Направление 09.03.01 Информатика и вычислительная техника Профиль подготовки «Автоматизированные системы обработки информации и управления» Кафедра автоматизированных систем сбора и обработки информации 1. Название профессии, специальности Профессия — программист 2. История профессии Чтобы понять, чем занимается программист, следует сначала узнать, как появилась эта профессия. Первым программируемым устройством в мире принято считать ткацкий станок, который построил Жозеф Мари Жаккар в 1804 году. Он запрограммировал прибор так, чтобы тот мог делать узоры на ткани. Первую аналитическую машину придумал Чарльз Бэббидж, однако построить он ее не сумел. В июле 1843 года дочь великого английского поэта Джорджа Байрона, Ада Лавлейс, написала первую в мире программу для аналитической машины. С ее помощью решалось уравнение Бернулли. Работа Лавлейс ценна тем, что она разобрала множество вопросов. Некоторые из них до сих пор актуальны. И Бэббидж, и Лавлейс в некоторой степени рассматривали следующие понятия: подпрограмма и ее библиотека, индексный регистр и модификация команд. Графиню Лавлейс принято считать первым программистом, хоть она и написала лишь одну программу. Более современный компьютер создал немец Конрад Цузе в 1941 году. Устройство было программируемым и работало с языком программирования Планкалькюль. Имена людей, которые начали заниматься программированием на профессиональном уровне, история не сохранила, так как поначалу деятельность считалась наладочным процессом к основной работе. Позднее создаются алгоритмические языки высшего уровня (специальные языки программирования), что позволяет свести процесс составления программы к записи алгоритма в специальной символической форме в соответствии с правилами данного языка. Были также созданы специальные программы, которые преобразуют алгоритмический язык в машинный. 3. Общие сведения о профессии Сфера профессиональной деятельности: Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере проектирования, разработки, внедрения и эксплуатации средств вычислительной техники и информационных систем, управления их жизненным циклом). Типы профессии: «Человек-Техника» (работает с компьютером, техническими устройствами). «Человек-Знак» (работает с шифрами, кодами). Класс профессии: изыскательный (творческий). Она связана с исследованием и созданием нового, конструированием и проектированием, творческой деятельностью. Отдел профессии по орудиям труда: автоматизированные орудия труда. Группа профессии по условиям труда: микроклимат бытового типа. Работа с использованием персонального компьютера. В рамках данной деятельности могут периодически случаться командировки, разъезды или деловые встречи с заказчиками. 4. Специальности Прикладной программист, системный программист, web-программист. 5. Уровень базовых знаний Программист должен знать: — языки программирования, технологии и инструменты разработки программного продукта, стандарты качества программного продукта и процессов его обеспечения; — основные стандарты информационно-коммуникационных систем и технологий; — методы и средства обеспечения информационной безопасности программных систем; — устройство компьютеров и принципы его работы; — английский язык на уровне чтения технической документации. Программист должен уметь: — инсталлировать, тестировать и использовать программные средства; — конструировать программное обеспечение; — настраивать конкретные конфигурации операционных систем; — разрабатывать схемы баз данных; — разрабатывать основные программные документы; — работать с современными системами программирования; работать в среде различных операционных систем и администрировать их, обладать техникой быстрой печати на клавиатуре вслепую. 6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества. Программисту необходимы: — высокий уровень абстрактного и логического мышления; — аналитический склад ума; — хорошая память; — умение излагать информацию на понятном языке. Программист должен обладать такими качествами: — наблюдательность; — терпение; — аккуратность; — организованность; — усидчивость; — инициативность (для работы над проектами); — умение принимать нестандартные решения; — умение вести сложные математические расчёты; — умение работать в коллективе (для работы над проектами). 7. Медицинские противопоказания. Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями. Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания. Активные формы туберкулеза любой локализации. Миопия высокой степени или осложненная близорукость. Катаракта осложненная. Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз. 8. Родственные профессии Инженер-программист, техник-программист, специалист по информационным системам, разработчик баз данных. 9. Область применения Программист может найти применение своим профессиональным навыкам в научно-исследовательских институтах, вычислительных центрах, IT-компаниях, web-студиях, учебных заведениях, предприятиях и в организациях любой формы собственности, где требуется обслуживание компьютерной техники, а также в специализированных компьютерных фирмах по разработке и продаже программных продуктов. 10. Пути получения профессии Базовые знания по данной профессии можно получить в образовательных организациях высшего образования. В Казанском национальном исследовательском технологическом университете подготовка программистов по профилю «Автоматизированные системы обработки информации и управления» ведется на кафедре автоматизированных систем сбора и обработки информации (направление 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, профиль «Автоматизированные системы обработки информации и управления»). |
Профессиограмма «09.03.01 Информатика и вычислительная техника» (кафедра АССОИ)
Источник: ФГБОУ ВО «КНИТУ»
Information
ILFAR M. GILMUTDINOV