Память поколений

Вильям Барабанов - «Хорошо учиться по-прежнему модно»

№ 1 2010

14 июня 1890 года Александр III подписал Указ об учреждении в шести местностях России промышленных училищ, в том числе и соединённого промышленного училища в Казани. Вот цитата из Указа: «Учредить: В городе Казани соединенныя среднее химико-техническое и низшее техническое училища с механической, химической и строительной специальностями…» Именно с этой даты и ведётся летоисчисление технического и химико-технологического образования в России. Накануне празднования 120-летия Казанского государственного технологического университета мы встретились с председателем Совета по историко-мемориальной деятельности КГТУ профессором Вильямом Барабановым и попросили его рассказать подробнее об этапах развития и становления вуза.

- Учебное заведение прошло через ряд этапов от училища к техникуму, к политехническому институту, химико-технологическому, и, наконец, к университету, - рассказывает Вильям Петрович. У этой преемственности несколько причин. Во-первых, училище было создано по указу императора, чтобы готовить специалистов для региона. Эта задача прошла через века и стоит перед институтом и сейчас. Во-вторых, преподаватели промышленного училища продолжали работать в политехническом институте, выпускники политехнического института переходили на работу в химико-технологический институт. И третий факт преемственности – это то, что училище было создано на Грузинской улице (сейчас – Карла Маркса), где и сегодня мы продолжаем находиться. Если посмотреть историю развития образования, то вообще всё техническое образование Казани идет из Промышленного училища: и технологический, и строительный университеты, и финансово-экономический институт. Все они вышли из факультетов политехнического института. Если посмотреть географию наших выпускников и преподавателей, то это весь Союз, ближнее и дальнее зарубежье. То есть все 120 лет институт выполнял роль кузницы кадров для всей страны.

Нужна была новая интеллигенция

- Кузница кадров невозможна без хороших преподавателей. Их всегда хватало?

… В разное время количество профессоров было разным. Скажем, сейчас в КГТУ работает 273 докторов-профессоров, а было такое время, когда было не более 10-12. и когда, скажем, тринадцатый защищался, то к этому времени первый уходил из жизни. Но вообще уровень преподавания был высокий с самого начала. Ещё в Промышленном училище преподавали учёные из Московского и Казанского университетов, Санкт-Петербургского технологического института, Московского высшего промышленного училища и других ведущих учебных заведений России. В то время лаборатория Казанского Промышленного училища не уступала лабораториям ведущих университетов Европы.

- Следующий этап в развитии вуза ознаменован октябрьскими событиями 1917 года. Наверняка, в то время многое изменилось?

- В семнадцатом году училище переименовывается в техникум, а в 19 году появляется Политехнический институт. Вообще, интересно взглянуть на то время с позиции сегодняшних дней. Только представьте: 1919 год, февраль, в разгаре гражданская война. Поволжье только что освобождено, революционная обстановка очень сложная. И тут вдруг открывается Политехнический институт. Зачем это было нужно? Во-первых, нужна была новая интеллигенция. База Промышленного училища, в котором обучались в основном дети рабочих и крестьян, была идеальным плацдармом для создания интеллигенции нового типа. Во-вторых, создавалась и развивалась промышленность. В девятнадцатом году о ней ещё говорили мало, но уже тогда в составе института определились факультеты, связанные с основными направлениями промышленности – химический, механический, строительный и экономический. Главным направлением, конечно, была и остаётся химия. В то время началось бурное развитие этой науки, особенно в Казани, признанной «городом химии». В 1928 году в Казани проходит пятый Менделеевский съезд – важнейшее событие в области химии.

- Этот международный форум проводится и поныне. Сколько уже съездов созывалось за эти годы?

- Восемнадцать. Казань, кстати, стала единственным городом, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, в котором Менделеевские съезды проходили два раза: первый, уже мной упомянутый, в 1928 году, и семнадцатый в 2003 году (тогда почётным президентом съезда был Минтимер Шаймиев)…Возвращаясь к началу прошлого века, могу сказать, что в 20-е годы вуз проходит основные этапы своего развития, как одного из главных химических вузов страны. Во второй половине 20-х годов Политехнический институт переименован в индустриальный техникум повышенного типа. Это было связано с определенной номенклатурой учебных заведений, однако суть не изменилась – он все равно оставался вузом и готовил инженеров. В тридцатом году на базе химического факультета Политеха и химического факультета Университета вуз был переорганизован в Казанский химико-технологический институт.

- Следующий период в жизни вуза – 30-е годы…

- Да, годы предвоенные, и страна это понимала а, люди готовились к войне. Казанский химико-технологический институт был тогда подчинен ведомству наркомата боеприпасов, шла основная подготовка специалистов по оборонной промышленности. Сюда переехали многие крупные ученые, институт был очень мощным плацдармом по подготовке инженеров. Но только технологов было недостаточно, нужны были и механики. Поэтому в 1938-39 годах организуется механический факультет.

Преподаватели-фронтовики стали легендой

- Если до 40-ых историю развития и становления вуза можно проследить на страницах вузовской газеты, то в годы войны многотиражка перестала выходить…

- Когда началась война, несмотря на то что институт был на брони, сотни студентов, преподавателей и сотрудников ушли на фронт. Кто остался, работали по 10-12 часов каждый плюс ещё и учились, занимались фундаментальной наукой. У студентов не было каникул, у преподавателей не было отпуска. Из тех, кто в те года учился в институте и работал я могу назвать, к примеру, профессора Германа Александровича Добренькова, сейчас ему 86. Назову Богородицкую Лию Алексеевну, дочь профессора Богородицкого, Ажгибецову Валентину Михайловну. Когда закончилась война, в институт вернулись преподаватели В.И. Никулин, Е.В, Кузнецов, В.М. Бочков, С.М. Кочергин, Б.Л. Цвей и другие. Студентами стали бывшие фронтовики, имеющие опыт жизни и в то же время большой перерыв в образовании. Они сумели создать в студенческой среде атмосферу дела и большой ответственности. В дальнейшем это наши профессора И.И.Поникаров, Н.И. Синаев, А.П. Богданов, Л.Н. Григорьев, М.И. Шапшин. Все пять лет обучения проходил в гимнастёрке и сапогах будущий завкафедрой и декан факультета Бреднев Владимир Михайлович.

Профессора тех лет – личности яркие. Скажем, Пауткин Николай Михайлович читал лекции в актовом зале. Прекрасный лектор, он искусно владел доской, используя цветные мелки. Вместе со звонком ставил точку в правом нижнем углу доски. Студенты потом просто фотографировали доску, используя фотографии в качестве конспекта. Геннадий Серафимович Воздвиженский, начиная занятия, обязательно уделял несколько минут общественно-политическим событиям дня. Об Андрее Андреевиче Труфанове ходили легенды. Он был не только отличный лектор, но и красавец-мужчина, ухоженный, свободно владеющий знаниями о науке и искусстве.

- О войне вспоминали?

- О войне старались не говорить. И отмечали, так сказать, в рабочем порядке: 9 мая в то время был рабочим днем. Только в 65 году при Брежневе он стал выходным днём.

Застоя не было!

- Майский пленум 1959 года, продолжает рассказ Вильям Барабанов, стал своего рода революцией в промышленности. Лозунг того времени: «Советская власть плюс электрификация плюс химизация народного хозяйства». «Оргсинтез», «Нижнекамскшина», «Нижнекамскнефтехим» – именно тогда, в 60-е года создавались эти промышленные гиганты. А значит, нужны бвли инженерные кадры. Статус нашего института тогда резко возрос, появились новые специальности, новые факультеты, кафедры. Все эти предприятия обеспечивались нашими выпускниками.

- То есть застоя не было?

- Какой застой, когда «Оргсинтез» строился! Его гендиректором был Лушников Владимир Петрович, Герой социалистического труда, наш выпускник. Впоследствии в течение многих лет гендиректором был Н. Х. Юсупов, тоже вупускник КГТУ (тогда КХТИ). Легендарная личность! К сожалению, недавно его не стало. Мой сокурсник Эдвард Гжива стал министром химической промышленности Польши. Гендиректорами также стали В. Д. Григорьев, Р. А. Коргин, Г.З. Сахапов, В. П. Дмитриев, И.Г. Хисамеев.

- При такой популярности вуза можно представить, каким был конкурс при поступлении.

- В 60-е годы конкурс, действительно, был очень большой. Государству требовалось огромное количество специалистов, и план приёма был соответствующий. Максимальный проходной балл составлял 45 баллов (практически все нужно было сдать на «пять»), минимальный по ряду специальностей - 43. Представляете, какой колоссальный был конкурс. Кроме того, институт был самый большой в Казани. Приём на первый курс составлял 2600 человек.

- Чем ознаменовались для института семидесятые?

- С середины 70-х годов мы вошли в число четырёх вузов химико-технологического профиля, которые имели право на подготовку по своим учебным планам. Это была основа зарождения Технологического университета, сочетание фундаментальной и профильной подготовки. Преподавание общенаучных университетских дисциплин сочеталось с инженерными и специальными дисциплинами.

- А как пережил вуз 80-ые?

- Могу отметить, что продолжала развиваться наука. Наш институт тогда имел очень сильные позиции в оборонном комплексе, химической, нефтехимической отраслях, машиностроении. В конце 80-х начинает развиваться гуманитарное, экономическое образование. Следует отметить, что развитие института 60-80-ых годов неразрывно связано с деятельностью ректора П. А. Кирпичникова.

«Страна разваливалась, а университет рос»

- В 1992 году институт снова переименовали…

- Вышел Закон о высшем образовании. Там говорилось о том, что должны быть университеты, академии, колледжи и институты, и мы по всем позициями стали университетом. Это, безусловно, явление позитивное. Но лично мне очень жаль, что при переименовании вуза Казанский Ордена Трудового Красного Знамени Химико-технологический институт им. Кирова стал просто Казанским государственным технологическим университетом. И орден из названия исчез, и имя, и химия исчезли. Осталась только технология.

- 90-ые были не лучшим временем для науки. Молодые специалисты оставляли лаборатории – шли туда, где можно было реально заработать.

- В 90 годы промышленность рухнула. Многие тогда уезжали за рубеж, но так было по всей стране, не только в нашем институте. Условия работы за рубежом сильно отличались от того, что было у нас. И мы стали искать новые пути: пищевая, легкая промышленность, биотехнологии, лекарственные препараты, строительные материалы, компьютерные технологии. У нас в университете вышла книга «Переломное десятилетие» и в ней была следующая цитата про 90-е: "Это были годы, когда, вопреки всем трудностям, вуз не только не рухнул, а, сохраняя и развивая традиции Казанского химико-технологического института, вышел на следующий уровень технологического университета. Это стало возможным благодаря появившейся самостоятельности в выборе политики вуза, реализуемой в созидательной работе всего коллектива».

- Что принесло новое тысячелетие?

- С 2000 года начался процесс стабилизации. Университет превратился в объединение, ассоциацию институтов. Каждый институт получил свою автономию, Расширились его возможности. Конгломерат этих институтов это больше чем просто учебное заведение. В целом, институт сегодня очень мощный. И по числу студентов, и по числу преподавателей, и по числу кафедр, и по числу общепризнанных научных школ. Об этом свидетельствует участие университета в конкурсах, выставках, конференциях. Есть контакты за рубежом. Кроме того, сейчас государство стало больше обращать внимание на элиту образования - В КГТУ большое количество именных президентских и правительских стипендиатов. Хорошо учиться остается модным.

- Вильям Петрович, расскажите, как Совет по историко-мемориальной деятельности готовится к юбилею университета?

- Функций у Совета много, и одна из них – издание литературы об университетской жизни. Уже издана книга про военные годы, про переломные 90-ые. Не так давно вышла книга, посвящённая 110-летию библиотеки. Сейчас мы хотим издать книгу по истории политехнического института (это период С 1919 года по 30-ый) И ещё мы готовим к печати книгу к 120-летию университета. В ней будет изложена история научных школ, известных династий вуза (Николаевых, Аверко-Антоновичей), ведущих учёных.

Источник: Пресс-центр