Семинар «Модель российского научного журнала в современном мире»







11.03.2015


Семинар, посвященный проблемам развития отечественных научных журналов и научных публикаций в свете новых реалий и вызовов, был организован 4 марта на кафедре инженерной педагогики Института дополнительного профессионального образования КНИТУ. Ведущим семинара стал Михаил Сапунов, главный редактор журнала «Высшее образование в России» – ведущего научно-педагогического журнала страны.

Михаил Борисович Сапунов рассказал о том, что сегодня редакции отечественных научных журналов столкнулись со сложной ситуацией, когда к ним стали предъявляться более жесткие маркетинговые требования. Они и определяют стремление журналов соответствовать международным стандартам глобальных индексов цитирования. В свою очередь, для того, чтобы представлять свои научные достижения мировому научному сообществу, авторы статей должны более ответственно относиться к «товарному виду» научной продукции: статьи должны обладать потребительной стоимостью, то есть быть полезными читателям (потребителям), читабельными. То есть возникают новые требования ко всем участникам научно-публикационного процесса – к редакциям, редколлегиям, рецензентам, авторам.

По мнению редактора, будущая модель журнала связана с общей трансформацией взглядов общества на суть образования: благо это или услуга? «Наш журнал всегда позиционировал себя как некое коммуникативное поле, как институт научного общения. Отсюда вытекала соответствующая идеология и политика деятельности редакции с акцентом на укрепление и развитие единого научно-образовательного пространства России. Сейчас эту идеологию, по-видимому, придется скорректировать».

Стратегия развития журнала может сегодня строиться по-разному. Если рассматривать журнал как коммерческий проект – это одно, если как орган и инструмент развития профессионального сообщества – другое. К примеру, как социальный институт, журнал всегда стремился привлечь как можно больше авторов – практиков образования. Однако сейчас ситуация меняется, и журнал должен соответствовать прежде всего наукометрическим параметрам. Поэтому выстроить новую модель журнала – это общая забота научного сообщества: работников редакции, авторов, читателей, экспертов.

«Наша задача сегодня – совместить в своей деятельности два этих дискурса, - рассуждает М.Сапунов. - Для этого нужен диалектический подход: умение думать одновременно и об истине, и о критериях научности, и о расширении научного сообщества, и о потребительской стоимости статьи, её пользе для читателей, и о доступности, т.е. возможности свободного поиска опубликованной статьи в сети».

Процесс коммерциализации научных журналов, естественно, будет продолжаться: статьи должны быть «покупаемыми», а потому журнал будет отбирать статьи, которые будут цитироваться, публиковать авторов с высоким индексом Хирша. «Товарный вид статьи» означает необходимость более четкого структурирования материала, представления методологии, обоснования, выводов и т.д., дурным тоном считается самоцитирование. Однако важно, чтобы при этом смысл научной работы не свелся к повышению индекса Хирша, РИНЦ.

Естественно, научные статьи могут представлять результаты как фундаментальных, так и прикладных исследований. В журнале «Высшее образование в России» более 70% статей носят прикладной характер, являются практикоориентированными. «Кроме того, на страницах нашего журнала педагог может предъявить свою рефлексию, продемонстрировать феноменологию своей преподавательской работы».

Меняется роль самого редактора, который всегда помогал автору совершенствовать статью, пригодную для публикации в журнале. Теперь, выполняя функции менеджера, он обязан отправлять материалы на рецензирование (двойное «слепое» рецензирование). Для этого необходимо наличие профессионального экспертного сообщества, соответственно, должна меняться функция редколлегии журнала. Сформировать сообщество квалифицированных рецензентов – это одна из серьезных задач современного журнала. Без помощи наших читателей здесь не обойтись.

Редактор посоветовал авторам более широко пользоваться электронными Интернет-ресурсами. Например, консорциум НЭИКОН (neicon.ru) дает много полезной информации о том, как должна делаться статья, о приведение ее в соответствие с требованиями журналов и т.д. Кстати, с 26 по 29 мая в Санкт-Петербурге пройдет 4 международная научно-практическая конференция «Научное издание международного уровня-2015: современные тенденции в мировой практике редактирования, издания и оценки научных публикаций».

Большие возможности для авторов предоставляет научная электронная библиотека eLibrary – в ее базе есть все российские журналы, а также профильные издания на английском языке, библиотека предоставляет большие возможности для поиска ссылок, цитирований и т.д.

В обсуждении поднятых проблем приняли участие профессора В.Г.Иванов, П.Н.Осипов, Ф.Т.Шагеева, Л.М.Богатова, С.В.Барабанова, редактор газеты «Технологический университет» А.А.Кайбияйнен и другие.

«Тема эта – горячая, и все эти проблемы могут быть решены только общими усилиями редакции журнала, читателей и авторов, - отметил в заключение Михаил Сапунов. - При этом мы не должны потерять главное – журнал как пространство живого обсуждения проблем высшего образования».



Источник: Пресс-центр
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram