Профессиограмма «15.05.01 Проектирование технологических машин и комплексов» (кафедра ПАХТ)



Направление 15.05.01 Проектирование технологических машин и комплексов

Кафедра процессов и аппаратов химической технологии» (ПАХТ)

1. Название профессии, специальности.

Профессия – Инженер-проектировщик.

2. История профессии (специальности).

С давних времён люди изобретали механизмы, которые помогали им в охоте, ведении хозяйства, во время военных действий. Эти устройства постепенно усложнялись и нуждались в ремонте и обслуживании. Формирование инженерного подхода к работе с различными механическими конструкциями началось в Древней Греции. Известны работы Архимеда по описанию принципов действия рычажных механизмов, созданию винта для подъёма грузов, поджигающих зеркал, катапульт.

Свидетельства инженерной мысли существовали еще в Древнем Египте в виде весьма совершенной для того времени водопроводной системы. В Древнем Риме эти методы применялись при строительстве акведуков для водоснабжения городов.

Слово «инженер» произошло от латинского корня ingeniare, что означает «творить», «создавать», «внедрять». Слово ingenious было впервые применено к некоторым военным машинам во II веке. Человек, который мог создавать такие хитроумные устройства, стал называться ingeniator – «инжениатор» (изобретатель).

Инженерная деятельность сначала носила в основном военный характер – инженер руководил созданием военных машин и фортификационных сооружений. Эпоха Возрождения оставила нам в качестве доказательства развития инженерной науки дневники и записи Леонардо да Винчи с описанием и чертежами многих технических устройств. Он был не только великим живописцем, но и математиком, механиком, инженером, конструктором.

В период индустриализации в середине XIX века с развитием машинного производства появились многочисленные инженеры. Это событие ключевое для формирования понятия «инженер» в современном смысле. С возникновением инженеров по профессии как людей с научно-методической подготовкой и техническими навыками, реализуется идея единства науки и практических искусств, которая ранее рассматривалась лишь как идеал.

В XX веке инженерия разделилась на множество отраслей и подотраслей:

- физическая;

- химическая;

- биохимическая;

- информационная;

- вычислительная.

Информационная и вычислительная техника представляют собой лишь некоторые разделы инженерии. Но для них всех характерно одно: инженер – это тот, кто управляет процессом создания объекта, планирует или проектирует сложную техническую систему.

В настоящее время если мы обратимся к толковому словарю, то увидим, что под словом «инженер» понимается человек с высшим техническим образованием, который занимается проектированием, конструированием и эксплуатацией механического оборудования, машин, аппаратов в различных сферах производства и народного хозяйства и работает на промышленных предприятиях, в проектных, конструкторских и научных организациях.

3. Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий).

Машиностроению принадлежит главная роль в развитии любой отрасли народного хозяйства. Все разнообразие машин и изделий в окружающем нас мире создается инженерами. Они работают практически в каждой отрасли народного хозяйства (на заводах и фабриках, на шахтах и стройках, в научно-исследовательских институтах (НИИ), в военном деле, в авиации и на транспорте, в агропромышленном комплексе). Инженеры принимают участие в производстве всех материальных благ общества – от продуктов питания и товаров повседневного спроса, до сложных вычислительных машин и космических ракет.

Современный инженер – это специалист, обладающий высокой культурой и хорошо знающий современную технику и технологии, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач, и обладающий способностью к изобретательству. Конкретные задачи инженерного труда и требования профессии зависят от того, к какой профессиональной группе она принадлежит. Инженер проектирует и конструирует механическое оборудование, машины, устройства и аппараты, автоматические линии, средства и системы комплексной механизации и автоматизации производства. Инженер-проектировщик в процессе своей работы проектирует объект с учетом возможности и удобства последующего монтажа, наладки, испытаний, обслуживания. Он также разрабатывает, планирует и организует технологические процессы, выбирая оптимальные условия их проведения, управляет ими с применением средств автоматизации. Составляет технические задания на реконструкцию действующих и создание новых установок, конструкций и оборудования, разрабатывает комплексные проекты предприятий отраслевого машиностроения, рассчитывает экономическую эффективность внедряемых технологических и проектных решений. Конкретное содержание деятельности отличается в зависимости от места его работы.

Сфера профессиональной деятельности:

- материальное производство (промышленность/строительство);

- образование;

- наука.

Тип профессии:

«Человек – Знаковая система» (связана с различной знаковой информацией: цифрами, формулами, чертежами, схемами) и «Человек – Техника» (труд работника направлен на технические объекты: машины, механизмы, материалы, виды энергии).

Класс профессии: изыскательный (творческий) – связан с исследованиями и созданием нового, конструированием и проектированием, творческой деятельностью.

Группа профессии по условиям труда: инженер-проектировщик преимущественно работает в помещении (сидя в помещениях проектных организаций либо конструкторских отделов, с использованием компьютера либо специальных инструментов) – микроклимат бытового типа. В зависимости от специфики места работы инженер-проектировщик может работать непосредственно на производственном объекте (заводские корпуса, в полевых условиях), где ставит задачи другим работникам и контролирует результаты их действий в пределах своей компетенции, согласно заданным стандартам, правилам, алгоритмам с соблюдением правил техники безопасности) – работа с повышенной моральной ответственностью (за здоровье и жизнь людей или за большие общественные материальные ценности), что можно отнести к необычным и экстремальным условиям.

Отделы профессий по орудиям труда: в своей работе инженер-проектировщик использует вещественные орудия труда – ручные (карандаш, ручка) и автоматизированные, электрифицированные (телефон, калькулятор, ПК), измерительные устройства (рулетка, штангенциркуль, микрометр). Но основными являются его невещественные (функциональные) средства – техническое мышление, пространственное воображение, долговременная и оперативная память, хорошие концентрация и распределение внимания; хорошая координация движений всего тела, деловая речь, а также органы чувств – зрение, слух.

Основной предмет труда – знаковые системы, сопутствующие – техника (технические устройства) и человек (организация и управление).

Функционально инженер-проектировщик является и организатором собственной работы (проектирование, конструирование, эксплуатация, монтаж, наладка, испытания; разработка технологических процессов; составление ТЗ на реконструкцию действующего оборудования и техническое перевооружение производства; выполнение технико-экономических расчетов), самостоятельно планируя и распределяя рабочую нагрузку, и одновременно может быть организатором работы других людей – членов рабочего коллектива.

4. Специальность.

В рамках специальности 15.05.01 специализация «Проектирование технологических комплексов химических и нефтехимических производств». Срок обучения 5,5 лет.

5. Уровень базовых знаний.

Для успешного освоения профессии инженер-проектировщик необходимы базовые знания по математике, физике, начертательной геометрии, черчению, механике, а также знания по теоретической механике, материаловедению, вычислительной технике, стандартам и техническим условиям, иметь знания по сопротивлению материалов, теориям прочности, устойчивости, надёжности. Кроме того, квалифицированный инженер-проектировщик должен знать: - теорию машин и механизмов; - автоматику и автоматизацию производственных процессов; - типовые технологические процессы и режимы производства; - свойства и назначение обрабатываемых материалов и полуфабрикатов; - конструкцию изделий или состав производимого продукта; - системы и методы проектирования технологических процессов и режимов производства; - методы испытания и технические требования, предъявляемые к качеству продукции; - виды дефектов и способы контроля; - перспективы технического развития предприятия и экономику соответствующей отрасли. - основы организации труда (охрана труда, техника безопасности, производственная санитария и противопожарная защита) при проектировании технологических процессов.

Квалифицированный инженер-проектировщик должен уметь: - проектировать технологические линии; - анализировать, обобщать и систематизировать большие массивы информации, связанные с технологическими процессами и режимами производства; - представлять в уме отдельные стадии технологического процесса, их особенности; - планировать размещение оборудования, техники и организацию рабочих мест; - производить расчет производственных мощностей и загрузки оборудования; - работать с технической документацией; - руководить подчиненными. Проектировщик должен хорошо разбирается в технике, уметь чертить и пользоваться системами автоматизированного проектирования – AutoCAD, CorelDraw, КОМПАС-3D.

6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества.

К профессионально важным качествам относятся:

Способности: - технические способности; - математические способности; - способность воспринимать большое количество информации; - способность сопоставлять и анализировать множество разрозненных фактов; - гибкость мышления (способность изменять планы, способы решения задач под влиянием изменений ситуации); - наглядно-образное мышление; - высокий уровень концентрации, распределения и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности, уделять внимание нескольким объектам одновременно); - хорошая память (долговременная, кратковременная); - пространственное воображение; - способность принимать и внедрять новое на практике; - хороший глазомер. Личностные качества и склонности: - склонность к работе с техникой; - рациональность; - целеустремленность, инициативность, настойчивость; - наблюдательность; - самостоятельность; - изобретательность; - скрупулезность в работе; - терпеливость; - аккуратность; - усидчивость; - коммуникабельность; - ответственность; - склонность к управленческой работе, организаторские способности.

7. Медицинские противопоказания.

- Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.

- Нарколепсия и катаплексия.

- Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.

- Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.

- Активные формы туберкулеза любой локализации.

- Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.

- Миопия высокой степени или осложненная близорукость.

- Катаракта осложненная.

- Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз, глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.

- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.

- Злокачественные новообразования любой локализации.

- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим.

- Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени.

- Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца; - Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем.

- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки.

- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.

- Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

8. Родственные профессии.

Инженер-технолог, инженер-электрик, инженер-конструктор, инженер-механикмастер производственного обучения, наладчик технологического оборудования, механик и др.

9. Область применения.

Инженеры-проектировщики работают в самых разных областях: на производстве (в пищевой, химической, нефтехимической промышленности); в строительстве (обеспечение безопасности объектов и систем); на предприятиях агропромышленного комплекса; на предприятиях по добыче и переработке природного сырья; в специализированных лабораториях научно-исследовательских институтов; в технологических лабораториях (разработка новых производственных продуктов); на сложных и опасных технических системах (АЭС) и военных объектах; на кафедрах образовательных учреждений. Инженер-проектировщик с «предпринимательской жилкой», имеющий опыт внедрения новых видов продукции и навыки проектирования, может решить работать на себя.

10. Пути получения профессии.

Базовые знания по данной профессии можно получить в профессиональных образовательных организациях. В КНИТУ освоить данную профессию можно обучаясь по специальности «Проектирование технологических машин и комплексов» (код: 15.05.01) по профилям «Проектирование технологических комплексов химических и нефтехимических производств». Срок обучения 5,5 лет.

Источник: ФГБОУ ВО «КНИТУ»