10.03.2021
4 марта состоялся творческий вечер Олега Стоянова, известного далеко за пределами Казани поэта и учёного, директора Института полимеров КНИТУ, презентовавшего новые сборники стихов «Следы и последыши» и «Нечёртова дюжина». Вечер — а это уже пятая творческая встреча с друзьями и коллегами в историческом актовом зале Казанского промышленного училища — по традиции вёл Денис Сугоняко, выпускник кафедры ТПМ, которую уже много лет возглавляет профессор Стоянов.
Впрочем, свою роль ведущий сознательно свел к минимуму: полновластной хозяйкой вечера была Поэзия. Два часа подряд, лишь в середине прервавшись на антракт, автор читал свои стихи: сначала старые, уже не раз звучавшие под богато украшенными лепниной сводами актового зала, но принятые слушателями, истосковавшимися за долгий «ковидный год» по возможности встретиться вживую, увидеть и услышать друг друга не через монитор и наушники, очень тепло, а затем — и новые, включенные в два свежеизданных сборника.
Мероприятие прошло при поддержке Профкома КНИТУ. Как было объявлено в самом начале, оно посвящалось Международному женскому дню. Атмосферу предстоящего праздника подчёркивали и прекрасные розы, украшавшие центр зала, и общее приподнятое настроение, которого, казалось бы, не слишком следовало ожидать в конце рабочего дня конца рабочей недели. Но особенно ярко женское начало было представлено в прозвучавших поэтических строках.
Удивительное место!
За плетнём павлин пасётся,
На столе спагетти, песто,
Два бокала, словно сёстры,
Истомились по вину…
Мои чресла вжались в кресло,
Вечер медленно крадётся…
Замер. Жду. Тебя. Одну.
Женская тема, развернутая в различных проекциях, вообще является одной из центральных в лирике Стоянова. Имена героини или героинь стихов не звучат, но сомнений в их реальности и телесности не возникает, ведь реальность чувств, источником которых являются эти едва-едва намеченные, скорее даже просто обозначенные грамматически в авторской речи женские образы, автору удаётся отлично передать.
Впрочем, сказать, что поэт Стоянов вдохновляется только энергией взаимодействия маскулинного и фемининного, нельзя. В его стихах перед нами раскрывается широкая панорама ощущений и образов, он не чужд рефлексии и реминесценций.
Тарелка синяя, рогалик
В посыпке белой, словно снег.
А за столок мальчишка Алик,
Когда-то в будущем — Олег.
В духовке зреет «голубь мира»…
Такой на кухне аромат!
Духовка — бабушкина лира —
Желанней всяких райских врат.
Как сладок ужин новогодний:
Рогалик, торт, горячий чай...
И далеко до преисподней.
О ней я вспомнил невзначай.
Любовь и смерть, томление и расставание, наслаждение и неудача, блаженство и одиночество — вот череда чувств, которые переживает читатель или, как это было этим мартовским вечером, слушатель Олега Стоянова. Появились в его творчестве и нехарактерные прежде ноты, навеянные политической повесткой дня («Гвардия») — но она врывается в нашу жизнь, хотим мы этого или нет, и, конечно, поэт-наблюдатель, поэт-мыслитель реагирует на это вторжение.
Врио ректора КНИТУ Юрий Казаков, взявший слово уже в завершение поэтической части встречи, очень удачно выразил общее настроение: «Этот вечер — лучшее событие, которое со мной произошло за последние дни».
Вместительный зал был почти полон: «традиционная» поэзия, творцы которой ценят не только оригинальность словесных оборотов, но также ритм, рифму, орфографию и пунктуацию, видят в читателе ровню и собеседника, а не объект для литературных экспериментов — а именно к таким авторам относится Олег Стоянов, — отнюдь не умерла и по-прежнему нужна людям.
Денис Сахарных
|