Круглый стол по кадровому обеспечению нефтехимии и конференция «Синергия» собрали на Татарстанском нефтехимическом форуме более двухсот участников



02.09.2021

В День знаний в рамках Татарстанского нефтегазохимического форума–2021 на «Казань-Экспо» состоялся круглый стол «Кадровое и инженерное обеспечение предприятий нефтегазохимического комплекса: вопросы развития инженерной педагогики».

В ходе его проведения была также открыта Международная сетевая научно-практическая конференция «Региональное развитие: новые вызовы для инженерного образования – Синергия–2021». Ее организатором является Казанский национальный исследовательский технологический университет совместно с Международным обществом по инженерной педагогике (IGIP) и Ассоциацией инженерного образования России (АИОР). Конференция проводится при поддержке ПАО «Газпром» на базе опорных вузов компании, а к проведению круглого стола уже второй присоединяются коллеги из КНИТУ-КАИ. Активное участие в работе Круглого стола уже не первый год принимают также представители ПАО «СИБУР».

«Татарстанский нефтегазохимический форум посвящен нынче году науки и технологий и символично, что наш круглый стол по подготовке кадров с участием представителей промышленности проходит в День знаний, когда абитуриенты делают первые шаги в вуз, – отметил заместитель министра промышленности и торговли РТ и модератор мероприятии Родион Карпов. – Мероприятие стало традиционным событием в сфере подготовки инженерных кадров, оно ежегодно поддерживается крупными предприятиями, в первую очередь таким крупным работодателем, как ПАО «Газпром». Как подчеркнул далее спикер, проблема оснащения квалифицированными инженерно-техническими кадрами отраслей нефтегазохимического комплекса – машиностроения, судостроения, оборонной промышленности и других – остается актуальной, ведь задачи, поставленные сегодня перед специалистами этих отраслей, очень амбициозны и требуют от них высокой степени подготовленности. Важным условием модернизации отечественной экономики является его кадровое обеспечение, на предприятиях нужны молодые специалисты, владеющие современными знаниями, имеющие соответствующие навыки и компетенции применения этих знаний в своей практической деятельности, мотивированные на саморазвитие и достижение профессионального успеха. Потребность промышленности и торговли в кадрах на следующие 7 лет составляет 26 тысяч человек, и наиболее востребованы специалисты с высшим образованием в электроэнергетике, в отраслях химической технологии, машиностроения, автоматизации технических процессов и т.д., – фактически, нет ни одной сферы промышленности, где бы не ощущалось кадрового голода. Ежегодные дискуссии по вопросам подготовки кадров определяют вектор дальнейшего развития не только отдельных вузов, но и способствуют выработке эффективных подходов к подготовке кадров. Тематика круглого стола как никогда актуальна для промышленности. Родион Карпов подчеркнул также, что в республике ведется системная работа по сближению образовательных организаций с промышленными предприятиями – это и кластерная подготовка, и 43 ресурсных центра, и такие примеры, как эффективная система «школа-вуз-предприятие», созданная в КНИТУ, и специализированные лицеи КНИТУ и КНИТУ-КАИ, а также движение WorldSkills: на днях на Национальном чемпионате Татарстан в очередной раз одержал победу.

Круглый стол вел также врио ректора КНИТУ Юрий Казаков. Как отметил модератор мероприятия директор ИДПО КНИТУ Мансур Галиханов, в зале собралось около 90 человек, а онлайн подключились более 120 представителей промышленных предприятий, главным образом дочерних обществ ПАО «Газпром».

Новые образовательные технологии и важность практической подготовки: приветствия партнеров

В адрес участников мероприятия прозвучали многочисленные видеоприветствия, было зачитано обращение начальника департамента по управлению персоналом ПАО «Газпром» Елены Касьян. В нем в частности говорится, что в условиях сложных вызовов, цифровизации экономики, в том числе нефтегазовой сферы, усиления наукоемкости производства проблема подготовки квалифицированных инженерных кадров приобретает все большую актуальность, и конференция «Синергия» стала примером плодотворного диалога в рамках государственно-частного партнерства, прежде всего по вопросам модернизации образовательных программ.

Президент АИОР Юрий Похолков, один из идейных вдохновителей конференции «Синергии», в своем видеообращении подчеркнул важность обсуждения образовательных технологий, позволяющих готовить будущих инженеров к практической деятельности с привлечением представителей промышленности, и указал на необходимость повышения производственной квалификации преподавателей технологических дисциплин. «Уже 30 лет Ассоциация инженерного образования России содействует его развитию, и я уверен, что на конференции будут рождаться новые идеи по повышению качества подготовки инженеров».

Президент Российского мониторингового комитета IGIP Вячеслав Приходько отметил, что за годы проведения конференции сделано очень много в направлении развития новых образовательных технологий и программ. Вырос интерес молодежи к инженерному образованию, программе «Международный преподаватель инженерного вуза», повысился авторитет IGIP и его Российского мониторингового комитета, и здесь большая работа проводится КНИТУ.

Прозвучало также видеоприветствие Павла Иванова, директора ЧУ «Газпром ЦНИС» (наделенного полномочиями Совета по профессиональным квалификациям в нефтегазовом комплексе), в котором он подчеркнул важность обновления содержания образовательных программ, их сближения с профессиональными стандартами, указал на необходимость оценки качества подготовки выпускников вузов с точки зрения соответствия профстандартам, поскольку недостатки их практической подготовки вызывают большую обеспокоенность представителей предприятий.

О необходимости творческого подхода, инновационных прорывов в подготовке кадров сказал в своем видеообращении Генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Казань» Рустем Усманов. От лица генерального директора Газпром межреионгаз Казань Рината Сабирова уже вживую участников поприветствовал его заместитель Айдар Тагиров. «Сегодня символичный день, который был начат со школьных и вузовских линеек», – отметил он и с удовлетворением констатировал увеличение числа инженерных классов и школ в наши дни, когда становится все сложнее готовить инженеров, а инженерная педагогика должна развиваться еще со школьной скамьи.

Прозвучали слова приветствия и из Томска: и.о. ректора Национального исследовательского Томского политехнического университета Дмитрий Седнев подчеркнул, что реалии сегодняшнего дня требуют фундаментальных изменений, новых подходов и критериев оценки в подготовке инженеров.

Обновленные программы подготовки международных преподавателей инженерных вузов

Первый пленарный доклад представил в режиме онлайн Президент IGIP Ханно Хорч (H.Hortsch). Он тепло поприветствовал собравшихся на русском и английском языках и рассказал о деятельности Международного общества по инженерной педагогике, которое уже 50 лет работает над совершенствованием инженерного образования и системы подготовки преподавателей инженерных вузов мира. «Российские ученые – одни из самых активных наших членов, в том числе в исполнительном комитете общества», – отметил он, подчеркнув отличную работу казанских коллег. Президент IGIP рассказал о нововведениях в модульном учебном плане IGIP по подготовке преподавателей инженерных вузов по областям знаний, который каждый вуз может адаптировать под свои региональные особенности. В структуре подготовки преподавателей есть и классические блоки, такие как дидактика и методика (образовательные технологии); разработка академических курсов; теория и практика разработки образовательных программ; пути от теории к практике, так и дополнительные блоки по выбору вуза, учитывающие региональные компоненты.

Приоритеты в кадровом обеспечении нефтегазохимии

Приоритетные задачи кадрового обеспечения отрасли обозначила заместитель генерального директора ОАО «Татнефтехиминвест холдинг» Лейсан Абзалилова. Она отметила, что является выпускницей КНИТУ, гордится полученным образованием и выражает большую благодарность преподавателям. «Нефтегазовый комплекс – это сердце нашей промышленности, здесь реализуются новые проекты, растут инвестиции, что меняет и требования к кадрам. Тренды мирового масштаба сказываются на отраслевых предприятиях и на системе подготовки кадров – растёт спрос на возобновляемую энергетику, набирает обороты тема устойчивого развития, растут инвестиции в экологические проекты, ускоряется переход на новую модель экономики. Сегодня меняется сырьевая база, переосмысливается роль угля, нефти, газа как сырьевых ресурсов, роль водородных технологий и биохтехнологий – в ближайшие 10 лет ожидается серьезная трансформация во многих отраслях экономики. Возрастает роль умных цифровых решений в промышленности – эти инструменты помогают выявлять потери, автоматизировать и перестраивать бизнес-процессы. В высших учебных заведениях вслед за этими трендами вводятся должности руководителей по цифровой трансформации, то есть инженерное образование подстраивается под современные реалии. Серьезным вызовом для вузов является также то, что после 2025 года традиционное образование может стать необязательным, поскольку соискатели на позиции в компаниях будут доказывать свой профессионализм реализованными проектами. В России к 2024 году будет создано 30 передовых инженерных школ, и Татарстан должен участвовать в этом, попасть в перечень этих вузов.

Большой интерес вызвало онлайн выступление проректора РГУ нефти и газа им.И.М.Губкина Никиты Голунова. Он рассказал о внедрении в учебный процесс иммерсивных сред виртуальной реальности для формирования компетенций специалистов нефтегазового комплекса. В Губкинском университете уже созданы полномасштабные виртуальные тренажеры производственной деятельности, и сегодня все шире начинают использоваться технологии дополненной реальности с проекцией на реальное производство – с движущимися объектами, скрытыми коммуникациями и т.д. (технология AR). Подобные реальности, интегрированные с производством, с использованием 3D-контроллеров и даже нейроинтерфейсов – очень перспективная технология обучения. Сегодня меняются подходы и возможны различные варианты создания образовательного пространства, в котором организатором может выступать не обязательно образовательная организация, а преподавателем – не только живой человек, но и система. Пользователи такого образовательного центра, находясь в любом регионе страны, при помощи гаджетов будут попадать в виртуальную комнату. У подобных иммерсивных сред есть свои преимущества и недостатки: наглядность, вовлеченность, сосредоточенность, накопление массивов данных. С другой стороны – сложность и дороговизна разработки таких иммерсивных сред, необходимость наличия специальной команды и четко сформированных технических заданий, что относится к сфере soft-skills.

Практика вузов: подготовка технологической элиты и двойные дипломы

Вторая часть круглого стола открылась выступлением врио ректора КНИТУ Юрия Казакова. В своем совместном с пророектором по учебной работе Дильбар Султановой докладе он рассказал о реализуемых в университете проектах подготовки технологической элиты для предприятий нефтегазохимического комплекса. Эта модель предполагает раннее выявление одаренных заинтересованных ребят, встраивание их в орбиту университета и поддержка выпускников вуза.

В КНИТУ поступают выпускники школ 63 регионов России, вуз проводит пользующиеся большой популярностью всероссийские и международные конкурсы и олимпиады – «Нобелевские надежды», «Будущее большой химии», «Наука без границ», выступает соорганизатором «Олимпиады Газпрома» по предмету «химия». Конкурсное и олимпиадное движение КНИТУ обеспечивает поступление в вуз до 20% мотивированных абитуриентов.

Устойчивым каналом по привлечению талантов является также лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии, где создано два профильных Газпром-класса. Кстати, направленные компанией целевики учатся в вузе по самым востребованным направлениям, а после окончания обеспечиваются работой в Газпроме. Важным конкурентным преимуществом для студентов является возможность получения бесплатно дополнительной рабочей специальности благодаря программе пожертвований «Газпром» – данной опцией ежегодно пользуется порядка 60 студентов. У ребят есть возможность выучиться на слесаря КИПа, лаборанта химического анализа либо машиниста технологических компрессоров.

«У нас большие планы по развитию лицея и строительству нового корпуса, передача земли для которого обсуждалась с Президентом республики Рустамом Миннихановым», – отметил Юрий Казаков и добавил, что в новом учебном году в лицее будет открыт специализированный класс «СИБУР холдинга», к этому событию разработана программа довузовского взаимодействия, включающая сетевую модель предпрофильной подготовки школьников 6-8 классов, индивидуальные образовательные траектории старшеклассников. С участием экспертов «СИБУРа» будут подготовлены команды юниоров по ряду современных компетенций для участия в движении World Skills.

Уже с первого курса талантливые и одаренные ребята вовлекаются в дополнительные образовательные программы школы «Технолидер», которая также поддерживается «Газпромом». Сегодня в вузе внедряются также междисциплинарные образовательные программы в области цифрового инжиниринга химико-технологических процессов и технологического менеджмента проектов (подготовка так называемых «химиков-айшников»), в том числе на английском языке.

В системе дополнительного профессионального образования КНИТУ только за последний год обучено более 9 тысяч слушателей из более чем 30 субъектов России, 12 тысяч граждан обучено в рамках национальных проектов. «Не забываем мы и о повышении квалификации своих сотрудников, а также преподавателей вузов Татарстана и России, – добавил Юрий Казаков. – Благодаря этому, например, в 2020 году 40% ППС вуза были задействованы в реализации программ ДПО». Вуз активно участвует в формировании графика профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций. В свете реализации программы цифровизации образовательного процесса в КНИТУ в последние годы введены в эксплуатацию учебные лаборатории ведущих зарубежных поставщиков оборудования на промышленные объекты России. В частности, в вузе созданы совместные с компанией Yokogawa Electric лаборатории, в планах их дальнейшее программное оснащение и создание до конца года новой. В заключение выступления руководитель КНИТУ поблагодарил руководство республики, «Татнефтехиминвест холдинга», ПАО «Газпром» за системную поддержку КНИТУ, а также представителей компании СИБУР, с которой в настоящее время у вуза складывается хороший диалог и намечены перспективы стать опорным вузом компании. Опытом реализации программы двойных дипломов в КНИТУ-КАИ поделился проректор вуза Андрей Лопатин. Его коллеги выступили с докладами, которые были посвящены новациям (виртуальное прототипирование и др.) в технологиях изготовления различных конструкций и материалов.

Системный подход к подготовке инженерных кадров: опыт СИБУРа

Управляющий директор корпоративного университета компании Рустем Галиахметов со своими коллегами из ПАО «СИБУР» (Москва) поделился опытом трансформации системы профессиональной подготовки инженера в контексте трансформации отрасли. «Всю жизнь я работал на производстве, был и в роли заказчика кадров, а сейчас уже в роли подрядчика Наивно ждать, что к нам на предприятия придут те студенты, которых мы хотим видеть, с нужными нам компетенциями, поэтому здесь необходимо сближение позиций, мы должны более тесно работать с учебными заведениями, ведь это дорога с двусторонним движением. Недавно мы начали более тесно выстраивать работу с КНИТУ, и уже в сентябре состоится совместная сессия с 8 вузами и представителями предприятий СИБУРа – главными заказчиками и потребителями выпускников вузов. Это очень большая работа, и нам есть, куда двигаться».

Рустам Галиахметов очертил векторы трансформации отрасли, отметив, что нефтехимия развивается бурно и стремительно, ее продукция чрезвычайно востребована, за десятилетие товарооборот в ней вырос на 30%, в ней заняты более 15 млн человек, а со смежными направлениями – более 100 млн. В то же время рынок нефтехимического сырья профицитен, много уходит за рубеж, поэтому нужна более глубокая химия, развитие мощностей, более широкая номенклатура продукции. Мощности по переработке строятся, но медленно, есть проекты в стадии реализации у компании ТАИФ, СИБУР. Интерес к нефтехимии проявляют и коллеги из «Газпрома» – все понимают, что за нефтехимией будущее, поэтому тема подготовки персонала чрезвычайно актуальна. Цифровизация вошла в отрасль не так глубоко, как хотелось бы, но запрос на нее растет. Например, на недавно запущенных мощностях в Тобольске (с производительностью 1,5 млн тонн полиэтилена 5500 тыс тонн по полипропилену) используются самые современные технологии. Оснащение активно строящегося Амурского ГХК будет существенно отличаться от того, что есть сегодня на существующих предприятий, – там много цифровых инструментов, производство будет максимально автоматизированным и малолюдным (производительность – 2,7 млн тонн этилена и чуть более 800 человек персонала). Еще один вызов – сложность оборудования и зачастую его безрезервность. Однако ключевым барьером для внедрения новых технологий становится недостаток специалистов, владеющих новыми навыками и технологиями, и здесь на первый план выходят вопросы промышленной безопасности, охраны труда и экологии. Таких изменившихся за последние 10 лет факторов немало, что налагает особые требования к инженерному составу, специалистам, эксплуатирующим наши мощности и, конечно, к их подготовке. В профиле современного специалиста СИБУРа заложено в том числе знание профессионального английского языка и терминологии, IT знания.

Коллеги Рустема Галиахметова – Александр Сесоров, руководитель проектов профессионального развития, и Юлия Воротникова, руководитель направления по работе с молодежью корпоративного университета ООО «СИБУР», – рассказали о сложившейся в компании системе подготовки кадров «от школы до предприятия». В фокусе внимания сегодня – сквозные целевые программы профессионального развития, учитывающие быстроту и скорость изменений в промышленности, формирование заказа во внешнюю среду, дизайн программ высшего образования под целевого заказчика. Ключевым трендом становится индивидуализация обучения, объединение школьников в профильные классы с учетом их способностей, интеграция программ СИБУРа с государственными образовательными стандартами, национальными проектами, дуальными программами, движением WS и др. «Мы собираем всех наших образовательных партнеров под целевой профиль», – отметила Юлия Воротникова.

«СИБУР – крупнейшая компания, которая по мощности скоро войдет в пятерку мировых лидеров нефтехимической отрасли, – заметил модератор круглого стола, врио ректора КНИТУ Юрий Казаков, – и для нас, как образовательной организации, с учетом скорости изменений в отрасли важен взгляд на то, какие навыки требуются заказчикам».

Мансур Галиханов также пригласил всех участников на последующие мероприятия сетевой конференции «Синергия»: с 22 по 24 сентября состоится зарубежная сессия на базе конференции по инженерному образованию ICL-IGIP в Дрездене (в смешанном формате), 15 октября – в Казахстане, в Карагандинском университете, 19-20 октября – в Казани на базе КНИТУ. 2-3 декабря состоится заключительная сессия в НИУ ТПУ в Томске.

Алла Кайбияйнен
Фото: Денис Сафин

Приложение:




Источник: Управление медиакоммуникаций
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram