Монархи, дары приносившие.

О приездах царственных особ в Казань ученые и краеведы дискутируют до сих пор. Что же осталось в нашей столице от царских визитов разных лет?

Петр 1 и Казань С путешествия Петра Великого в Казань в 1722 году начался отсчет царских милостей, оказанных татарскому краю. Одним из самых важных стал указ Петра о «сбережении» древнего города Болгары. Царь не просто посетил его, но внимательно осмотрел достопримечательности и даже поднялся по винтовой лестнице на вершину Большого минарета, удовлетворенно отметив, что город неплохо сохранился. 2 июля, в разгар подготовки к походу в Персию, он все же нашел время написать казанскому губернатору Салтыкову: «Господин губернатор! В бытность Нашу в Болгарах видели Мы, что у старинного болгарского строения башни фундамент испортился. И оный надлежит подделать вновь. Также и места старые по времени велите чинить». Не иначе, еще тогда проницательный царь разглядел в древних зданиях потенциальный памятник ЮНЕСКО.

Что же касается учрежденных Петром I в Казани Адмиралтейства, кожевенного завода и суконной фабрики, то все это со временем было разрушено.

В мае 1767 года в Казань пребыла Екатерина II, Екатерина II в Казани которую здесь полюбили и ласково прозвали «Эби-патша» за дарованную ею мусульманам Поволжья свободу вероисповедания и торговли, а также за разрешение татарским купцам строить каменные мечети.

Для пребывания императрицы подготовили покои в доме купца Осокина. Дом, где останавливалась императрица, сохранился до наших дней (ныне ул. Рахматуллина,6).Позже в этом здании разместилась гостиница Дворянского собрания (кстати, 180 лет назад здесь останавливался Александр Пушкин!) Сейчас здание обнесено забором и терпеливо ждет реставрации.

Кроме этого дома о пребывании Екатерины Великой в нашем городе напоминают два своеобразных памятника-макета – карета на улице Баумана карета Екатерины и стилизованная металлическая галера «Тверь» на Петербургской. Сохранилась подлинная карета Екатерины II. Ныне она является экспонатом Национального музея Республики Татарстан.

По дороге из Казани в Симбирск императрица, как и Петр I, сделала остановку в Болгарах, отметив важность соблюдения требований своего предшественника о сохранении древнего поселения.

После посещения Казани императрица увеличила финансирование Первой мужской гимназии и издала указ «спошествования к устроению каменных домов в Казани», которых действительно было немного. Позже, после разгрома города пугачевскими войсками, императрица пожертвовала большие средства на восстановительные работы. А 15 сентября 1786 года по ее повелению был основан казанский пороховой завод.

«Звучи, о арфа, ты все о Казани мне, звучи, как Павел в ней явился благодатен». Такие строки, рифмой-продолжением которых является знаменитое «Отечества и дым нам сладок и приятен», возникли у Державина по поводу приезда Павла I в Казань в конце мая 1798-го. Император вместе со своими сыновьями – великими князьями Константином и Александром – прибыл в наш город с целью осмотра войск оренбургской военной экспедиции. Примечательно, что Павел I стал единственным из навещавших Казань императоров, в категоричной форме отказавшимся от пышных приемов. Поэтому встречали царя повсеместно лишь хлебом-солью (правда, на серебряных позолоченных блюдах с вензелем и с золотыми солонками). По окончании визита Павел I получил от местного купечества известные местные «бренды»: знаменитое казанское мыло и изделия из кожи. Пребывание августейших особ ознаменовалось многими милостями, «каковых в Москве и в прочих городах не было», по словам современника той эпохи.

Прежде всего Павел повелел присоединить к Казани значительное количество выгона земли, леса и лугов, расширив городские границы. Еще он распорядился выдать беспроцентную ссуду в 200 тысяч рублей из губернаторских доходов с рассрочкой на десять лет на постройку нового Гостиного двора. Отмечено участие императора в закладке собора Казанского Богородицкого монастыря – он собственноручно положил первый камень в основании будущего храма и пожертвовал 25 тысяч рублей на строительство. 10 тысяч рублей Павел выделил на постройку новых лазаретов. Еще городу была пожалована мельница на Казанке и баня на Булаке, а под помещение гимназии отдан обширный губернаторский дом на Воскресенской улице. К сожалению, не сохранился дом генерала Лецкого, где останавливался император, но казанцы хорошо знают Лядской садик на улице Горького, который когда-то соседствовал с генеральским жильем. Кстати, именно Павел I повелел именовать улицу, на которой стоял приютивший его особняк, улицей Лецкого. В 1923 году она была переименована в Большую Галактионовскую, а в 1949 году получила имя Горького.

Еще до визита в Казань в августе 1836 года император Николай I оказался вовлеченным в судьбу памятника Гаврилу Романовичу Державину, повелев открыть конкурс на его проект. А приехав в наш город, царь стал свидетелем острой полемики по месту установки монумента, которую он сам и прекратил, указав на площадку во дворе университета перед анатомическим театром. Университетский комплекс произвел на Николая I особое впечатление, под влиянием которого государь разрешил выдать из казны 200 тысяч рублей на сооружение новых медицинских учреждений. Также им лично было выбрано место в Кремле для постройки губернаторского дворца. При этом император потребовал, чтобы фасадом здание выходило на церковную площадь, а находившуюся рядом Введенскую церковь восстановили и соединили с дворцом закрытым переходом. Сильно опечалило Николая I известие о грандиозном пожаре Казани в 1842 году. Из Государственного заемного банка на восстановление император выделил миллион рублей серебром со сроком выплаты ссуды на 37 лет, а «от себя лично» подарил городу из собственных средств еще 50 тысяч рублей. Были пожертвования и от членов царской фамилии, а также чинов министерства внутренних дел.

Александры приезжали без подарков, зато с семьями. Толи мода на пожертвование со стороны царственных особ постепенно прошла, то ли перестали государи широко информировать своих подданных о сделанных пожертвованиях. Александр II бывал в Казани дважды – наследником престола в 1837 году и императором в 1871-м, когда совершал большое путешествие по Волге в сопровождении сыновей. Несмотря на кратковременность последнего визита, государь ознакомился с достопримечательностями и посетил учебные заведения, подчеркнув таким образом значение образования в России. После его отъезда в Казани открылись два института: ветеринарный (1874) и учительский (1876). Мысль об увековечении популярного в народе царя возникла у казанцев сразу после его трагической гибели от бомбы террориста. Но прошло не одно десятилетие, прежде чем на площади памятник Александру II Императора Александра II близ Кремля в 1895 году появился памятник, ставший украшением города и простоявший до начала 1918-го.

В основном экскурсионно-познавательный характер носили и посещения Казани Александром III, который бывал здесь трижды, и каждый раз вместе с членами августейшей семьи: в 1866, 1869 и 1871 годах (первый раз с братом, второй раз - с супругой и третий - с отцом, императором Александром II). В память о высоком госте в 1898 году была построена часовня рядом с церковью Московских Чудотворцев (ул. Московская, 39). А вот сам Александр Александрович казанцам ничего не подарил. Скорее всего, потому что на моменты всех трех визитов был пока еще только наследником престола и не имел достаточных средств и полномочий

В подготовке материала использован журнал «Татарстан» №10 (октябрь) 2013 г.
Зав. сектором ОРРК Соловьева Т.А.

Источник: УНИЦ