В КНИТУ обсудили вопросы преподавания дисциплины «Процессы и аппараты химической технологии»



23.11.2017


21-22 ноября в КНИТУ прошёл семинар-совещание заведующих кафедрами, на которых преподаётся дисциплина «Процессы и аппараты химической технологии» в рамках укрупнённой группы специальностей и направлений подготовки 18.00.00 «Химические технологии».

В мероприятии приняли участие представители технических и технологических университетов из Москвы (РХТУ им. Д. М. Менделеева, РГУ им. А. Н. Косыгина, МИРЭА, РГУ нефти и rаза (НИУ) имени И. М. Губкина, а также его филиал в Оренбурге), Казани (КНИТУ), Санкт-Петербурга (СПбГТИ(ТУ), СПХФА), Перми (ПНИПУ), Иванова (ИГХТУ), Иркутска (ИНИТУ), Кирова (ВГУ), Белгорода (БГТУ имени В. Г. Шухова) и Уфы (УГНТУ, а также его филиал в Салавате).

Место проведения мероприятия было выбрано неслучайно. История кафедры ПАХТ в КНИТУ началась ещё в 1933 году, когда здесь была открыта кафедра общей химической технологии и процессов и аппаратов химической технологии. Кафедра с богатыми традициями научных исследований и педагогической деятельности, с высококвалифицированным коллективом имеет большой авторитет в академической среде, а также среди предприятий химической промышленности. Об истории кафедры рассказал её заведующий, профессор Александр Клинов.

В центре внимания выступающих оказались вопросы подготовки нормативной базы для организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++, организация учебного процесса при преподавании ПАХТ бакалаврам и при подготовке аспирантов по одноимённой специальности, опыт организации работы кафедр ПАХТ в современных условиях.

Семинар-совещание проводилось под председательством Виталия Аристова, председателя федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 18.00.00 «Химические технологии», заведующего кафедрой технологии переработки пластмасс РХТИ имени Д. И. Менделеева.

В своём докладе он затронул текущие вопросы подготовки бакалавров в области химической технологии, преподавания ПАХТ по ФГОС 3++ в сравнении с образовательным стандартом предыдущего поколения, перечень компетенций и т.д. 

С обстоятельным докладом, посвященном химической технологии и химической инженерии, подготовке специалистов в этой сфере, выступил советник ректората профессор Сергей Дьяконов, возглавлявший кафедру ПАХТ с 1983 по 1997 гг.

- На то, чем мы сегодня занимаемся, надо взглянуть из будущего, отметил он. Стоящая перед нами задача — переход с четвёртого на пятый технологический уклад, к экономике знаний. Ее инфраструктура — эффективные государственные институты, высококачественное образование, сильная фундаментальная наука, эффективный научно-технический венчурный бизнес, высококачественный человеческий капитал, производство знаний и высоких технологий, инфраструктура реализации идей от фундаментальной науки до инновационного производства и потребителя. Из этого перечня, полагает Сергей Германович, мы, по сути, обладаем только человеческим потенциалом. Более того, из нашей традиционной триады — фундаментальная наука, прикладная наука и промышленность — выпала прикладная наука. Нет прикладной науки, не может быть нового оборудования, сокращается и фундаментальная наука.

Но выход, уверен профессор, есть. Сейчас активно развивается компьютерный инжиниринг — совокупность методов и средств практического решения инженерных задач с помощью компьютерной техники и прикладных информационных технологий. Без компьютерного инжиниринга немыслимы уже целые отрасли промышленности, однако его внедрению в химические технологии препятствует ряд принципиальных ограничений, связанных со сложностью производства вычислений для моделирования процессов в реальных химических аппаратах.

Появление химического инжиниринга «от колбы химика к промышленному аппарату», подчеркнул Дьяконов, — залог не только перехода к пятому технологическому укладу, но и выживания нашей страны. Для этого должны быть разработаны математические методы, необходимые для цифрового представления процессов, но особенное внимание следует уделить высшему образованию «процессщиков».

Оно, как указывает профессор, должно быть непрерывным, но в тоже время фундаментальным, а для обеспечения этого необходимо начать профилирование фундаментальной части образования под химическую технологию — вот настоятельное требование времени. Виртуальные продукты позволят будущим инженерам полностью проводить работу по расчёту и внедрению любых проектов, а важность опыта именно собственной работы здесь невозможно переоценить.

— Моё пожелание пятому поколению процессщиков: надо разработать химико-технологический инжиниринг, только он будет настоящим инструментом понимания для студента, — так завершил С. Г. Дьяконов своё выступление.

Участники семинара-совещания также провели круглый стол «Обсуждение примерной программы по дисциплине ПАХТ по направлению подготовки 18.00.00 «Химические технологии», встретились с руководством и познакомились с деятельностью инженерно-внедренческого центра «Инжехим».

Денис Сахарных, Дарья Рахматуллина
Фото: Денис Сахарных



Источник: Пресс-центр
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram