Делегация представителей нашего университета приняла активное участие в работе Международной конференции по инженерной педагогике, совмещенной с межвузовским семинаром «Инновационные технологии в инженерном образовании», которая состоялась 14 марта в МАДИ (ГТУ) в Москве.
На базе Московского автодорожного университета уже в течение 19 лет проводятся традиционные семинары, посвященные проблемам совершенствования инженерного образования. Именно здесь был создан и успешно функционирует Российский мониторинговый комитет IGIP – Международного общества по инженерной педагогике под руководством ректора МАДИ В.М.Приходько.
В ходе конференции прозвучали выступления известных ученых, организаторов и практиков инженерного образования (ИО) В.М.Жураковского, А.Н.Соловьева, А.А.Вербицкого, Р.Г.Стронгина, В.С.Сенашенко, Б.И.Бедного, М.Г.Минина, В.П.Шестака, В.Е.Медведева, З.С.Сазоновой и других. Они говорили о проблемах и вызовах ИО, обусловленных дефицитом инновационно-активных инженерных кадров в России, об инновациях в ИО и поддержке государством центров инновационной активности в вузах (изменение ГОС, СУОС, внедрение прикладного бакалавриата, активные методы обучения, e-learning, on-line курсы, внедрение системы CDIO, участие в глобальных рейтингах, технологических платформах, развитие инновационных инфраструктур вузов, поддержка молодых исследователей, введение спец.позиции «стажер-исследователь», общественно-профессиональная оценка качества образования и многое другое). Проблемы с «креативом» у нынешних студентов, необходимость выбора приоритетов и развития прорывных направлений - всё это определяет, по мнению В.П.Шестака, потребность в индикативном планировании ИО, создании элиты ИО, тесной кооперации вузов с бизнесом.
На успешном примере Нижегородской области шла речь о необходимости интеграции ресурсов и усилий университетов, научных организаций и предприятий при решении конкретных инновационных проектов, о развитии исследовательских школ как организационном механизме развития аспирантских программ.
Говорили об обновленной (не очень удачной и еще недоработанной) версии общероссийского классификатора специальностей по образованию, о территориальных и демографических характеристиках систем ВО в России и происходящей реструктуризации сети вузов. Профессор М.Г.Минин из Томска говорил о подготовке преподавателей технического вуза в условиях студентоцентрированного подхода (модульные программы, в том числе по программе IGIP). О том, как развивают модельное мышление инженеров в МФТИ, рассказал его представитель Д.А.Новиков.
Доклад профессора КНИТУ В.В.Кондратьева был посвящен формированию практических компетенций у инженеров в разрезе подходов, лучших практик и опыта нашего университета. Владимир Владимирович подробно остановился на обзоре докладов международной конференции по ИО, состоявшейся недавно в Чехии, и рассказал о трех ступенях непрерывного образования КНИТУ – довузовской, вузовской (с усиленной практикой, тесной интеграцией с промышленностью, сетевым взаимодействии в составе кластера КНИТУ, работой научных групп и международными стажировками) и послевузовской.
В рамках семинара состоялся круглый стол, организованный совместно с редакцией журнала «Высшее образование в России», по проблемам современной аспирантуры и подготовки научно-педагогических кадров (материал об этом в следующем номере ТУ).
Участие в конференции также приняли профессор кафедры методологии инженерной деятельности КНИТУ Ю.М.Кудрявцев и доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности А.А.Кайбияйнен.