«Он дал нам крылья»: в КНИТУ отметили 90-летие выдающегося спецхимика Генриха Шарнина



13.04.2021

12 апреля исполнилось бы 90 лет выдающемуся специалисту в области разработки термостойких взрывчатых веществ, заведующему кафедрой химии и технологии органических соединений азота нашего вуза, руководителю Казанского химического научно-исследовательского института, заслуженному профессору КНИТУ Генриху Павловичу Шарнину (1931-2018). К этой дате было приурочено торжественное расширенное заседание Инженерного химико-технологического института КНИТУ, где трудился Г. П. Шарнин.

Отдать дань уважения памяти этой крупной фигуре в истории КНИТУ и советской спецхимии в историческом актовом зале корпуса Б собрались коллеги по кафедре и вузу, ученики Генриха Павловича. Почетный химик СССР, проректор по учебной, затем — по научной работе КХТИ, а в 1962—1970 годы — заместитель декана инженерного химико-технологического факультета (позже ставшего институтом) Вильям Барабанов напомнил, что Г. П. Шарнин — представитель выдающейся плеяды исследователей и наставников, выпускников КХТИ, приступивших к работе в вузе в начале 1950-х годов. В их числе — профессора А. А. Александровский, А. П. Богданов, Л. Н. Григорьев, К. И. Синаев, Г. Х. Мухамедзянов, Р. С. Сайфуллин, доценты В. И. Бурмистров, В. С. Орешин. Послевоенный КХТИ активно расширялся, и лучшим его выпускникам предлагали «остаться на кафедре». Именно так сложилась в итоге судьба Г. П. Шарнина — с 1947 года, когда он поступил в КХТИ, и почти до самого конца его жизни, за исключением периода работы в КазхимНИИ (1982–1997), она была неразрывно связана с родным вузом. Выпускник технологического факультета, Шарнин становится аспирантом кафедры № 34 (ныне — ХТОСА). Здесь он прошёл весь путь вузовского ученого, от ассистента до заведующего кафедрой, от аспиранта до профессора. Лишь настоятельная просьба Татарского обкома КПСС вынудила его на долгое время оставить кафедру и возглавить отраслевой НИИ, где очень пригодились его научные и организаторские таланты. Научный кругозор исследователя не исчерпывался какой-то одной областью науки: «Он глубоко вник в основы химии, он впервые в КХТИ поднял вопрос о необходимости изучения квантовой химии и организовал по этой теме семинар», — отметил В. П. Барабанов.

О жизненном пути Г. П. Шарнина подробно рассказал его ученик, заведующий кафедрой ХТОСА Руслан Гильманов. Любовь к учебе, к наукам, трудолюбие достались будущему профессору от родителей. Еще в школе он попытался однажды изготовить черный порох, а в институте учился, по его собственному выражению, «у зубров той ещё химической школы» — у А. Ф. Герасимова и других профессоров, стоявших у истоков КХТИ. Дипломный проект по алкилированию производных бензола (отчет по этому проекту, кстати, был положен затем в основу работы промышленной установки на заводе «Оргстекло» в Дзержинске) готовил под руководством легендарной А. Д. Николаевой, а себя, как исследователя, относил к научной школе Ивана Ефимовича Мойсака — одного из отцов спецхимии в КХТИ, которого он впоследствии сменит на посту заведующего кафедрой 0814 (ХТОСА).

Выдающийся педагог и методист, организатор образования и науки, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Знак Почета, обладатель множества других званий и наград, создатель научной школы в области термостойких взрывчатых веществ гражданского предназначения, автор сотен научных работ, человек, давший путевку в жизнь и науку многим поколениям выпускников, из которых 56 стали кандидатами, а четверо — докторами наук, — таким был Г. П. Шарнин.

— Он коренным образом изменил мою жизнь, он приметил меня — обычного среднего студента, увидел во мне задатки исследователя и уговорил остаться на кафедре, — поделился воспоминаниями об учителе президент Международной академии технических наук профессор Инсаф Сайфуллин. — Шаг за шагом он прививал мне уверенность в себе, но главное — у него я научился трудиться с утра до ночи, да и без этого было бы невозможно выполнить те задачи, достичь те цели, которые он ставил. Успехом в моей работе в науке, на производстве, в Государственной Думе я обязан именно Генриху Павловичу. Он дал мне крылья!

Слова благодарности наставнику прозвучали и из уст Луизы Юсуповой, профессора кафедры ХТОСА, и Александра Коробкова, профессора кафедры ТИПиКМ. Коллеги из других городов, а также те, кто не смог прийти на заседание, направили в адрес факультета и кафедры письма и телеграммы, посвященные 90-летию Г. П. Шарнина.

О том, как они жили, вспоминала супруга Г. П. Шарнина Раиса Кузьминична:

— Утрата близкого человека делит жизнь на «до» и «после». Для меня «до» — это более двадцати лет совместной счастливой жизни с человеком умным, добрым, внимательным, любящим. Мы боялись друг друга обидеть, расстроить. К сожалению, победить смертельную болезнь, с которой боролись более трех лет, не получилось. Но он всегда будет жить в моем сердце и в моей памяти.

Во время заседания была представлена иллюстрированная брошюра, посвященная 90-летию Г. П. Шарнина. В ней собраны биографические материалы, воспоминания земляков и коллег ученого, публикации прессы посвященные ему и его работе.

Денис Сахарных
Фото: Даниил Тимушев



Источник: Управление медиакоммуникаций
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram