«Бьётся в тесной печурке огонь...»

С первого взгляда, может,
В них ничего и нет.
Что меня вновь тревожат
Песни военных лет?
Что-то для нас святое
Скрыто в их глубине.
Строки, какие стоя
Хочется слушать мне.

Стершиеся чернила,
Выцветшая тетрадь,
Строки, с какими было
Легче нам умирать.
Песни поры военной
Что сберегли для нас,
Весь неприкосновенный
Наших сердец запас.
С. Островой

Каждая из военных песен – истинный шедевр, с собственной жизнью и историей. Именно они помогали фронтовикам собрать силы и выиграть последний бой, они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить. Как высочайший взлет душевного порыва запечатлен подвиг народа в песнях. Еще на фронте родилась крылатая фраза: "Фронтовая песня - летопись войны!"

Какие песни фронтовые
Минувшей созданы войной!
В них чувства трепетно-живые
Встают безудержной волной.
Она сильна, ей правды хватит
Еще на много лет вперед, –
Она и нас с собой подхватит,
На самый гребень вознесет.

Когда грянули первые залпы Великой Отечественной, песни, наполненные гневом и яростью народа, были подхвачены на фронте и в тылу. Они отразили грозную эпоху во всем ее величии, встали рядом с монументальными памятниками всенародного ратного подвига.

«Священная война» - песня, с которой на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти праздник как воинская присяга. В песне «Священная война» (А.В. Александров на стихи В.И. Лебедева-Кумача) слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Да и сейчас, почти шестьдесят лет спустя, «Священная война» известна всем и является символом нашей Победы.

К фронтовым песням можно полностью отнести слова, сказанные нашим замечательным композитором-песенником В.П. Соловьевым-Седым: "Песня должна нести в себе такие черты, такие интонации, чтобы другим не только хотелось ее петь, а чтобы они чувствовали душевную необходимость в этом".

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен... И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала…
И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала…
А.Межиров

Песня помогала отдыхать и воевать. Не случайно большинство песен было написано в первые, самые тяжелые годы войны. Вот, что рассказывает об этом поэт-фронтовик Лев Ошанин:

Кем я был на войне?
Полузрячим посланцем из тыла,
Забракованным напрочь всеми врачами земли,
Только песня моя с батальоном в атаку ходила,-
Ясноглазые люди её сквозь огонь пронесли.
Я подслушал в народной душе эту песню когда-то
И, ничем не прикрасив, тихонько сказал ей: - Лети!
И за песню солдаты встречали меня, как солдата,
А враги нас обоих старались убить на пути.

Песни на передовой линии огня были нужны, как воздух. “Без песен на войне труднее вдвойне”,- подчеркивает фронтовая пословица. А в решительные минуты песня помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники.

На фронте, в минуты передышки, каждый часто думал о своем родном доме, где его ждали и любили. Сидя в землянке, солдаты напевали свои любимые песни, которые согревали и вдохновляли сердца. Основным музыкальным инструментом на фронтах была гармонь.

Наркоматом обороны была издана специальная директива №220, по которой уже к концу 1941-го на фронт было отправлено более 60 тыс. гармоней. И поплыли над окопами и землянками, над бесконечными военными дорогами величавые и светлые песни, живые и трепетные, с чувством, с перебором, с огоньком, с грустинкой...

Солдат, достань свою гармонь,
Она – подруга боевая.
Ты помнишь, шла с тобой в огонь,
Солдатский дух твой поднимая?

Осколки мин по ней прошлись:
Израненная, всё ж играла,
Походную делила жизнь
И до Берлина прошагала.
М.Дроздовская

Передаваясь из уст в уста, песни молниеносно распространилась на фронте. Лирические, немного грустные вместили в себя всё, что переполняло в те дни душу каждого бойца: ненависть к врагу, уверенность в победе, боль разлуки с любимыми. Слова песни: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага» — были не только поэтическим образом, но и реальностью.

«Кто сказал, что надо бросить Песни на войне?
После боя сердце просит Музыки вдвойне!»
В.Лебедев-Кумач

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Когда песню «Темная ночь» записывали на пластинку, то вся первая партия получилась бракованной. Оказалось, что матрица была залита слезами женщины-оператора, которая производила запись. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп.

Дрогнула гитарная струна,
Кто-то тихо затянул “Катюшу”.
Молодая робкая луна
Из-за чаши выплыла послушать.
В нас всегда на звонкие меха
Сердце частым стуком отзывалось.

И острей хотелось бить врага,
И милей Отчизна вспоминалась.
Песня трепетала и плыла
Над передним краем, словно птица,
И томила, и вперед звала
Молодых советских пехотинцев.

Трогательны эти бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения. Весьма любопытную историю рассказал Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"!..

В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! – Пластинка вместе с патефоном была доставлена к своим".

Вообще интересная судьба сложилась у песни «Катюша».

М.В.Исаковский пишет: «…Профессор Н.Розанов собрал около 100 переделок, продолжений «Катюши» и ответов на нее». Первые строки песни М.Исаковский написал еще в 1938 году. Потом песня застопорилась. Если бы Исаковский не встретил композитора М.Блантера, который «подогнал» его, то песни, может, и не было. В годы войны появилось много вариантов этой песни. «Кем только ни была в них героиня: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке, «проходившей по лесам и селам партизанской узкой тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой».

Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково окрестил новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, - реактивные гвардейские минометы.

Удивительны судьбы военных песен! В кинокадрах взятия Орла 5 августа 1943 года наши войска идут на штурм с песней «...Строчит пулеметчик за синий платочек...». Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи В. Агатова «Темная ночь». Обычно она звучала в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню…

Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Песня объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. Достойное место в этом боевом строю занимают такие песни, как "Землянка", "Синий платочек", "Огонёк", "Вечер на рейде", "В лесу прифронтовом", "Соловьи", "Офицерский вальс". "Тёмная ночь" и др.

Одна из самых пронзительных фронтовых песен - "В землянке". Стихи о негасимой любви вселяли надежду на встречу с теми, кто верил и ждал.

От мощного голоса Лидии Руслановой и сегодня мурашки по коже. Она записала эту песню в самый разгар войны - в 43-м, когда в окопах и землянках думали о победе, но мечтали - только бы поскорее вернуться домой. Но эта запись не согрела тогда ни одного бойца. Её уничтожили. Чудом дошли до нас две пластинки. "Пластинка была забракована, она не пошла в тираж, - рассказывает коллекционер грампластинок Анатолий Железный. - Но работники студии грамзаписи и завода очевидно для себя изготовили какое-то количество экземпляров".

Кто-то посчитал, что бойцам на передовой нужны вовсе не лирические песни, а вдохновляющие марши. Но "Землянку" уже передавали из уст в уста, от гармониста к баянисту, от сердца к сердцу. Фронтовая землянка - такой же символ Победы, как "Катюша" или треугольное письмо.

Песни военных лет. Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов.

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА
ТЕМНАЯ НОЧЬ
РАЗМЕЧТАЛСЯ СОЛДАТ МОЛОДОЙ
ТУЛЬСКАЯ ВИНТОВОЧКА
У КРИНИЦЫ
САМОВАРЫ-САМОПАЛЫ
ПЕСНЯ О ЛАДОГЕ
РЯЗАНОЧКА
МАРШ АРТИЛЛЕРИИ
ПРОЩАЙТЕ, СКАЛИСТЫЕ ГОРЫ
СИНИЙ ПЛАТОЧЕК
И НЕ РАЗ, И НЕ ДВА!
ПАРЕНЬ С ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА
ИДУ ПО ЗНАКОМОЙ ДОРОЖКЕ
КАЗАК УХОДИЛ НА ВОЙНУ
КОГДА ПЕСНЮ ПОЕШЬ...
ПЕСНЯ АРТИЛЛЕРИСТОВ

ЕСТЬ НА СЕВЕРЕ ХОРОШИЙ ГОРОДОК
ИГРАЙ, МОЙ БАЯН!
ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
ПЕСНЯ О ДНЕПРЕ
МОЯ ЛЮБИМАЯ
ЭХ, КАК БЫ ДОЖИТЬ БЫ... (Ты ждешь, Лизавета)
ДОРОГА НА БЕРЛИН
СЛУЧАЙНЫЙ ВАЛЬС
ТЫ ОДЕССИТ, МИШКА!
ГОЛУБОЙ КОНВЕРТ
ЗАВЕТНЫЙ КАМЕНЬ
ГРУСТНЫЕ ИВЫ
ОЙ, ТУМАНЬ! МОИ!..
ОГОНЕК
ПЕСНЯ ПРО «КАТЮШУ»

ГДЕ Ж ВЫ, ГДЕ Ж ВЫ, ОЧИ КАРИЕ?
КУДА Б НИ ШЕЛ, НИ ЕХАЛ ТЫ...
ДО СВИДАНЬЯ, ГОРОДА И ХАТЫ...
ГДЕ ОРЕЛ РАСКИНУЛ КРЫЛЬЯ
В ПРИФРОНТОВОМ ЛЕСУ
НАШ ТОСТ
ПРОЩАНИЕ
ПЕСНЯ О МАШЕНЬКЕ
ПАРТИЗАНСКАЯ БОРОДА
ТРИ ТАНКИСТА
НАС НЕ ТРОГАЙ!
Я НА ПОДВИГ ТЕБЯ ПРОВОЖАЛА
ПЕСНЯ МОЛОДЫХ БОЙЦОВ
ДВА ДРУГА
НЕЗРИМАЯ РАНА
ЗОЛОТИСТЫЙ ХОХОЛОК
РОССИЯ
АЛЁША
ЗДЕСЬ ПТИЦЫ НЕ ПОЮТ
НА БЕЗЫМЯНОЙ ВЫСОТЕ
ГДЕ ЖЕ ВЫ ТЕПЕРЬ, ДРУЗЬЯ ОДНОПОЛЧАНЕ
ЕХАЛ Я ИЗ БЕРЛИНА
РУССКАЯ ДУША
ДОРОГИ
КАРМАННАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
В ЧАС, КОГДА ПОХОДНЫЙ УЖИН СВАРИШЬ...
МАХОРОЧКА
ПЕСНЯ О ТАЧАНКЕ
ПЕСНЯ О ФОНАРИКАХ
КОРРЕСПОНДЕНТСКАЯ ЗАСТОЛЬНАЯ
КАЗАКИ В БЕРЛИНЕ
ВСЕ РАВНО
ПОД КЛЕНАМИ
ШУМЕЛ СУРОВО БРЯНСКИЙ ЛЕС
ПОЙ, ИГРАЙ, ГАРМОШКА

РОСТОВ-ГОРОД
МОЯ МОСКВА
ПЕСНЯ О ВИНТОВКЕ
КОТЕЛОК
СЛУШАЮТ ОТРЯДЫ ПЕСНЮ ФРОНТОВУЮ
ДВА ТОВАРИЩА
СПОЙ НАМ, ГАЛЯ...
ЗА ТОГО ПАРНЯ
Последний бой
ПОРА, ВПУТЬ ДОРОГУ
НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ
ЗДЕСЬ ПТИЦЫ НЕ ПОЮТ
ОТ ГЕРОЕВ БЫЛЫХ ВРЕМЁН
ВОТ СОЛДАТЫ ИДУТ
МОСКВИЧИ (В полях за вислой сонной…)
ДАВНО МЫ ДОМА НЕ БЫЛИ
ЖУРАВЛИ
ЖДИ МЕНЯ
БЕРИ ШИНЕЛЬ
В БЕЛЫХ ПРОСТОРАХ
МОЯ ЧЕРНООКАЯ
В ЗЕМЛЯНКЕ
ПЕСНЯ ЗАЩИТНИКОВ МОСКВЫ
ПЕСНЯ СМЕЛЫХ
ЕСЛИ БУДЕШЬ РАНЕН, МИЛЫЙ, НА ВОЙНЕ...
СОЛОВЬИ
СЕРДЦЕ ТАНКИСТА
НА СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНОЧКЕ
НИЧЕГО НЕ ГОВОРИЛА...
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
МЕДСЕСТРА АНЮТА
ДАВАЙ ЗАКУРИМ
ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ
СМУГЛЯНКА
КУСТ РАКИТОВЫЙ

Героические и трагические события Великой Отечественной нашли свое отражение в кинематографе. Множество замечательных произведений киноискусства, посвященных войне, было создано советскими и российскими кинематографистами.

Уже несколько поколений наших людей сопереживают героям таких кинолент, как ″Два бойца″ "А зори здесь тихие", "В бой идут одни старики", "Живые и мёртвые", ″Хроника пикирующего бомбардировщика″ и еще многих и многих других. Не забыта музыка и из фильмов. Все мы прекрасно помним наизусть песни из военных фильмов. Некоторые из них были созданы до Великой Отечественной, некоторые во время войны, некоторые – уже в послевоенное время. Но все они так или иначе связаны с войной и с Днем Победы.

В ряду лучших лирических песен военного времени стоит "Тёмная ночь", написанная композитором Никитой Богословским на слова Владимира Агатова. Родилась она совершенно неожиданно и пришла в жизнь, как и многие песни военного времени, с экрана, из кинофильма "Два бойца". Фильм по первоначальному замыслу режиссёра Л.Лукова должен был сопровождаться лишь симфонической музыкой, без песен. Но песня "просилась на экран", без неё не получалась одна из важных сцен фильма. Режиссёр так взволнованно и талантливо объяснял композитору тему будущей песни, её построение, что Н.Богословский, сев к роялю, сразу же, без единой остановки или поправки, сыграл ему мелодию песни. Такой она и вошла потом в фильм. В прекрасном исполнении Марка Бернеса, игравшего главную роль в фильме "Два бойца", песня получила всеобщее признание и сразу стала знаменитой.

Булат Окуджава создал, пожалуй, одну из самых лучших песен о войне, написанных уже в мирное время. Песню к кинофильму «Белорусский вокзал» Окуджаве заказал режиссер Андрей Смирнов. Он просил написать песню, которую бы пели в фильме бывшие фронтовики, и притом такую, «чтобы это была песня, как бы самими написанная». И вот эта песня, которая по замыслу режиссера должна была украсить, сделать более достоверной сцену встречи фронтовых друзей, сама стала одним из главных действующих лиц фильма.

Время не заслонило героики и трагедии минувших событий. Спустя десятилетия они возродятся в «Балладе о солдате», «Судьбе человека», «Ивановом детстве», «Тишина», «Семнадцать мгновений весны», «Они сражались за Родину» и др.

Много песен о войне звучало. Только нет для нас дороже той.
Песни, что в шинели прошагала долгою дорогой фронтовой.
Мирною весною родились мы. Но звучит гармонь по вечерам.
И приходят песни, словно письма. С фронта, адресованные нам.
В.Асмолов

Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они ни сколько не постарели. Они и сегодня в строю. Сколько их – прекрасных и незабываемых. И у каждой своя история, своя судьба.

Поклонимся великим тем годам!

Источник: УНИЦ