Огонь, мерцающий в сосуде























Художественная керамика - один из древнейших видов декоративного искусства.

Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в г. Скопин Рязанской области. Возникновению ремесла способствовало наличие залежей глины. Необычная скопинская керамика появилась в середине XIX века. Первые письменные источники о гончарном промысле относятся к 1640 году.

Скопинскую керамику смело можно назвать феноменом: удивительные образы, особая техника исполнения, которая здесь была равна силе художественной выразительности.

Непонятным в скопинском культурном феномене было все: происхождение необычных образов, особенности их трактовки, профессионализм, с каким простые ремесленники смогли создать самобытную (и высокоразвитую) художественную систему. А больше всего то, что в сосудах – фигурных и даже обычных, без лепнины, странным образом ощущалось привлекательное и удивительное «нечто». Подлинное, настоящее, что проступало даже сквозь «непричесанность» и «ненакрахмаленность» скопинской керамики, через чуть диковатый облик Полканов, львов, драконов, хищных птиц. Скопинские художники всегда славились богатством воображения, смелостью пластических решений и оригинальными конструкциями сосудов, скульптур.

«Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов» - писал о скопинском народном промысле выдающийся русский искусствовед Александр Борисович Салтыков.

У скопинской посуды были свои особенности, во многом обусловленные качеством местных глин. В основном глины были очень пластичные, светложгущиеся, после обжига сосуды выходили звонкие, с белым, желтоватым или розовым черепком. На таком особенно красиво смотрелся обварной узор — пятнистый, коричневатыми кругами и колечками, напоминающий печеную лепешку. Да и получали его, опуская не остывшее еще после обжига изделие в мучную болтушку, заполнявшую поры черепка, укрепляя его и украшая.

Скопинским мастерам удалось добиться удивительной красоты и разнообразия тонов глазурованного покрытия, которого, пожалуй, ни в одном российском гончарном центре – ни деревенском, ни городском – больше не встретишь. Мастера использовали особый способ глазурования. Подсохший после формования сосуд натирали дегтем и обсыпали порошком свинца или свинцового сурика, в который добавляли цветные пигменты в виде окислов металлов: железа для получения желтых, красноватых и оранжевых оттенков, меди – зеленых, кобальта – синих, марганца – от сероватых до густо бардовых и коричневых. Во время обжига в горне крупинки глазури плавились и, стекая, образовывали потеки, за что глазурям дали название «потечные». Применение потечных глазурей и стало основным признаком скопинских изделий. Только скопинцам удалось из обычной свинцовой глазури создать таинственно мерцающее чудо.

Скопинское гончарство сохранило один из самых древних способов производства изделий – формование на ручном гончарном круге методом спирального налепа, когда сначала мастер лепил грубую заготовку будущего сосуда, навивая спиралью жгуты глины, а затем заканчивал формование на вращающемся круге, который приводил в движение одной рукой. В те годы уже использовался ножной станок, гораздо более эффективный и производительный. При использование ручного круга приоритет остается за мастером, он больше «лепит». Здесь больше остановок, отдельных стадий при изготовлении. Сложные сосуды в Скопине так и делали: из разных частей, которые формовали на гончарном круге, а затем уже подсохшими соединяли жидкой глиной и долепливали вручную детали.

Применяли скопинские гончары и другой повсеместно распространенный в то время способ обработки поверхности, называющийся томлением или задымлением – обжиг в восстановительной среде без доступа кислорода в коптящем пламени. После томления посуды получали глубокий черный цвет. На таком фоне черные тона выглядели особенно глубокими. Добиться результатов можно было только истинно гончарным способом – обжигом в горне или в печи, где использовался настоящий открытый огонь. На бархатном черном фоне узоры отливали синеватым, стальным блеском, за что такую посуду, в народе называли «синюшками».

Для украшения своих сосудов, очень непростых по декоративному строю, мастера безошибочно выбрали геометрический принцип орнаментации. В арсенале скопинских мастеров были линейные прямые и волнистые пояски, кружочки и колечки, зубчики и ромбы, «строчка», ямочный и скобчатый орнамент. Часто встречались «лучистые» и «лепестковые» розетки, овалы-медальоны с узором «елочка». При украшении простых хозяйственных сосудов, например, бальзамок для хранения масла или керосина, часто ограничивались двумя-тремя «строчками» - тонкими поясками рубчатого наката, которые наносились колесиком типа часовой шестеренки. Мастера знали, какой декоративной выразительностью обладает этот нехитрый в приеме узор и как он может преобразить даже простой и массивный по форме сосуд. Применяли его часто и охотно, самостоятельно и в сочетаниях, и эта, казалось бы, «мелочь» стала одной из характерных черт скопинского гончарства.

Наравне с привычными – стройными, «классическими» для русского гончарства формами, гончары выделывают более «яркие» объемы – не столько округлые, сколько «раздутые», перетянутые, как бы «перехваченные» в шейке. Так, кувшин – один из наиболее сложных и показательных видов сосуда – обретает иные пропорции. Тулово его получает больше трапециевидную форму, чем округлую, горловина раздувается кверху.

Вслед за декоративно проработанными посудными формами появились сложные сосуды – квасники и кумганы, которые становились все декоративнее, развившись в результате до фигурных форм.

В коллекции Музея народного искусства есть квасник, вполне традиционный по форме – с кольцевидным туловом и плоскими «фасадными» стенками. Он очень прост, почти не украшен, покрыт одноцветной желтой глазурью. Есть в нем только одна, почти символическая, деталь – из круглого отверстия кольца выкарабкивается «на свет» крылатое чешуйчатое существо – небольшой дракончик. Эта мастерски вылепленная фигурка как будто «вылупляется» из сосудных форм, олицетворяя начало нового этапа, который прославил Скопин и его керамическое искусство.

Скопинский промысел всегда отличался буйством фантазии и оригинальностью. Вместо грубых горшков гончары стали делать изящные изделия, создавая сказочные образы.

Если составить перечень даже тех немногих скопинских персонажей, которые остались для нас в музейных собраниях, получится небольшая сказочная страна. Прежде всего, это птицы – царь-птица Скопа и двуглавые орлы, Полканы - сказочные богатыри и полулесные жители, змеи-драконы, медведи. И весь этот сонм персонажей немыслим без своеобразного «архитектурно-сосудного» окружения – квасников и кумганов. Они такие же захватывающие, эти существа сосуды, как и волшебные русские сказки. Их так же бесконечно, по кругу, с повторами можно рассматривать. Здесь, в скопинском искусстве, эти два мира существуют в согласии, не разрушая друг друга, формируя гармоничное пространство и «хватая нас за душу».

Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров – художников смогли не только бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной скопинской керамики, но и продолжить их развитие.

Скопинская керамика представлена более чем в 40 музеях страны, в т. ч в Музее керамики (Московской обл.), в Историческом музее (г. Москва), в Русском и Этнографическом музее (г. C - Петербург).

Народный художественный промысел в Скопине существует и поныне. Сейчас он носит название ЗАО «Скопинская художественная керамика». На предприятии действует музей истории керамики, проводятся экскурсии.

В подготовке материала использована статья из журнала «Наше Наследие» №82/2007
Зав. сектором ОРКР УНИЦ Шакурова Г. И.

Источник: УНИЦ