психолог и воспитатель-просветитель, - подчеркнул докладчик, - и здесь у нас немало проблем». Среди них докладчик, и вслед за ним другие участники семинара, отметили старение преподавательского корпуса, сведение, практически, на нет блока социально-гуманитарной подготовки в аспирантуре, отсутствие механизмов закрепления лучших выпускников в качестве преподавателей в связи с падением престижа профессии, снижение объемов и даже отсутствие госзаказа на обучение в вузах по программе «Преподаватель высшей школы».

Однако Центр инженерной педагогики в «Бауманке», так же, как и Центр повышения квалификации преподавателей вузов в КГТУ, уже многие годы проводит большую научно-методическую и организационную работу по подготовке преподавательских кадров для инженерных вузов, ориентируясь, в том числе, на международные стандарты IGIP – Международного общества по инженерной педагогике.

Среди задач, которые ставят перед собой коллеги, – расширение числа уполномоченных вузов по оценке новых образовательных программ, работа над созданием профессионального стандарта преподавателя высшей школы, подготовка фундаментальных монографий и учебников в области педагогики в техническом университете, онтологии преподавательской деятельности, создание сертификационных и аналитических центров и др.

Обсудили коллеги также проект нового Федерального Закона об образовании. При этом В.Е. Медведев подверг критике, например, введение федеральных государственных требований, в соответствии с которыми документы государственного образца о повышении квалификации будут иметь право выдавать только по трем направлениям подготовки (сотрудников охранных предприятий, таможни и госслужащих).

В дискуссии приняли участие проректоры КГТУ Василий Иванов, Любовь Овсиенко, профессора Владимир Кондратьев, Лилия Гурье, Петр Осипов, Марат Ахмадуллин.

По результатам развернувшейся дискуссии были сформулированы рекомендации и предложения, в том числе в адрес Минобнауки РФ, Высшей аттестационной комиссии России. Среди них, например, такие, как введение в реестр новой научной специальности «Инженерная педагогика», увеличение сроков обучения в аспирантуре по некоторым программам до 4 лет и другие.



Заключительным мероприятием дискуссионной площадки «Содержание высшего профессионального образования для инновационного развития» станет научная школа с международным участием «Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития».

Она пройдет в Казани на базе Казанского национального исследовательского технологического университета с 5 по 7 октября.

Среди ее организаторов - Международное общество по инженерной педагогике IGIP, Российский мониторинговый комитет IGIP совместно с Общественной палатой Республики Татарстан и Министерством образования и науки Республики Татарстан.

Участие в мероприятиях примут Национальный фонд подготовки кадров, Международная академия наук высшей школы (МАН ВШ), Ассоциация инженерного образования России (АИОР), Российский союз ректоров, Российский мониторинговый комитет IGIP, Ассоциация технических университетов РФ, а также крупные российские федеральные и национальные исследовательские университеты, Центры инженерной педагогики России, Украины, Казахстана и Эстонии.

Цель мероприятия - выработка профессиональных рекомендаций по реформированию высшего, в том числе инженерного, образования в соответствии с задачами инновационного развития России и Татарстана, поддержка общественно значимых проектов и инициатив среднего и малого предпринимательства, содействие профессиональной мобильности и поддержке молодых профессиональных коллективов в социальной сфере, а также международная интеграция российского образования и науки.


Алла Кайбияйнен, пресс-центр КГТУ (КНИТУ)



Источник: Пресс-центр
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram