КНИТУ поделился опытом внедрения дуальной системы образования


Слово декану факультета СПО И.Зиминой

22.05.2014


19 мая наш университет стал площадкой для проведения Всероссийского методического семинара, посвященного внедрению дуальной системы образования в России. Мероприятие прошло в рамках Второго Национального чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Russia 2014, проводившегося в Казани с 16 по 20 мая. На семинаре были подробно рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения внедрения дуальной системы. Своим опытом, а также разработанной документацией поделились представители научно-образовательного кластера КНИТУ, как одного из победителей пилотного проекта внедрения дуальной системы обучения в России.

Задачей семинара стала консолидация усилий представителей регионов России, внедряющих дуальное обучение в рамках среднего профессионального образования. Модераторами семинара выступили представители ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФИРО) и Агентства стратегических инициатив (АСИ): Екатерина Есенина, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФИРО, и Борис Белков, руководитель проектов АСИ.

Коллеги из КНИТУ и других образовательных учреждений СПО Татарстана представили пакет разработанных, одобренных Кабмином РТ, и уже действующих положений в системе дуального обучения, регламентирующих порядок его организации и проведения, функции обучающего предприятия, институт наставничества, производственную практику и др. Все эти документы опираются на статью 15 Федерального закона «Об образовании», регламентирующую возможность сетевого взаимодействия в процессе обучения. Кроме того, существует федеральная база нормативной документации и документы, разработанные в «пилотных» регионах.

Ирина Зимина, декан факультета СПО КНИТУ, подробно остановилась на определении специфики, целей и задач дуального обучения, основанного на тесном сетевом взаимодействии предприятия и образовательной организации при подготовке кадров, на особенностях его проведения, организационных формах. Как известно, именно дуальное обучение признано сегодня наиболее эффективной и гибкой формой подготовки кадров среднего звена при непосредственном участии самих предприятий.

Правовой документацией и опытом внедрения дуальной системы поделились также Р.М.Сабитов, директор Нижнекамского техникума нефтехимии и нефтепереработки, И.Ю.Верябкина, начальник отдела качества Бугульминского машиностроительного техникума, Л.Х.Вильданова, зам.директора Казанского нефтехимического колледжа им.В.П.Лушникова.

Как подчеркнула проректор КНИТУ по непрерывному образованию Любовь Овсиенко, во всех представленных документах обобщен реальный опыт Татарстана: «Спецификой нашей работы является наличие в республике заинтересованных в дуальной подготовке предприятий нефтехимической отрасли, а также мощного центра – научно-образовательного кластера, объединяющего образовательные организации и предприятия во главе с координационным советом».

Проектом типового Соглашения о сетевом взаимодействии с предприятиями поделились также представители КНИТУ (КАИ).

В ходе семинара развернулась серьезная дискуссия о специфике использования правовой документации, об организационных моментах и проблемах внедрения «дуалки» в разных регионах России. Прозвучало много вопросов от представителей органов управления образованием и образовательных заведений самых разных городов и регионов России: Ярославля, Республики Соха (Якутия), Нижнего Новгорода, Ульяновска, Калуги. К слову, интерес и споры вызвали такие понятия, как индивидуальный ученический договор, производственный экзамен, аттестация выпускников и др.

В конце заседания был сделан ряд важных выводов об условиях успешности внедрения дуальной системы. Это, во-первых, опора на заинтересованное в подготовленных кадрах предприятие, во-вторых, наличие в регионе объединяющего центра – научно-образовательного кластера, как в РТ, либо учебно-методического объединения, куда бы вошли представители различных министерств, работодателей и образовательных учреждений, и, в-третьих, разделение зон ответственности (училище/техникум – предприятие – Центр).

Все возникающие вопросы необходимо решать консолидированно, опираясь на опыт коллег, в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами.

«Каждый регион должен примерить на себя лучший опыт коллег, в частности, из Татарстана, которые сумели сегодня нас расшевелить», - отметила, подводя итоги почти трехчасовой плодотворной работы семинара, Екатерина Есенина.

Руководитель проектов АСИ Б.Белков и ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФИРО Е.Есенина
Выступление проректора по НО КНИТУ Л.Овсиенко
Обсуждение в ходе семинара по внедрению дуальной системы образования



Источник: Пресс-центр, Профком КНИТУ
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram