Профессиограмма «27.03.02 Управление качеством» (кафедра АХСМК)



Направление 27.03.02 Управление качеством

Профиль подготовки «Системы менеджмента качества в химическом комплексе и смежных областях»

Уровень подготовки-бакалавриат

Кафедра аналитической химии, сертификации и менеджмента качества

1.Название профессии

Специалист по управлению и менеджменту качества в химической и смежных областях

2. История профессии, специальности

Управление качеством ведёт свою историю с древних времён (ХVIII в. до н.э. - Кодекс Хаммурапи и др.). Для индивидуального производства, когда масштабы производственного процесса не требовали глубокого разделения труда, основной метод управления качеством основывался на совершенствовании личного мастерства. В рамках цехового производства произошло разделение функций и ответственности за качество: рабочий отвечал за качество выполнения закрепленной за ним операции, а мастер осуществлял функции надзора, контроля и управления. С появлением массового производства потребовалась координация работ сверху, и управление становится самостоятельной областью деятельности. Формируется служба технического контроля, вводятся пооперационный контроль, контроль и испытания готовых изделий. По мере роста масштабов производства и углубления его специализации, в работу по управлению качеством включаются большое количество служб и участников. Постепенно они рассматриваются как звенья единой цепи в общей системе работ по качеству. Формируется системная деятельность по управлению качеством с интеграцией работ по качеству по всем направлениями производственно-хозяйственной деятельности и с координацией факторов, влияющих на качество.

Исторически важные этапы в развитии управления качеством, как научного направления:

  • 1905 год – система Тейлора: система управления качеством каждого отдельно взятого изделия (выявление несоответствий после изготовления);

  • 1924 год – статистическое управление качеством: система управления качеством процесса изготовления продукции (предотвращение несоответствий в ходе изготовления, на основе статистической теории с использованием контрольных карт Шухарта);

  • 1950 год – комплексное управление качеством: система управления качеством в рамках всей фирмы (управление качеством на всех этапах ЖЦП, с акцентом на допроизводственную стадию для достижения уверенности в качестве, создание систем управления качеством);

  • 1980 год – универсальное управление качеством: применение универсальных подходов и системных требований на основе международных стандартов ISО серии 9000 (обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком и предоставление ему доказательств, способности предприятия сделать это);

  • 1990 год – всеобщий менеджмент качества (TQM): достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителей и выгоды для членов организации и общества (постоянное улучшение качества, минимизация производственных затрат, поставка точно в срок, участие всех членов организации в работах по качеству).

Ряд событий отечественной истории управления качеством:

  • работы по научной организации труда: создан Центральный институт труда (ЦИТ, 1920г.);

  • разработка системного подход к решению проблем качества: создание Саратовской системы бездефектного изготовления продукции (БИП, 1955г.), Горьковской Система КАНАРСПИ (1958г.), Ярославской системы научной организации работ по увеличению моторесурса (НОРМ, 1963-1964гг.), Львовской системы бездефектного труда (СБТ, 1965г.), Комплексной система управления качеством продукции (КС УКП, начало 70-х годов);

  • разработка критериев национальной премии по качеству: Российская премия по качеству, 1996г. и др.

Развитие управления качеством переходило от контроля строго технических характеристик и показателей к осознанию социальной значимости построения систем качества и их дальнейшего развития, внедрения подходов ТQM, бережливого производства и др. В 80-е годы ХХ в. во многих университетах и бизнес школы Европе началась подготовка специалистов области качества. В 1987 году в России открыта специальность «Метрология, стандартизация и управление качеством». С 1998 года введена специальность «Управление качеством». Специалист по качеству в равной степени должен разбираться в техническом контроле, метрологическом обеспечении, сертификации, принципах подбора персонала, уметь оценивать эффективность работы и удовлетворенность заинтересованных сторон.

3. Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий).

Специалист по управлению качеством осуществляет анализ и улучшение качества работы организации, совершенствует ее систему управления качеством на основе принципов и подходов всеобщего управления качеством (TQM). Разрабатывает (на основе действующих стандартов) документацию в области управления качеством. Проводит аудиты действующей системы управления качества. Осуществляет работу по сертификации продукции и систем управления качеством. Проводит оценку рисков при управлении качеством. Специалист по качеству участвует в метрологическом обеспечение технических систем. Участвует в разработке средств и методы повышения безопасности и экологичности технологических процессов. Проводит анализ, оценивает эффективность и обеспечивает совершенствование систем управления качеством. Для решения практических задач, специалистом по качеству используются современные информационные технологии. На крупных предприятиях организованы службы (отделы, бюро) качества.

Трудовые функции специалиста по управлению качеством:

- участвует в работе по разработке, внедрению и сопровождению систем менеджмента качества, а также аудиту и сертификации действующих систем менеджмента в организации;

- обеспечивает разработку предложений по совершенствованию систем менеджмента на основе опыта международных практик и подходов к совершенствованию деятельности организаций;

- организует работу по определению номенклатуру ключевых показателей качества продукции с учетом мнения потребителей;

- организует проверки качества продукции на любой стадии производства, контроль технического состояния оборудования, средств измерения в соответствии с установленными требованиями;

- руководит работой по сбору, обработке данных по показателям качества продукции на различных этапах жизненного цикла и формированию отчетности;

- организует работу по анализу дефектов, которые ухудшают показатели качества продукции, выявлению их причин и разработке предложений по их устранению и предупреждению;

- участвует в работе по оценке потерь организации от низкого качества сырья и материалов, и разрабатывает предложения по повышению качества продукции, сырья, материалов и комплектующих;

- обеспечивает разработку, оформление стандартов и технических условий на выпускаемую продукцию, а также формирование фонда основных нормативных документов

- организует работу по управлению человеческими ресурсами, проводит обучение работников организации в области качества.

Сфера профессиональной деятельности:

- организационно-управленческая.

4. Направление подготовки

Управление качеством

5. Уровень базовых знаний

Квалифицированный специалист по управлению качеством должен знать:

• национальные и международные стандарты в области управления качеством продукции, систем управления качеством, проведения внутренних аудитов, сертификации и документооборота систем управления качеством;

• основные методы разработки, внедрения и функционирования систем управления качеством;

• структуру, виды документов, основы управления документацией системы управления качеством и записями о качестве;

• федеральные законы, законодательные и нормативные правовые акты по стандартизации, подтверждению соответствия и обеспечению единства измерений;

• основные методы квалиметрического анализа, методы управления качеством, ресурсами, документооборотом, статистической обработки данных и современные информационные технологии;

• нормативные и методические документы, регламентирующие вопросы качества продукции на всех этапах жизненного цикла;

• основные методы анализа соответствия качества стандартам и техническим условиям на всех этапах жизненного цикла;

• основные принципы построения современных производственных систем.

Квалифицированный специалист по управлению качеством должен уметь:

• внедрять, контролировать функционирование и состояние системы управления качеством в организации;

• применять нормативную документацию в области разработки, внедрения и функционирования систем управления качеством, а также составлять аналитические отчеты;

• разрабатывать, оформлять основные виды нормативных документов, записи о качестве, документы системы управления качеством, применять методы анализа стандартов;

• разрабатывать производственно-техническую документацию;

• применять методы квалиметрического анализа, методы управления качеством и ресурсами;

• применять нормативную документацию в области соответствия качества стандартам и техническим условиям на всех этапах жизненного цикла, при разработке и применении методов контроля, при управлении качеством ресурсов;

• разрабатывать нормативно-технические, организационно-управленческие документы при проведении подтверждения соответствия продукции (услуг) и систем управления качеством

• использовать современные информационные технологии.

6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества

К профессионально важным качествам специалиста по управлению качеством относятся: • способность к профессиональному росту, к самостоятельному обучению новым методам исследованийрасширениюпрофессиональных знаний и навыков для решения базовых задач управления в технических системах;

• владеть знаниями и умениями, которые позволяют анализировать тенденции развития систем управления качеством, а также путей повышения конкурентоспособности продукции и организации;

• способность оценивать эффективность новых технологий, методик, средств и методов управления качеством, внедрять их в производство;

Специалист по управлению качеством должен обладать следующими личностными качествами:

• наблюдательность;

• открытость для восприятия нового;

• независимость, самостоятельность;

• эмоциональная устойчивость и тактичность в обращении с людьми;

• ответственность;

• требовательность к себе и окружающим.

7. Медицинские противопоказания

- заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями;

- психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н.

8. Родственные профессии

Специалист по качеству продукции, инженер по качеству, специалист по сертификации продукции.

9. Области применения

Области применения профессии специалиста по качеству достаточно широки. Бакалавры по профилю подготовки «Системы менеджмента качества в химическом комплексе и смежных областях» могут работать в службах (центрах, бюро) качества организаций любого профиля, например: на предприятиях химического комплекса, машиностроения и приборостроения, авиакосмического комплексов, пищевой, фармацевтической промышленности; на корпорациях: Газпром, Роснефть, Транснефть, Ростехнологии; НИИ и проектных институтах; в сфере обслуживания, социально-экономических системах и др.

10. Пути получения профессии

Профессию специалиста по управлению и менеджменту качества в химической и смежных областях можно получить в Казанском национальном исследовательском технологическом университете на кафедре аналитической химии, сертификации и менеджмента качества в рамках подготовки бакалавров по направлению 27.03.02 Управление качеством по профилю подготовки «Системы менеджмента качества в химическом комплексе и смежных областях».

Источник: ФГБОУ ВО «КНИТУ»