КНИТУ: Перезагрузка, или Тотальный дистант



11.04.2020

Двери университетских корпусов закрыты, в коридорах и кабинетах тишина. Выходной? Каникулы? Нет, это коронавирус. Уже месяц КНИТУ продолжает работу в режиме самоизоляции. На своих местах только представители руководства и персонал, отвечающий за жизнеобеспечение зданий. Все учебные занятия проходят теперь в Интернете, в дистанционном формате.

— Даже во время войны КХТИ не закрывался, — утверждает председатель историко-мемориального совета вуза Вильям Барабанов. — Единственный раз привычный ритм учебы был нарушен в сентябре 1941 года: часть студентов ушла на фронт, многие были задействованы на оборонных предприятиях, другие отправились на сельхозработы, на строительство казанского оборонительного рубежа. Война поставила перед институтом множество сложных задач, но, несмотря ни на что, к зиме студенты вернулись в родные стены, — напомнил профессор.

Сейчас, когда политики и медики борются с новым опасным и коварным врагом — коронавирусной инфекцией, перед преподавателями и руководством российских вузов встала ответственная задача: не допустить срыва учебных планов, быстро и эффективно наладить обучение в электронной дистанционной форме.

О том, как один из ведущих вузов Татарстана справляется с этой задачей в ситуации, которую смело можно назвать абсолютно беспрецедентной, рассказывает материал, подготовленный журналистами КНИТУ.

Часть 1. Растерянности не было

«Мы столкнулись со стресс-тестом для всей системы», — признавал в те дни министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. Приказ о переходе на «дистанционку» во время эпидемиологической опасности ректор Сергей Юшко подписал в понедельник, 16 марта. Сразу же начался поиск путей выхода из нелегкого положения.

Растерянности не было: преподаватели и студенты обращались к возможностям тех ресурсов, которые были им лучше известны и оказывались наиболее удобными и доступными. Большинство преподавателей воспользовались поначалу возможностями развернутой в КНИТУ системы «Электронный университет»: каждый студент и преподаватель имеет в ней отдельные личные кабинеты и возможность связываться между собой, пересылать файлы и ссылки на интернет-ресурсы. Кому-то показалось удобным общаться по электронной почте и через WhatsApp. На кафедре химической технологии переработки нефти и газа дистанционное обучение организовали средствами образовательных программных пакетов компании Google. При помощи любимых служб социальных сетей — Instagram и «ВКонтакте» — продолжили учебу онлайн студенты входящего в структуру КНИТУ Казанского технологического колледжа: здесь для них организуются видеолекции и прямые эфиры.

Впрочем, чаще всего одновременно использовали разные виды ресурсов. Например, старший преподаватель кафедры дизайна Миляуша Халиуллина сочетала работу в личном кабинете и «ВКонтакте», а её коллега, доцент Светлана Муртазина, размещала лекции и презентации в личном кабинете, семинары и экзамены проводила в системе Zoom. Эту же систему стали использовать в технологическом колледже и в лицее-интернате для одаренных детей с углубленным изучением химии. К услугам юных химиков, помимо Zoom и Google, оказались многочисленные отечественные онлайн-платформы для школ.

Часть 2. Открываемся в YouTube Пока на кафедрах и факультетах налаживали со студентами оперативную связь, в КНИТУ готовился запуск масштабного проекта открытых лекций. Два пробных онлайн-занятия состоялись уже 20 марта, а с началом следующей недели трансляции на видеохостинге YouTube стали проходить в постоянном режиме. До начала внеплановых каникул 28 марта из нескольких студий, развернутых в университетских аудиториях, было транслировано около ста лекций по различным областям химии и химической технологии, фармакологии, математики и механики, информатики, социальных и гуманитарных наук.

6 апреля работа вернулась в прежнее интенсивное русло, только теперь выходить в эфир преподавателям приходится прямо из дома. Специалисты управления информатизации КНИТУ составили подробную инструкцию по установке и использованию программного обеспечения для трансляции открытых лекций. Немало преподавателей организовали в своих квартирах настоящие аудитории. Например, старший преподаватель кафедры теоретической механики и сопротивления материалов Артур Курбангалеев установил у себя настоящую меловую доску. Доцент кафедры информатики и прикладной математики Инис Салимьянов обзавелся маркерной доской, а доцент кафедры высшей математики Андрей Михеев объяснял тему о несобственных интегралах студентам на интерактивной доске. Другие использовали возможности функций «картинка в картинке», встроенных презентаций и т. д.

Особенности работы в таком режиме руководству университета известны не понаслышке: 8 апреля приступил к чтению онлайн-лекций проректор по учебной работе, профессор кафедры вакуумной техники электрофизических установок Алексей Бурмистров. Не остаются в стороне деканы — Эльмира Хайруллина (факультет дизайна и программной инженерии), Олег Стоянов (факультет технологии, переработки и сертификации пластмасс и композитов), Хася Ярошевская (факультет технологии и переработки каучуков и эластомеров), Дильбар Султанова (факультет химии и технологии полимеров в медицине и косметике), Андрей Тузиков (факультет промышленной политики и бизнес-администрирования).

Часть 3. Верный помощник Moodle Большую помощь преподавателям оказала и активно применяемая в вузе система дистанционного обучения Moodle. Сейчас на базе этой популярной образовательной среды в КНИТУ реализовано уже 2500 курсов, а к концу семестра к ним добавится ещё около тысячи.

— Онлайн-формат образования по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом» мы начали формировать еще в 2013 году. Сейчас все наши дисциплины можно изучать дистанционно в системе Moodle, — говорит директор Института управления инновациями Раушания Зинурова.

— В базе тестовых заданий в системе Moodle на нашей кафедре за много лет работы сформировано более 2500 вопросов разных уровней сложности по всем изучаемым темам, — делится опытом доцент кафедры высшей математики Наталия Никонова. — Сначала студенты проходят обучающие тесты, в которых подробно разобраны задания различного уровня сложности с указанием методов их решения и даются ссылки на теоретический материал, затем — тесты для самоподготовки и самопроверки. В итоге создается база основных знаний, некий фундамент, без которого невозможно освоение нового материала.

Теперь и математики, и химики, и гуманитарии КНИТУ проводят на базе Moodle онлайн-лекции и видеоконференции в режиме реального времени в соответствии с графиком учебного процесса. Часть лекций и практических занятий размещается в открытом доступе.

— Мой выбор был однозначным — Moodle, — отмечает доцент кафедры дизайна Людмила Сафина. — В этой среде я работала и раньше: размещала лекции, вела занятия с заочниками и магистрами. Впервые познакомилась с Moodle в 2013 году на курсах повышения квалификации в Институте дополнительного профессионального образования КНИТУ. Нравится эта система и студентам, с каждым разом посещаемость увеличивается, теперь все на занятиях.

Кому-то пришлось приступить к освоению Moodle впервые или освежить в памяти имеющиеся знания.

— Я проходила обучение по системе Moodle на университетских курсах, но реально работать со студентами в этой среде прежде не приходилось. Теперь я все свои курсы перевела на эту платформу, — рассказывает доцент кафедры интеллектуальных систем и управления информационными ресурсами Алина Мангушева. — Трудностей особых с переводом курсов в онлайн не было, это обычный рабочий процесс. Думаю, мне облегчило переход в онлайн то, что у меня уже много было готового материала в электронном виде, да и ничего сложного в освоении системы Moodle нет. В дополнение к этому провожу в режиме реального времени занятия через систему Discord — она также бесплатная, студенты с ней знакомы, здесь есть чат, можно демонстрировать экран, что очень удобно.

К слову, в среде Moodle с 2015 года в специально созданном на базе Института дополнительного профессионального образования КНИТУ центре открытого (дистанционного) образования проходят повышение квалификации и профпереподготовку работники предприятий ПАО «Газпром».

Часть 4. Студенты — за Преподаватели отмечают активность и заинтересованность самих студентов. Переход на «удаленку» многие из них восприняли не как свалившуюся на голову трудность, а как вызов.

— Дистанционное обучение позволяет мне проверить свою самостоятельность, ведь при изучении дисциплин таким способом я могу надеяться прежде всего на себя, — считает четверокурсница факультета нефти и нефтехимии Дарья Тараканова.

Практически все, с кем довелось побеседовать, уверены, что работа в дистанционном режиме не приведет к серьезному снижению уровня усвоения учебного материала. Наоборот, возможности дистанционных систем обучения помогают студентам более свободно распределять время, связанное с подготовкой к занятиям, а преподавателям — достучаться до каждого обучающегося.

— Лекторы нашей кафедры были одними из первых, кто провел дистанционные видеолекции в самом начале перехода на дистант, — рассказывает доцент кафедры неорганической химии Станислав Борисевич. — Такая форма подачи материала очень понравилась студентам, которые получили возможность просматривать указанные лекции как в режиме онлайн, так и в записи.

Из всех платформ бакалавры и магистры КНИТУ предпочитают Moodle, но быстро привыкают к особенностям работы и в других системах. Так, студентке четвертого курса Зиле Шарафиевой очень понравилась платформа «Google Класс»: «Особенно нравится, что можно видеть в отдельной вкладке, какие задания у тебя вообще есть и какие дедлайны поставлены. Можно в ходе лекции записать вопрос в комментариях или даже спросить через микрофон, преподаватели всегда отвечают на все вопросы. На практике по проектированию я даже не почувствовала, что это дистанционное обучение. Было удобно одновременно видеть рабочее пространство AutoCAD и слышать комментарии преподавателя».

— Студенты первое время жаловались, что у них слишком много нагрузки, что слишком много заданий присылают преподаватели, но сейчас они полностью адаптировались и после каникул вышли совершенно спокойными, посещаемость занятий почти полная, — делится впечатлениями доцент кафедры теоретической механики и сопротивления материалов Сергей Сидорин, который все занятия проводит в приложении Zoom.

С пониманием к ситуации отнеслись иностранные студенты. «С преподавателями мы теперь общаемся онлайн, это очень удобно. Мне нравится, что не нужно выходить из общежития», — пишет китаянка Хуан Цяохун. «Мы внимательно слушаем преподавателей, читаем, пишем. Мы понимаем, потому что преподаватели читают громко и медленно. Потом они спрашивают, а мы отвечаем на их вопросы», — рассказывает студентка из Мали Ситан Кеита. Доволен учебой и нигериец Пол Амагада: «Сейчас я изучаю русский язык. Преподаватель шлет задания, я в ответ составляю диалоги, монологи и отправляю аудиофайлы в Moodle. Преподаватель исправляет ошибки, проверяет тесты, часто нам звонит, чтобы узнать, все ли здоровы».

В дистанционной форме проходят теперь и внеучебные активности. Например, на факультете социотехнических систем есть клуб для заинтересованных ребят, где они разрабатывают проекты, встречаются с практиками, проводят игры. «Сейчас мы пробуем онлайн-режим работы, продумываем формы, а пока проводим онлайн-викторину», — рассказывает доцент кафедры логистики и управления Ирина Зарайченко.

Жизнь студента даже в условиях самоизоляции — это не только учеба, но и творческая самореализация. Здесь, как всегда, впереди студенческий актив: «В социальных сетях мы запустили видеоконкурс на тему #ФННХсидитдома с призами за лучший ролик от руководителей предприятия нефтехимического комплекса и нашего факультета, ведем постоянную рубрику #нашивыпускники, активно поддерживаем контакты в Сети, призываем ребят не упускать возможностей, которые открылись нам сейчас», — говорит руководитель медиацентра факультета нефти и нефтехимии студентка Мария Иванова.

Часть 5. Не все так гладко — Дистанционное обучение в таком массовом формате делает только первые шаги, — считает декан факультета энергонасыщенных материалов и изделий Владимир Петров. — Идет, если так можно сказать, обучение обучению. Приходится тратить заметно больше сил и времени. Не всегда на высоте обеспеченность студентов компьютерной техникой и высокоскоростной связью.

— Конечно, это стресс для всех структур: нагрузка по подготовке и проведению занятий с переходом на дистант возросла в разы, — говорит старший преподаватель кафедры государственного, муниципального управления и социологии Глеб Васильев.

— К студентам «дистанционка» также предъявляет немалые требования: нужны высокая мотивация, способность самостоятельно учиться, планировать нагрузку и выполнять задания без видимого контроля, — полагает заведующая кафедрой дизайна Венера Хамматова.

— Дистанционное обучение — это хорошо, но нужно, чтобы все вопросы, связанные с его реализацией, были регламентированы, в том числе вопросы, связанные с порядком сдачи экзаменов и погашения задолженностей, — считает Сергей Сидорин. Кстати, в КНИТУ есть уже примеры сдачи экзаменов в видеорежиме. Недавно студенты кафедры дизайна сдавали экзамен по проектированию керамических изделий: выбирали билеты и отвечали они по видеосвязи. Впереди — защита творческих дипломных проектов и подготовка к госэкзаменам.

По мнению доцента кафедры информатики и прикладной математики Светланы Старыгиной, организационные проблемы удастся сильно уменьшить, если проводить онлайн-обучение по строгому алгоритму: следовать плану-графику и расписанию, теоретическую часть в виде онлайн-лекции закреплять в ходе семинара, где задействовать всех студентов.

Самый главный недостаток дистанта в инженерном вузе, и с этим согласны все, — невозможность выполнения в таком режиме лабораторных и практических работ. «Очевидно, что изучение химических, да и других естественно-научных дисциплин полностью в виртуальной форме не позволит подготовить квалифицированного инженера — химика-технолога», — уверен Станислав Борисевич.

— Мои дисциплины — «Выполнение проекта в материале» и «Основы производственного мастерства» — практические, лекциями тут не обойтись. Чтобы, например, продемонстрировать технологическую обработку узла швейного изделия, нужно заранее снять видео пошива, наложить текст и так далее. Разработка подобного курса требует большого количества времени, наличия профессиональной аппаратуры, привлечения специалистов по съемке и видеомонтажу, — отмечает доцент кафедры дизайна Елена Кумпан.

Но и в области общественных и гуманитарных наук дистант — не панацея. Онлайн-занятия, по сути, являются индивидуальными и сильно уступают в эффективности аудиторным занятиям, проводимым в групповой интерактивной форме. Теряется и фактор присутствия, играющий огромную роль как на лекции, так и на практике, подтверждают опытные преподаватели. Учеба в вузе включает в себя различные формы неформального обучения, а оно в деле подготовки будущего инженера, педагога, управленца играет огромную роль.

Наконец, нельзя забывать о воспитательной составляющей образования. «Если есть люди, которые играют важную роль в моей жизни, то, кроме родителей, это, конечно, мои преподаватели», — уверена Ситан Кеита.

Не во всем, оказывается, удобен дистанционный режим для студентов-иностранцев. Ведь для них очень важным является именно живое общение, непосредственное знакомство с культурой нашей страны. «Дистанционное обучение — это больше самообучение студентов. Мы теперь намного меньше общаемся даже друг с другом, поэтому я предпочитаю учиться в аудитории», — говорит студентка из КНР Ван Сяошань.

Часть 6. Не расстанемся с дистантом? Как бы долго ни тянулись дни в самоизоляции, в конце концов коронавирус будет побежден. Вновь зазвучат голоса в аудиториях и лабораториях, восстановится университетская жизнь. Что изменят в ней недели полного погружения в дистант?

Практически все преподаватели, с которыми мы говорили, единодушны: те приемы работы онлайн, которые используются сейчас в КНИТУ, будут применяться и в дальнейшем, когда вуз вернется к занятиям в обычном режиме.

Более решительно внедрять дистанционное образование, несомненно, будет и руководство вузов. Это позволит повысить эффективность работы со студентами, использовать лучшие образовательные практики ведущих вузов России и всего мира, делиться своими наработками. Уже сейчас в онлайн-режиме проходят научные конференции, заседания кафедр, в ближайшее время, возможно, так будут организованы и защиты диссертаций.

Но все-таки — во всяком случае, если речь идет об инженерном образовании в классическом понимании — обойтись одними дистанционными технологиями невозможно.

Будут меняться и отношения между студентами и преподавателями. Возможность активного общения через Интернет сблизит их. Работа в дистанте имеет не только практическое, но и эмоциональное измерение, считает Людмила Сафина:

— Я согласна, что это перезагрузка. Не секрет, что для многих преподавателей «дистанционка» была обузой, а теперь пришлось осваивать ее всерьез, причем преподаватель и студент в этой ситуации оказались в равном положении. Вообще, за то время, пока я работаю со студентами онлайн, мы стали большими друзьями. Я студентам снимаю видеоролики о своем творчестве, они мне шлют о своем. Продолжаем общение на странице нашей кафедры в соцсети «ВКонтакте». Но, несмотря ни на что, все истосковались по живому общению. Самоизоляция помогла нам всем лучше узнать и оценить друг друга. И понять, насколько мы все друг другу нужны...

Алла Кайбияйнен, Денис Сахарных,
Валентина Безбрязова, Ирина Петрова



Источник: Управление медиакоммуникаций
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram