«Три кита» естественно-научной грамотности школьников





10.12.2020

В КНИТУ прошла XII республиканская научно-методическая конференция, обозначившая новые форматы работы с учениками школ. Утром 8 декабря актовый зал корпуса «Б» КНИТУ наполнился учителями – педагоги со всей республики собрались здесь, чтобы обсудить новые формы и методы преподавания, соответствующие реалиям и требованиям 21 века. Программа научно–методической конференции включала пленарное заседание, работу секций и такое приятное мероприятие, как награждение участников конкурса «Все грани химии».

Основой естественно-научной грамотности современных школьников должны стать знания, компетенции и исследования - те самые «три кита», давшие название мероприятию. Открыла его директор Института развития непрерывного образования Любовь Овсиенко. Кратко обозначив программу конференции, форматы и регламенты, она представила свой доклад, начав со слов о том, что сегодня единственная константа – это перемены. «В мире, становящемся все более изменчивым, ключевые вызовы, которые должна принять система образования – это вызовы неопределенности, разнообразия, многомерности. Мы должны понимать, как учить наших детей, что является мерилом одаренности и что является мерилом успешности. Каковы изменяющиеся критерии? Все это очень важные вопросы», - обозначила проблему Любовь Васильевна. Она считает, что подходы к школьному образованию пора менять, ведь победы в олимпиадах и успешная сдача ЕГЭ уже далеко не всегда являются показателем качественного обучения. Ученика необходимо избавить от «зубрежки», занятия в школе должны готовить его к самостоятельному поиску, развивать критическое мышление, вырабатывать способность объяснять естественно-научные явления, способствовать адаптации в обществе и выработке научного взгляда на мир. Если не научить детей мыслить нестандартно, они будут беспомощны перед каждым новым жизненным сюжетом, поскольку окажутся неспособны смотреть на него со стороны и осваивать новые области деятельности. Л.Овсиенко отметила, что чрезвычайно полезным для понимания ситуации со школьным образованием является такой инструмент, как PISA (Programme for International Students Assesment) – международное сопоставительное исследование качества образования, оценивающее знания и навыки школьников в возрасте 15 лет. По его данным, сегодня в мировом рейтинге наша страна опустилась из десятки лидеров на 32 место, пропустив далеко вперед Сингапур, Вьетнам, Китай, Эстонию и многие другие страны, прежде не блиставшие успехами в области образования. Выходом из сложившегося положения могут стать новые результативные педагогические новации – такие как «Технология критического мышления», «Технология проектного обучения», «Кейс-технология», «Технология уровневой дифференциации», «Педагогика сотрудничества»... Креатив вместо заучивания, взаимодействие вместо принуждения, практика вместо сухой теории – вот что должно поднять на новый уровень российское школьное образование.

Заместитель директора ГБУ МЦ «Сэлэт» Игорь Смирнов внес оптимистическую ноту рассказом о деятельности фонда по поддержке одаренных школьников. По его словам, на сегодняшний день «Сэлэт» - это более 25 летних лагерей, которые круглый год ведут работу с одаренными детьми. В каждом организуются разного рода активности, школы, сессии. Особое значение придается изучению языков, ведь чем большим количеством языков человек владеет, тем больше у него перспектив. Большое внимание уделяется раскрытию и последующему системному развитию способностей детей – в частности, в летних лагерях развлечения и игры чередуются с интенсивными занятиями. «Самое важное, чтобы ребенок не только хорошо отдохнул, но и получил новые знания, развитие, а также навыки коммуникации с такими же детьми, как он» - подчеркнул Игорь Владимирович.

Затем слово взяла доцент кафедры органической химии, директор школы «Орбиталь» Лариса Шамсутдинова. Не углубляясь в особенности общей ситуации с российским школьным образованием, она поделилась с аудиторией информацией о том, какая прикладная литература по химии сегодня наиболее востребована, почему до сих пор весьма актуальны учебники по химии 50-х годов прошлого века (все новое – это хорошо забытое старое) и где можно скачать разработки группы экспертов, выкладывающей свои материалы в интернет совершенно бесплатно. Доступные в интернете видеозаписи уроков и лабораторных опытов оказались крайне востребованы в ситуациях ухода школ и вузов на дистанционное обучение – и информация Ларисы Петровны для многих участников оказалась очень полезной.

Конференция продолжалась весь день, и темы на секциях темы обсуждались самые разные – от «роли учителя в развитии творческого и командного потенциала учеников» и «формирования толерантности на уроке физкультуры» до «междисциплинарного синтеза в изучении химии и татарского языка» и «взаимосвязи прокрастинации и перфекционизма у старшеклассников». Вниманию коллег преподаватели предлагали свои авторские методики, уроки, лабораторные практики. Возможность выступить и высказаться получили более полусотни участников, и есть надежда, что их энтузиазм и профессионализм станут одним из рычагов, с помощью которого российское школьное образование пусть не сразу, но не слишком медленно вернется на привычную для него достойную высоту. Главное – осознать проблему, а пути ее решения обязательно найдутся.

Николай Коновалов



Источник: Управление медиакоммуникаций
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram