Решетников Терентий Калентеевич. Научный полк КНИТУ-КХТИ



25.05.2022

В преддверии 77-й годовщины Победы Красной армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов музей истории КНИТУ начинает публикацию материалов под общей рубрикой «Научный полк КНИТУ-КХТИ». В них представлены биографии преподавателей и учёных Казанского химико-технологического института — участников войны. Некоторых из них хорошо помнят в вузе до сих пор, воспоминания о других в значительной степени стёрлись. А ведь все они — защищавшие Родину на фронтах Великой Отечественной, внесшие большой вклад в развитие науки и образования в Татарстане — достойны того, чтобы их имена были сохранены в нашей благодарной памяти. Очерки о героях «Научного полка» подготовил председатель совета по историко-мемориальной деятельности КНИТУ проф. Вильям Петрович Барабанов.

Решетников Терентий Калентеевич
Доцент кафедры химии и технологии высокомолекулярных соединений

Родился 7 ноября 1923 года в починке Федоровском Уржумского уезда Вятской губернии. После окончания средней школы в 1941 году поступил в Пензенское артиллерийское училище. По завершению ускоренного курса обучения в декабре 1941 года был направлен в звании лейтенанта на Калининский фронт.

Из воспоминаний Терентия Решетникова: «Трудно описать в двух словах ощущение первого боя. Все было непривычно и неожиданно, приходилось ориентироваться по обстановке и быстро принимать решения. Сознание того, что мне, 17-летнему мальчишке, была доверена жизнь 15 человек и техника, повышало ответственность. Кругом свистели пули, рвались мины и снаряды. Падали люди, хотелось от свистка каждой пули пригнуться к земле, но страха не было. Шел серьезный бой, и нужно было, меняя огневые позиции, поддерживать пехоту огнем. В первый же день бригада глубоко вклинилась в оборону противника, нанося ему большие потери».

Воевал на Калининском и 2-м Украинском фронтах. Командир взвода, командир батареи, помощник начальника штаба артиллерии дивизии по разведке. Трижды тяжело ранен. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной Войны, медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В 1946 году демобилизован, с 1947 года работает в сельхозотделе Малмыжского горсовета землеустроителем. 1947-1949 гг. — техник-методист, инженер-экономист в тресте «Вяткаполянсклес». В 1949 году был принят на первый курс спецфака КХТИ, который закончил с отличием в 1954 году и был оставлен для работы на кафедре № 42 (ныне ХТВМС). Здесь он проработал 26 лет, сначала — ассистентом, с 1965 года — доцентом.

Терентий Решетников читал лекции по основным направлениям пороходелия. В 1961 году Т. К. Решетников защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Он становится крупным специалистом по изучению баллистических характеристик и эксплуатационных свойств порохов и твердых топлив. Научная группа под руководством Т. К. Решетникова выполняет важнейшие хоздоговорные работы с крупными ведущими предприятиями страны (ОТБ-40, В-2281, НИИ-130, РО «ВНИИ Геофизика», А-9536 и многими другими).

Терентий Калентеевич пользовался большим уважением среди своих коллег и любовью со стороны студентов. Вспоминает студентка группы 10-51, а ныне кандидат технических наук, председатель совета ветеранов КНИТУ, доцент Гузэль Стрекалова:

— Терентий Калентеевич Решетников был удивительно спокойным, рассудительным преподавателем, без суеты, без отвлечения, с военной выправкой, читал лекции на высоком научном и методическом уровне, а нам, студентам, было главное, что все понятно. Его лекции были разложены по полочкам и удивительно систематизированы, так что сдавать экзамены было достаточно просто. Вот один из эпизодов. Это было в 1975 году, на 4-5 курсе, когда мне пришлось выполнять курсовой проект под его руководством. Несмотря на консультации, методические рекомендации по выполнению курсового проекта, настал день, когда нужно было получить доступ к защите. Терентий Калентеевич назначил время 9 утра, когда ему следовало принести проект из спецбиблиотеки на проверку окончательного варианта. Ну а мне ничего не оставалось, как ждать окончательного решения, подпишет руководитель проект к защите или будут доработки. Время к обеду, заглядываю в кабинет, Терентий Калентеевич читает и делает пометки, время к 15:00, все так же, работа продолжается, пока без моего участия. Начинаю нервничать. Время 17:00, Терентий Калентеевич приглашает меня в кабинет для обсуждения. Какого было мое удивление, относительно того, что он прочитал каждую страницу рукописи (в те времена писали вручную и листы прошивались под грифом «секретно»). Как бы заново я со своим научным руководителем прожила выполнение курсового проекта. Какие грамотные советы он мне дал! Пояснил, как нужно строить последовательное изложение материала, чтобы все было логично. То есть все разложил по полочкам не только в рукописи, но и в моей голове. С тех пор, вспоминаю нашу совместную работу с Терентием Калентеевичем, я всегда стараюсь излагать именно так, как он меня учил: сначала — постановка проблемы, целей и задач исследования, выбор методов и инструментов, используемых для выполнения, затем собственные исследования и выводы, полученные в ходе исследования. Комиссия по защите выделила мою работы как лучший дипломный проект и присудила премию в 100 рублей (в те годы это ровнялось месячному окладу инженера).

Хотелось бы отметить еще и такую его черту, как доброе отношение к студентам, очень мягкий голос. Он и замечания делал так по-доброму, что, казалось, это и не замечания, а диалог между студентом и преподавателем, в результате которого формируется правильный вариант решения. Наверное, в этом и есть сила педагогического таланта, научить студента или правильнее сказать, привлечь студента к осознанному выбору правильного решения, что отличает талантливого педагога-практика-ученого, каковым был и запомнился Терентий Калентеевич Решетников.

* * *

Из воспоминаний дочери, профессора Ольги Шипиной:

— Самые любимые часы в моей жизни — это время, проведенное вместе с семьей и, конечно, с отцом. В эти драгоценные часы я впитывала знания, которыми владел папа. Он был высокообразованным и талантливым человеком, любил проводить вечера с дочерьми, всегда находил для этого время, хотя был очень занятым. Активно принимал участие в воспитании моем и сестренки. Часто читал нам прозу и очень любил стихи. Знал наизусть и делился творчеством своего любимого поэта Тютчева. Много и сам слагал удивительные рифмы. Учил нас с сестренкой прекрасной науке — стихосложению. Я без всякого затруднения писала торжественные оды всем родным и друзьям. Папа обладал безупречным слогом, говорил и писал исключительно грамотно и так интересно, что заслушаешься и зачитаешься. Передал мне способность к сочинительству, любовь к литературе, к чтению классической литературы, критическому анализу прочитанного. Его любимые книги всегда занимали самые почетные места в книжных шкафах. Там было место и приключенческой литературе, и фантастике. Папа отлично владел графикой, пастелью, и писал удивительной красоты пейзажи и характерные портреты родных. Знал законы живописи и очень любил Айвазовского. Играл на классической гитаре, на слух подбирал мелодии. Меня записал в музыкальную школу по классу фортепиано, вместе ходили в консерваторию и оперный театр. Вполне хорошо знал немецкий язык и мог объясняться на английском. Скрупулезность во всем помогла ему стать отличным преподавателем и ученым.

Многочисленные ученики и коллеги с большим теплом вспоминают его. Одним из ярких впечатлений в моей памяти стало обучение игре в шахматы. Мне эта наука давалась с некоторым трудом, и только педагогический талант отца открыл мне тайны шахмат. Отец любил жизнь, любил ездить на море, гулять в лесу, путешествовать. Он был очень скромным человеком в быту, не требовал никогда для себя чего-то, но всегда заботился о своей семье. Я горжусь своим отцом.

* * *

Военные годы сказались на здоровье Т. К. Решетникова, он скончался 28 марта 1993 года.



Источник: Управление медиакоммуникаций
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram