Россия – одна из немногих стран, которая смогла разгадать секрет китайского фарфора. И можно с уверенностью сказать, что русский фарфор — это состоявшееся и значимое направление мирового искусства, стоящее в одном ряду с Мейсеном и Севром. Но обо всем по порядку. Начнем с родины фарфора - Китая. Как известно, Китай дал миру целый ряд удивительных изобретений и открытий: это порох, компас, бумага, шелк, и конечно, важное место занимает среди них фарфор - феноменальное явление мировой цивилизации. В истории его создания столько тайн, что до сих пор точно не установлено время его создания. Многие ученые считают, что фарфор появляется уже во втором тысячелетии до н.э., о чём свидетельствуют раскопки на территории Китая в долине реки Хуанхэ, но это был ещё не фарфор, что настоящий фарфор, производимый в промышленных масштабах относится, примерно к в VI-VII векам н.э. Итак, что же это такое фарфор с позиции современного человека? С языка фарси (farfur, fagfur) слово «фарфор» происходит от названия титула императора «фарфур» или «фагфур», что означает «сын неба» или «императорский» (для англоязычного населения земли слова «фарфор» и «Китай» обозначаются одним словом «China») поскольку посуду из него могли позволить себе лишь исключительно правители и члены императорской семьи. Фарфор – изделия тонкой керамики, получаемой высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, пластичной глины, кварца, полевого шпата и других компонентов. В зависимости от состава фарфоровой массы различают т. н. твёрдый и мягкий фарфор. Твёрдость достигается в процессе обжига, при этом для твердого фарфора требуется более высокая температура обжига (до 1450 °С); из него изготовляют изделия повседневного ухода (посуда), он также используется в технике для изготовления электроизоляторов. Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу, и температура обжига при его изготовлении достигает 1300 °С и используется преимущественно для художественных изделий. К мягкому фарфору относится также костяной фарфор, в состав которого входит до 50% костяной золы. Костяной фарфор характеризуется наибольшей белизной и просвечиваемостью. И твёрдый, и мягкий фарфор покрывают глазурью, либо выпускают без нее (т. н. бисквитный фарфор).
Первый образец фарфора (белую фарфоровую вазу) в Европу привез Марко Поло при возвращении в Италию в 295 году. И с XV в. фарфор стал считаться очень ценным среди знати и богатых людей. Королевские и княжеские дворы Европы за драгоценные вазы платили золотом. Известно даже, что Август Саксонский в начале XVIII в. обменял несколько гренадеров на фарфоровые вазы у короля Пруссии. Кроме того, его престиж был связан с тайной изготовления. В это время интерес к фарфору обуславливался также появлением таких экзотических напитков как чай, шоколад и кофе, дорогие напитки требовали подходящей посуды, фарфор отвечал этим требованиям.
Скрещенные синие мечи - эмблема саксонского А что же Россия? До появления собственного фарфора Россия, как и Европа, покупала диковинный «звонкий товар» у иноземных купцов. Отдельные образцы китайского фарфора появились в России, по-видимому, в то же время, что и в европейских странах, в XIII-XIV вв. Об этом свидетельствуют черепки разбитых блюд и кувшинов, найденные в разное время в старых культурных слоях на территории Московского Кремля. С открытием Мейсенской мануфактуры в обиходе русской знати стал преобладать саксонский фарфор. Попытки открыть секрет фарфора велись в России с 1718 г., когда Петр I познакомился с саксонским изобретением при дрезденском дворе. В 1723 году Петр I издал указ о предоставлении льгот и привилегий фабрикантам, которые сумеют в России "куриозное художество ввести и распространить", особенно такие, для производства которых будут использованы не привозные, а имеющиеся в Российской империи материалы. И в 1724 году в Москве Афанасий Кириллович Гребенщиков открыл первый ценинный завод, на котором вначале изготавливались курительные трубки по голландским образцам, затем в ассортименте завода появились изразцы и с конца 1730-х гг. - ценинная (крытая эмалью) посуда.
При Елизавете Петровне (1709-1762) предпринимались попытки узнать секрет китайского фарфора и организовать его производство в Царском селе близ Петербурга с помощью сибирских купцов, но эти опыты, а также приглашение "арканиста" Гунгера из Швеции не принесло желаемого результата. Только лишь в 1747 г. талантливый горный инженер Дмитрий Виноградов открыл состав русского фарфора на основе гжельской глины. Русский фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу, изготовленному исключительно из отечественного сырья, приближался к китайскому. Однако прежде, чем перейти к этапам развития фарфоровой промышленности в России, просто необходимо остановиться на трагической судьбе его создателя. Дмитрий Виноградов родился в древнем русском городе Суздале в семье протопопа кафедрального собора города. Неизвестен точно даже год его рождения: 1717 или 1720. Поскольку последняя дата была указана в документе от Академии Наук - учреждения, в котором Виноградов учился, она считается более вероятной. Почти ничего не известно о детских годах Дмитрия Ивановича. Видимо, его отец, желая дать сыну хорошее образование, отправил его учиться в Москву, в Славяно-Греко-Латинскую Академию около 1730-1733 гг. Примерно в это время состоялась и первая встреча еще весьма юного Дмитрия (не старше 13 лет) и молодого девятнадцатилетнего Михайло Ломоносова. Они стали хорошими друзьями, несмотря на большую разницу в возрасте. Проявив блестящие способности, оба одаренных студента в числе 12 лучших были направлены для дальнейшего обучения в Санкт-Петербург, а затем в 1736 г. трое из них отправились в Германию для изучения горного дела. Здесь студенты вначале прошли теоретическую подготовку, изучая множество наук: немецкий, французский и латинский языки, арифметику и тригонометрию, механику, теоретическую химию, физику, гидростатику, гидравлику, аэрометрию. Виноградов даже брал уроки рисования, расширил свою подготовку по логике, метафизике, а также гуманитарным наукам. Только в 1739 году три русских студента прибыли во Фрайбург, где в рудниках и шахтах на практике трудно познавали основы горного дела. Для того, чтобы свободно передвигаться по стране, Виноградову был выдан паспорт, в котором содержится скупое описание внешности Виноградова: высокий рост, темно коричневые волосы, также указано то, что во время поездки он носил красный камзол. Это все, что дошло до нас о внешности этого человека. По возвращению в Россию в 1744 г. он сразу попадает на только что основанную порцелиновую (еще одно название фарфора) мануфактуру и становится ее управителем. Виноградов понимал, что организация фарфорового производства представляет собой сложную техническую задачу, которую решать нужно было с нуля. Единственное, что можно было использовать - знание техники гончарного производства, которое существовало в России с давних пор. Разработать рецепт фарфора - этого было мало, необходимо было разработать технологические приемы обогащения сырьевых материалов, их измельчения и способы изготовления массы, разработать конструкции печей, найти оптимальный газовый и тепловой режим обжига, найти топливо для печей, разработать состав глазури для черепка, найти состав керамических красок и многое другое. Результаты своих опытов он записывает в дневник и понимая, что рецепт фарфора являлся государственной тайной, все свои записи зашифровывает (промышленный шпионаж существовал уже и в те незапамятные времена!). Удовлетворительный материал был получен им уже в 1747 г., но Виноградов продолжает опыты и, наконец, фарфор получен. Это особенно удивительно, если принять во внимание, в каких нечеловеческих условиях он жил! Его никуда не отпускали с завода, родного Суздаля и свою семью он никогда уже более не увидел, своей семьи он тоже не создал. Он весь отдавался работе и только работе! К 1753 г. к моменту, когда в результате “прилежного труда” (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор, создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы и изготовление фарфора на порцелиновой фабрике уже было значительным, здоровье Виноградова сильно пошатнулось. Одиночество и фактически отсутствие любой моральной поддержки тяжело повлияло на Виноградова. Трудно поверить, что с выдающимся ученым, лучшим выпускником петербургской Академии наук, образованным европейцем, своими трудами составившим славу России, обращались как с колодником, приковывая цепями к печам, чтобы он не убежал и не передал кому-либо секрет. Не получив никакой благодарности за свои труды, и не прожив даже 40 лет, этот талантливый человек скончался в 1758 г, а его могила затерялась еще в XVIII в. Но к этому времени первая русская Невская фарфоровая мануфактура уже работала. Фабрика достигла В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать стол. С 1765 г. Невская мануфактура стала называться Императорским фарфоровым заводом. В семидесятых годах XVIII в. возрос интерес императорского двора к развитию российского фарфорового производства. Екатерина II, вначале отдававшая явное предпочтение фарфору зарубежного производства, обратила свое внимание на отечественный фарфор, замыслив превратить завод в коммерческое предприятие и предмет российской гордости. И как показала жизнь, эти цели были достигнуты.
Кроме достижений в области художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. И поэтому не случайно в 1925 году, в связи с 200-летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого М. В. Ломоносова.
В наше время на ИФЗ сохраняется традиционная техника производства фарфора. В его ассортименте более 500 наименований. Наряду с изделиями в старинном духе выпускается и новая, экспериментальная продукция: например, скульптурные произведения и роспись Михаила Шемякина по мотивам балета "Щелкунчик». На протяжении десятилетий повышенным спросом пользуется фирменный сервиз завода «Кобальтовая сетка». Изделия с маркой "ЛФЗ" можно встретить в коллекциях крупнейших музеев России: Эрмитаже, Русском музее Санкт-Петербурга, Государственном историческом музее в Москве. В музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Метрополитан музее в Нью-Йорке и других музеях по всему миру, в банкетных залах Кремля и в резиденции Патриарха Русской Православной Церкви, их вручают как правительственные подарки главам зарубежных государств и как призы на соревнованиях и фестивалях. Русский фарфор — это не одно имя, необходимо отметить старинные мануфактуры всемирно известных марок: Гарднеровский фарфор, Кузнецовский фарфор, Поповский фарфор, и, конечно, Гжель.
Мануфактура была ориентирована на максимально широкий круг потребителей, это была недорогая массовая продукция, расписанная в соответствии с существовавшей модой, как правило, стандартными композициями цветов: небольшие сервизы, тарелки, чайные и кофейные пары. Некоторые декоры копировали майсенскую цветочную и ленточную На рубеже XVIII-XIX вв. объем произведенного Гарднером фарфора составил около 7.5% в год по отношению к объему ввозимого тогда в Россию фарфора. К моменту смерти Франца Гарднера его предприятие считалось лучшим в России частным фарфоровым заводом, имеющим не только высочайшее качество продукции, не уступающее зарубежным аналогам, но и обладающим огромной коллекцией уникальных форм, сделанных по моделям высокой художественной ценности. Исключительно редкий гарднеровский фарфор XVIII века в наши дни стоит значительно больше, чем нередко встречающийся в антикварных магазинах Москвы мейсенский фарфор, изготовленный в тот же период. Тем не менее предприятие Гарднера существует до сих пор и носит теперь имя «Фарфор Вербилок». Династия Кузнецовых являлась выходцами из Гжели. Основатель династии, Яков Васильевич Кузнецов не только создал успешное керамическое предприятие, но и воспитал достойных наследников, способных продолжить и развить его дело. К концу 18 в. Кузнецовы владеют Рижской фарфоро-фаянсовой фабрикой (1841 год), Дулевским фарфоровым заводом (1832 год), Фарфоровым заводом Ауэрбаха (1870 год) и Будянским фаянсовым заводом (1887 год), Гарднеровским заводом (1891г.). Кузнецовы ставят перед собой амбициозные задачи: первое - полное выдавливание из России иностранных производителей, для чего добились повышения таможенных пошлин на ввоз заграничной посуды на 20-50%, и второе - объединение всех керамистов России, для чего были организованы съезды фарфоровых производителей и создан Союз фарфористов. К началу XX века Кузнецовы скупили практически все фарфоровые мануфактуры России – кроме Императорского фарфорового завода, - однако клейма на фарфоре знаменитых мануфактур оставались прежними. К 1913 году Кузнецовская империя включала в себя восемнадцать заводов и составляла практически две трети всего объема керамической продукции страны, а с 1902 года Кузнецовский фарфор стал именоваться поставщиком императорского двора и экспортировался в Европу и страны Востока. Жители Средней Азии, Афганистана и даже Турции уже предпочитали русский фарфор, а в некоторых областях Восточного Китая начинали даже находить его более «китайскими», нежели свой.
После революции 1917 г. в собственности семьи Кузнецовых осталась только Рижская фабрика. В 1940 г., когда советская власть пришла и в Прибалтику, Кузнецовы остались на собственной фабрике обычными служащими, кто-то из них был сослан на Колыму и пропал там без вести. Во время немецкой оккупации Кузнецовы уехали из Прибалтики на Запад. Восстановленные после Гражданской войны фарфоровые заводы, ранее принадлежавшие Кузнецовым, продолжали выпускать все тот же кузнецовский фарфор. К обновлению и расширению производства приступили только в 30-е годы XX в.
Гжель (в настоящее время состоящая из 27 деревень на территории Раменского района Московской области) заслуженно считается родиной русской керамики, по своей значимости в истории художественной культуре сопоставимой с мировыми керамическими центрами. История промысла насчитывает почти семь веков с тех пор, как здесь поселились люди и обнаружили необыкновенные по своим свойствам залежи глины. Первый керамический материал, в котором местные мастера сумели достичь особых художественных высот, была майолика. Формы большинства майоликовых сосудов сложились на основе традиционных форм керамики XVII века. На смену майолики пришли полуфаянс, фаянс, а затем и фарфор. Для Гжели это не просто термины, а эпохи. Ими были самостоятельно освоены все перечисленные виды керамики. Каждый из этих видов у гжельцев имел свою специфику, совершенствуя технологии изготовления и экспериментируя с глинами был создан свой стиль, ставшее своеобразным феноменом. Гжельский фарфор пластичен, выразителен по силуэту и всегда отвечает назначению вещи, украшен самобытными росписями, многоцветен и наряден. Это один из немногих промыслов, старинные и современные изделия которого в равной степени считаются ценными предметами коллекционирования. Интерес к процессу производства фарфоровых изделий не ослабел у отечественных изобретателей и в наши дни. Сколько существует фарфоровая промышленность, столько же времени совершенствуется технология производства последнего. К сожалению, не существует реестра привилегий (предшественника патента) дореволюционной России, поэтому определить, сколько же их было в разное время выдано именно на производство фарфора, в настоящее время невозможно. Но вот оценить уровень изобретательстра после принятия патентного закона в 1924 г. представляется интересным. Всего же, включая первое полугодие текущего 2016 г., по данной тематике было зарегистрировано 247 изобретений. При этом первый патент с номером 19514 (Станок для уплотнения пластичных масс в формах) на производство фарфоровых изделий был получен лишь в 1930 году. В дальнейшем динамика роста числа изобретений по данной тематике выглядела следующим образом: см.Таблица 1. Заметим в связи с этим, что до 1947 г. изобретения касались в основном устройств (всевозможные станки, машины, автоматы и полуавтоматы для работы с фарфоровой массой), это порядка 11%; в дальнейшем же патенты и авторские свидетельства на изобретения получали за совершенствования технологического процесса производства фарфора (19%). Основные задачи, которые при этом решались:
Оставшиеся 70% изобретений касались состава керамической и фарфоровой массы. Кажется, за 300 лет с момента появления саксонского фарфора в Европе в его рецепт невозможно внести что-то новое, но даже количественные показатели по России говорят о другом. Состав фарфоровой массы может варьироваться, видимо, весьма широко. Вводя новые компоненты, или изменяя процентный состав уже известных составляющих, авторы изобретений стремятся повысить физико-механические свойства фарфора, улучшить его просвечиваемость и белизну, уменьшить время процесса формовки заготовок, снизить цену изготовляемой продукции, увеличить сроки эксплуатации используемого оборудования. Здесь необходимо отметить огромный вклад на ниве изобретательства обладателя 58 патентов только на состав фарфоровой массы Юлии Щепочкиной из Иванова. Получается, что практически каждое четвертое изобретение по данной тематике принадлежит этой женщине. Чтобы представить себе, как обстоят дела в этом вопросе в мировом масштабе, можно привести данные Европейского патентного ведомства за последние 5 лет. Количество зарегистрированных на данном сайте изобретений выглядит следующим образом: см.Таблица 2. Лидером здесь, как и следовало ожидать, является Китай. Чтоб оценить значимость страны в вопросах изобретательства, касающихся изготовления фарфора, можно привести данные того же ведомства за тот же период по такому показателю, как керамический пигмент, который может быть использован для декорирования изделий из фарфора. Как видно из приводимой ниже таблицы, Россия находится на втором месте опять-таки после Китая, причем этим положением мы обязаны все той же Юлии Щепочкиной, которой и принадлежат ВСЕ упомянутые в ней 29 патентов. См. Таблица 3. В заключение хотелось бы остановиться на применение фарфора в технике зубного протезирования. Первый патент в СССР «Способ получения легкоплавкой минеральной массы для зубного фарфора» за номером 140952 был получен еще в 1961 г., но в дальнейшем данная тема особого развития не получила (на данный период было зарегистрировано около 10 изобретений, тогда как в развитых странах и особенно в Китае уже получены сотни патентов на технологию применения фарфора в зубном протезировании). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Зав. патентным отделом УНИЦ КНИТУ
|
КНИТУ
Учебно-методическое управление
Учебно-научный информационный центр
Отдел обслуживания патентной и нормативной документацией
История русских изобретений. Фарфор.
Источник: УНИЦ
Культура. Литература. Искусство
Коммерческая тайна
История русских изобретений. Самовар.