12.02.2018
Вы можете задать вопрос любому из кандидатов, заполнив электронную форму. Ответы будут публиковаться на данной странице по мере их поступления.
1. Какие решения будут приняты для снижения бюрократической нагрузки на работников университета? Любой документ, требующий под подписи выше заведующего кафедрой приходится визировать / оставлять на подпись и т. д. Подписание документа затягивается на несколько дней, и визитов в А корпус, хотя это время можно было использовать более эффективно (Иван Анашкин)
Ответ Венеры Хамматовой
Проблема действительно актуальна для нашего вуза. Для снижения бюрократической нагрузки, предлагаю организовать систему документооборота по принципу «одного окна» и установить максимальный срок подписания документов – не более трёх дней.
Ответ Владимира Петрова
Злободневный вопрос, с которым сталкиваюсь часто сам! Он частично стал решаться с внедрением электронного документооборота. Надо к нему привыкнуть и хорошо освоить. Надеюсь это решит проблему. Но иногда бюрократия нужна тоже.
Ответ Cергея Юшко
В конце прошлого года мы, наконец, осуществили долгожданный переход на удобную общереспубликанскую систему электронного документооборота «Практика», доступ к которой сейчас имеют руководители всех подразделений КНИТУ. С её введением срок визирования многих документов сократился буквально до нескольких часов. Кроме того самих согласующих стало значительно меньше: аппарат управления стал более мобильным – сейчас в КНИТУ всего 4 проректора, хотя еще год назад их было 12. В настоящее время проводится масштабная работа по совершенствованию регламентов и определению чётких траекторий документооборота. Уверен, её результаты положительно оценят все сотрудники вуза.
2. Для студентов важным вопросом является самообеспеченность в материальном плане. Будут ли развиваться модели и формы вовлечения молодежи в трудовую деятельность? (Каримуллин Ильнур Ильгизович, студент кафедры ПНТВМ)
Ответ Венеры Хамматовой
В настоящее время существует острая необходимость развития новых форм организации труда молодежи, адекватных духу рыночных отношений, стимулирующих у молодых людей предприимчивость, позволяющих им на практике приобщиться к работе в условиях рынка и начинать зарабатывать начиная со студенческой скамьи.
В нашем вузе планируется развивать модели и формы вовлечения молодежи в инновационную трудовую деятельность, в зависимости от видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники: научно-исследовательская, организационно-управленческая, производственно-технологическая, проектная, творческая и т. д.
В частности, для реализации проектной, творческой и организационно-управленческой деятельности, в вузе планируется организовать «коворкинг», представляющий собой сообщество студентов различных направлений подготовки, которые объединяются в команду с целью выполнения перспективных инновационных проектов, например, в области нефтедобычи и нефтепереработки, нефтехимии, машиностроении, IT-сфере, легкой и пищевой промышленности и др. Таких команд можно организовать несколько. Студентам в них будет комфортно работать и просто интересно проводить время. Свои проекты они могут предлагать как крупным, так и малым предприятиям страны и региона, или, например, в Инвестиционно-венчурный фонд РТ. Вуз окажет в этом необходимую помощь.
Научно-исследовательскую деятельность можно реализовать в конкурсе «50 инновационных идей», в рамках трёх программ «Старт» с финансированием от 1 до 4 млн рублей. Номинанты конкурса могут заявляться на дальнейшее финансирование по программе «Идея-1000» (реализуется ИВФ совместно с Фондом содействия инновациям и ИПТ «Идея») и получить до 6 млн. рублей инвестиций для продолжения научно-исследовательской работы.
Кроме того, совместно научным руководителем, Вы можете участвовать в конкурсах грантов РНФ и РФФИ. Финансирование по ним составляет от 0,5 до 6 млн рублей ежегодно. Главное ваше трудолюбие и новые идеи!
Ответ Владимира Петрова
Вопрос трудоустройства для студентов очень важен! К сожалению есть ряд ограничений по работе очных студентов и не все студенты готовы работать в лабораториях университета.
Вместе с тем, привлечение как можно большего количества студентов к выполнению научных и бизнес проектов - одна из стратегических целей развития университета!
Ответ Сергея Юшко
Возможности заработать деньги у студента есть, причём делать это можно не выходя за пределы университета. В КНИТУ на сегодняшний день около 700 студентов получают всевозможные повышенные стипендии, создана система поддержки грантовых заявок молодых ученых, плюс вы можете принять участие в работе над исследовательскими проектами, реализуемыми на коммерческой основе. Что для этого нужно? Как минимум установить контакт с учёными – организаторами таких проектов, наверняка они есть на вашей кафедре и очень вероятно, что им нужны «дополнительные руки».
Сейчас в России действует целая сеть институтов развития. Наиболее крупными являются «Роснано», «РВК», «Фонд содействия инновациям». Кстати, последний активно работает в Татарстане через площадку технопарка «Идея», поддерживая инноваторов и изобретателей на любой стадии: от возникновения идеи до расширения действующего производства. Вообще у нас в республике действует масса инновационных площадок - от компактных бизнес-инкубаторов до грандиозных по своим масштабам особых экономических зон и зон опережающего развития. Нам с вами повезло. Деятельность большинства из них тесно связана с образовательными и научными направлениями КНИТУ, так что зарабатывать деньги и приобретать необходимые для дальнейшей карьеры опыт, компетенции и связи можно уже сейчас, что самое важное - без ущерба учёбе.
3. Когда вы станете ректором, что изменится? будут ли отремонтированы аудитории и лаборатории? или мы так и будем заниматься в бункерах, как после бомбежки? Будет ли закуплено оборудование, банально проекторы и компьютеры, не говоря уже о допотопных железных ящиках, которые кто-то называет учебным оборудованием. И мы так же будем слушать никому не нужные лекции о технологиях послевоенного времени(не все, конечно, но есть). Спортзал, столовые - тоже все на уровне совка. Какие перспективы нас ждут? (анонимно)
Ответ Венеры Хамматовой
На данный момент перед вузом стоят две острые задачи. Первая: ремонт аудиторий и лабораторий во всех учебных корпусах с привлечением профильных предприятий и попечителей университета. Вторая: оснащение лабораторий кафедр новейшим оборудованием. Их реализация планируется в ближайшие три года. По дорожной карте направлений подготовки выделяются небольшие средства на приобретение учебного оборудования. В рамках этих денег можно закупить недорогое учебное оборудование, проекторы и компьютеры.
Дорогостоящее оборудование можно закупить в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы», а для этого необходимо кафедрам подавать заявки и участвовать в конкурсах по мероприятиям 1.3 и 1.4, а также вместе с индустриальным партнером в рамках постановления Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы „Институциональное развитие научно-исследовательского сектора“ государственной программы Российской Федерации „Развитие науки и технологий“ на 2013—2020 годы».
Лекции по технологиям послевоенного времени Вам дают, наверное, для общего развития, чтобы показать, насколько технологии изменились на сегодняшний день. В рамках конкурсной программы на соискание гранта Правительства Республики Татарстан «Алгарыш» по категории «Учреждения высшего профессионального образования», руководители научных направлений смогут оформить заявку и пригласить ученых для чтения лекций по интересующей нас тематике.
Спортзал, столовые — тоже все на стадии проектирования и обсуждений. В перспективе, в первую очередь ремонт намечается в столовых, а затем и в спортзалах. Все сделать сразу не возможно, т. к. все упирается в финансирование.
Ответ Владимира Петрова
Все поставленные вами вопросы понятны. Процент новых аудиторий, оснащенных новым оборудованием с каждым годом растет. Университет очень большой и переоснащение идет медленнее чем этого хотелось бы! Этот процесс не остановится, а будет наращиваться! Это несомненно!
Ответ Сергея Юшко
Во многом согласен с вами: оснащенность оборудованием и качество ремонта некоторых аудиторий и лабораторий вовсе не такое, какого бы нам всем хотелось. Верно и то, что исследовательское оборудование современного уровня, которым располагает сегодня КНИТУ, студентам практически недоступно – оно постоянно в работе у сотрудников кафедр и аспирантов, ведущих научную работу, плюс есть немало нюансов в его эксплуатации.
Но эту ситуацию мы хотим и будем менять! Буквально недавно мы одержали очень значимую победу – Минобрнауки России одобрило нашу заявку на закупку нового учебного оборудования, его монтаж начнётся уже в ближайшее время. Завершается реконструкция первого этажа корпуса «А», это лицо нашего университета. Вообще целый ряд работ по модернизации внутренних пространств КНИТУ сейчас на стадии обсуждения и проектирования.
Обновляются и лекционные курсы, которые будут введены в учебный процесс уже со следующего семестра. На сайте университета недавно был открыт доступ к дистанционным курсам, на них уже записалось более 11 тыс. слушателей. Хорошей традицией стало приглашение для чтения лекций зарубежных преподавателей. Да, их пока немного, но это направление развивается, и от вас здесь также необходимы перемены, новые компетенции: как минимум это уверенное знание английского языка, чтобы полноценно участвовать в занятиях с иностранными профессорами. Так что работа идёт, КНИТУ обновляется.
4. Как, по вашему мнению, возможно решить проблему коррумпированной процедуры заселения в общежития? Особенно вопрос касается института легкой промышленности (анонимно). 5. Хотелось бы узнать у наших будущих ректоров, к какому сроку построят новые общежития и к студентам не будет такой агрессии при заселении (анонимно)
Ответ Владимира Петрова
Вопрос коррумпированности, если он есть, можно решить очень просто! Заселение должно заниматься студенческое самоуправление ДАС с участием профсоюза, как это происходит в ДАС № 6.
Вопрос о строительстве нового общежития - первоочередной! Сложный! Для этого нужны финансы и земельный участок. В ближайшей перспективе выходом из данной ситуации может создание банка недорого коммерческого жилья.
Ответ Венеры Хамматовой
Наш университет готовит специалистов для всего Поволжья и Урала, поэтому необходимо создать комфортные условия для приема лучшего контингента абитуриентов из соседних республик и областей. Вопрос по финансированию строительства нового общежития надо прорабатывать на уровне Министерства образования и науки РФ. В случае успешного вхождения в программу на получение федеральных субсидий, новое общежитие может быть построено к 2021 году. Важна в этом проекте и помощь спонсоров — ведущих профильных компаний региона, заинтересованных в перспективных выпускниках КНИТУ.
В случае возникновения проблем с заселением обращайтесь с заявлением в ректорат. Вообще же считаю правильным, чтобы процедуру заселения контролировал ССА КНИТУ.
Ответ Сергея Юшко
Вопрос по общежитиям я держу под постоянным контролем, ведь все мы понимаем, что КНИТУ сейчас остро нуждается в новом жилом корпусе. Соответствующая заявка подана в Минобрнауки России, но боюсь, процесс ее рассмотрения и утверждения может занять длительное время. Поэтому параллельно мы начали проработку альтернативной программы по обеспечению жильем нуждающихся студентов и аспирантов. Сейчас рассматривается вопрос строительства нового ДАС с привлечением механизма концессии, уже ведутся переговоры с потенциальными партнёрами и инвесторами. Также мы будем поддерживать проекты студенческой секции профкома КНИТУ по поиску выгодного арендного жилья.
Что касается злоупотреблений при заселении, то хочу сказать, что всем первокурсникам, поступившим на очное отделение бюджетной формы обучения, место в общежитии предоставляется ГАРАНТИРОВАННО! Но если вдруг вы столкнулись со случаем вымогательства, незамедлительно обращайтесь за помощью в центр противодействия коррупции КНИТУ или ко мне напрямую. Ни в коем случае не идите на поводу у недобросовестных людей, мы должны полностью искоренить все остатки подобных проявлений!
6. [Вопрос Сергею Юшко] В каждой академической группе есть старосты, они несут ответственность за своих студентов, берут на себя общественную нагрузку. Раньше была небольшая, но весьма приятная надбавка к стипендии, но ее отменили. Планируется ли вводить эту надбавку заново? (анонимно).
Ответ Сергея Юшко
В 2016 году произошло изменение законодательства и согласно действующей нормативно-правовой базе ни один государственный вуз в России не может сейчас назначать дополнительные выплаты студентам, занимающим должность старосты группы. Все возможные виды стипендий и надбавок, а также порядок их выплат регламентируются приказом Минобрнауки России от 27.12.2016 № 1663, а также Положением КНИТУ о стипендиальных и других стимулирующих выплатах обучающимся. А вообще староста группы — это, как правило, лидер, человек с активной жизненной позицией. Уверен, вы сможете достойно проявить себя и свой организаторский талант в конкурсах для молодёжи любого уровня — от внутренних университетских до крупных федеральных. Ещё одним перспективным направлением может стать ваше участие в составе научной группы или инновационного стартапа — поверьте, в таких командах чрезвычайно необходим деятельный организатор, своеобразный мотор, обеспечивающий связь с институтами развития, например, такими как «Фонд содействия инновациям». Если вы староста группы, значит, у вас уже есть все необходимые для этого навыки: взаимодействие с деканатами и студенческим активом — это отличная школа организаторских компетенций. Зайдите на сайт fasie.ru, ознакомьтесь с реализуемыми программами поддержки и возможно именно у вас родится идея как собрать группу единомышленников и реализовать новый проект.
7. Здравствуйте. Вопрос связан с материальной поддержкой в университете. Раньше материальную помощь студентам и аспирантам платили 2 раза в семестр каждому. В течение двух лет, 2016-2017 и сейчас платят один раз в семестр. Скажите, с чем это связано и будет ли возвращена мат. поддержка в прежнем виде? И планируете ли вы увеличивать материальную помощь студентам и аспирантов с дальних уголков страны? (анонимно)
Ответ Венеры Хамматовой
Материальная поддержка в университете осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1390 «О формировании стипендиального фонда» и п. 9.4 Положения ФГБОУ ВО «КНИТУ» от 31.01.2017 «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся». Материальная поддержка нуждающихся студентов и аспирантов осуществляется за счет выделяемых университету дополнительных средств федерального бюджета в размере 25 % от стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в федеральном бюджете. Материальная помощь в связи с большим количеством нуждающихся студентов и аспирантов может выплачиваться не чаще одного раза в семестр. Периодичность выплаты материальной помощи в указанном случае определяется стипендиальной комиссией университета. Увеличить материальную помощь студентам и аспирантов с дальних уголков страны университет не имеет возможности. Но существует несколько видов стипендий (за отличную учёбу, за достижения в спорте, творчестве, общественной деятельности или науке), и сумма такой поддержки для студентов значительно отличается. Поэтому университет старается дополнительно поощрять усердных и одаренных студентов, чтобы все их свободное время было направлено на научное развитие и для выстраивания дальнейшей карьеры.
Ответ Владимира Петрова
И сейчас материальную помощь можно получать два раза в семестр, но желающих так много, а фонд ограничен. Поэтому стараемся дать материальную помощь как можно большему количеству нуждающихся!
Ответ Сергея Юшко
Материальная помощь нуждающимся студентам и аспирантам бюджетной очной формы обучения, согласно действующему положению о стипендиальном обеспечении, оказывается не более двух раз в семестр. Денежный фонд материальной поддержки в КНИТУ согласно законодательству (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») составляет 25 % от стипендиального фонда. Матпомощь выдаётся, исходя из степени нуждаемости, описанной в заявлении, которое обучающийся подаёт в деканат своего факультета. За последние два года количество заявлений увеличилось более чем в полтора раза, что затрудняет выдачу материальной помощи всем нуждающимся. Формулировка «не более двух раз» предусматривает выдачу материальной помощи один раз и только «при особых обстоятельствах» второй раз. Что касается материальной поддержки иногородних студентов и аспирантов, то для них выплаты назначаются стипендиальной комиссией факультета. Размер выплат может достигать 8 000 рублей.
Вне зависимости от региона или страны, откуда вы приехали учиться в КНИТУ, хочу обратить внимание всех студентов на целый ряд повышенных стипендий, которые назначаются у нас как за отличную учёбу, так и за достижения в спорте, творчестве, общественной деятельности или науке. Их размер достигает 15 000 рублей. Думаю, это хороший мотиватор для успешной учёбы и весомая финансовая поддержка, что особенно важно не единоразовая, а ежемесячная — выплаты производятся в течение всего семестра.
8. Я студентка из Узбекистана. Хочу после окончания учебы получить хорошую работу или у себя, или в Татарстане, мне здесь нравится. Но нашим трудоустройством никто заниматься не хочет. Что Вы думаете про эту ситуацию? Мы ведь тоже выпускники КНИТУ! (анонимно)
Ответ Венеры Хамматовой
Вам необходимо обратиться в ауд. А-301 (отдел содействия трудоустройству выпускников), где имеется информация о наличии вакантных рабочих мест и заявки на выпускников университета. Если имеется заявка на выпускников с Узбекистана, то Вам обязательно предложат вакансию. В случае отсутствия таких заявок Вы можете ознакомиться с заявками от предприятий Татарстана
В общем виде процесс трудоустройства выглядит так: поиск вакансий, рассылка резюме, собеседование (и, вероятнее всего, не одно), заключение трудового договора. Этот путь проходят как соискатели-россияне, так и те, кто приехал из других стран. Однако между ними есть существенное отличие: первым достаточно просто методично выполнять действия, а вторым еще нужно заручиться документами, которые дают право работать в России (разрешение или патент).
Далеко не все работодатели готовы принять иностранца: им также необходимо получить разрешение, которое дает право заключать трудовые договоры с выходцами из других государств. Впрочем, работодателю не требуется получение разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, если мигрант является высококвалифицированным специалистом или членом семьи высококвалифицированного специалиста, получает образование в российском вузе по очной форме обучения, является сотрудником филиала / дочерней организации / представительства компании, зарегистрированной на территории государства-члена ВТО, прибыл из страны, с которой установлен безвизовый режим въезда на территорию РФ.
Ответ Владимира Петрова
Иностранному гражданину, каковым вы являетесь, чтобы трудоустроиться, нужно иметь соответствующую визу или оформить гражданство РФ. Не все предприятия и организации, к сожалению, могут предложить работу иностранцу из-за правовых ограничений. Вместе с этим в университете работает отдел содействия трудоустройству выпускников (А-301), который имеет обширную базу вакантных рабочих мест на предприятиях РТ и РФ.
Ответ Сергея Юшко
У студентов КНИТУ есть отличная возможность наладить контакты с потенциальным работодателем ещё во время учебы. Проще всего сделать это в ходе прохождения практики на предприятии. Помимо этого, ежегодно в апреле университет проводит масштабное мероприятие по трудоустройству выпускников. Как правило, в нем принимают участие представители широкого спектра работодателей, с которыми можно встретиться и обсудить перспективы своего трудоустройства. Кроме того, в течение всего года в университете проходят встречи с представителями компаний-работодателей. Информацию о предстоящих встречах можно получить в деканатах.
И, конечно, не забывайте про рассылку резюме по компаниям, для которых ваше направление подготовки является профильным. Для составления резюме рекомендую использовать портфолио, доступное каждому обучающемуся в личном кабинете на сайте КНИТУ.
Если остались вопросы, смело обращайтесь в отдел содействия трудоустройству выпускников, он находится в корпусе «А», кабинет 301. Там же вы всегда можете узнать о текущих заявках на выпускников по получаемой вами специальности.
Если вы иностранный гражданин, вам при взаимодействии с работодателями, разумеется, необходимо будет учитывать особенности миграционного законодательства.
9. [Вопрос Сергею Юшко] Здравствуйте, Сергей Владимирович! Такой вопрос: почему отменили социальную стипендию иностранным гражданам? Спасибо (Владимир Ким).
Ответ Сергея Юшко
С 1 января 2017 года произошли изменения в законодательстве, согласно которым государственную социальную стипендию имеют право получать только граждане Российской Федерации. Это касается абсолютно всех вузов страны.
Однако здесь важно дополнить, что иностранные студенты и аспиранты, обучающиеся по квотам Правительства Российской Федерации или поступившие на общих основаниях на очную бюджетную форму обучения, имеют право на получение материальной помощи. По вопросам её получения вы можете обратиться в деканат своего факультета или в Профком КНИТУ.
10. Будут ли в будущем увеличения бюджетных мест в аспирантуру? (анонимно)
Ответ Венеры Хамматовой
Распределение бюджетных мест в аспирантуру среди вузов РФ происходит на конкурсной основе. Чем больше выполненных целевых показателей у вуза, тем больше дается бюджетных мест в аспирантуру.
За последние годы доступность аспирантуры для выпускников предыдущих уровней образования поднялась с 3 % в 2013 году до 6,5 % в 2016 году. Как сообщает Минобрнауки России, количество бюджетных мест, будет расти, и прежде всего — по инженерным специальностям. Проблема в том, что процент выпускников аспирантуры, защищающих в дальнейшем диссертацию, не превышает трети. Данный показатель говорит о необходимости повышения ответственности, мотивации и целеустремленности поступающих в аспирантуру.
Ответ Владимира Петрова
Количество бюджетных мест, выделяемых Министерством образования и науки РФ зависит в том числе и от её эффективности! Это значит — защиты в срок. Кроме этого, количество выделяемых мест зависит от хорошего обоснования их необходимости. Целевые места, которые предприятия заказывают вузу, тоже одна из форм увеличения мест в аспирантуру.
Ответ Сергея Юшко
Число бюджетных аспирантских мест, выделяемых вузам, связано с эффективностью аспирантуры. В настоящее время практически во всех вузах России, и КНИТУ пока не исключение, процент аспирантов, выходящих на защиту сразу после окончания срока обучения, оставляет желать лучшего: 20-25 % уже считается высоким результатом. А зависимость здесь прямая: будет расти процент защит — будет выделяться больше бюджетных аспирантских мест! Мы в свою очередь начали серьёзную работу над повышением эффективности аспирантуры и более активному включению молодых учёных КНИТУ в программы поддержки их исследований такими институтами развития? как «Роснано», «РВК» и «Фонд содействия инновациям». Всегда ждём мотивированных ребят, готовых заниматься наукой как основным видом деятельности и рассматривать её как источник дохода — стабильного и высокого!
11. Интересует ситуация с диссертационными советами: будут ли функционировать все советы после выборов ректора, и когда они будут функционировать в новом составе (некоторые руководители советов уже не являются сотрудниками вуза)? (анонимно)
Ответ Сергея Юшко
Диссертационные советы создаются не по приказу ректора, а по решению Минобрнауки России. Оно же проводит мониторинг их эффективности, основываясь на показателях научной деятельности как членов диссертационных советов, так и организаций, на базе которых советы созданы. Ход выборов ректора и их результаты на судьбу советов никак не повлияют.
В настоящее время в России действует План мероприятий (дорожная карта) по оптимизации сети диссоветов. Если говорить про советы, открытые в КНИТУ, то на первом этапе оптимизации, по результатам отчётов за 2017 год, будут оцениваться советы по химии и химической технологии (у нас их пять). Советы могут быть продлены или закрыты после 1 июня 2018 года. На втором этапе, по отчётам за 2018 год, оценят остальные восемь советов (по компрессоростроению, деревообработке, математическому моделированию, технологии легкой промышленности, педагогическим и экономическим наукам). Их судьба решится к 1 сентября 2019 года.
То, что советом руководит учёный, не являющийся штатным сотрудником организации, препятствием для работы совета не является (это разрешено действующим Положением о присуждении ученых степеней).
Рейтинг наших советов — высокий, мы смотрим на перспективы продолжения их работы с оптимизмом.
12. Как предполагаете искоренять порочную зависимость зарплаты преподавателя и качество обучения? Звучит хорошо, что есть такая зависимость, однако в университетах она превратилась нечто порочное с обратным эффектом. Поясняю: сейчас студенты поняли что они бессмертные и их не отчисляют (они ходячие деньги вуза), поэтому могут копить долги и не особо пытаться их закрывать. К моменту защиты диплома либо преподаватель не выдержит такого количества бессмысленного хождения студента на сдачу долгов, либо ему сверху намекнут, что надо бы снизить планку вопросов (которая и так ниже плинтуса), иначе по данной специальности снизят приём на бюджет. Можно встать в позу и быть принципиальным и не снижать требования (качество обучения), однако следствие не радует никого: снижение приема => сокращение ставок (или снижение зарплаты). Самый вред ситуации, что студенты поняли своё бессмертие и пользуются этим абсолютно не пытаясь, что-то сдавать. Это теперь не их проблема, а проблемы преподавателей и деканатов. (анонимно)
Ответ Венеры Хамматовой
Согласна, эта проблема существует не только в нашем вузе, но и во многих вузах РФ. Ее усугубляют снижение количества высокобалльников из-за снижения качества образования в школах, увеличение соотношения числа студентов и преподавателей в вузе, что привело к уменьшению индивидуальной работы со студентами, снижение недельной нагрузки и перевод часов в СРС (в свободное время студенты не занимаются внеаудиторной самостоятельной работой, а ищут места подработки на стороне). И пока не изменится общая система подушевого финансирования, устранить проблему своими силами невозможно. Но можно наладить систему подготовки школьников в профильных классах с участием вузовских преподавателей соответствующих кафедр (то есть проводить не менее 25 % учебной нагрузки по дисциплинам ЕГЭ на условиях почасовой оплаты) в рамках нового проекта «Билет в будущее», предложенного Президентом РФ В. В. Путиным. Таким образом, мы сможем скорректировать качество образования в школах и подготовить своих высокобалльников.
Ответ Владимира Петрова
На мой взгляд, на качество обучения влияют два ключевых фактора.
1. Качество среднего образования, то есть качество абитуриента, определяющееся баллом ЕГЭ. На значение балла ЕГЭ абитуриента можно повлиять? повышая уровень образования в школе. Университет этим занимается и достаточно успешно, создавая университетские классы, проводя олимпиады и т.п. Кроме этого необходимо проводить выбор среди выпускников и привлекать в университет высокобальников! Это можно сделать, реализуя инновационные образовательные проекты по различным направлениям. Одним из таких проектов, реализуемых в настоящее время в КНИТУ, является «Золотой набор для "Оборонки».
2. Индивидуализация обучения, имея ввиду, уменьшения соотношения преподаватель:студент с 1:12 до, например, 1:6. Не секрет, что ведущие технологические вузы мира (Кембридж, MIT и т.п.) имеют такой показатель, а некоторые и еще меньше. Это позволит преподавателям больше времени уделять талантливым студентам.
Есть и другие факторы, но если эти две задачи будут решены, я думаю, исчезнет большинство проблем, затронутых в вопросе.
Ответ Сергея Юшко
Проблемы, о которых вы говорите, реальны. В 2011-2012 году российские вузы перешли на нормативно-подушевое финансирование. Прошло уже немало времени, а сложности остаются, отсюда и недовольство известной части преподавателей и руководителей образовательных учреждений. Но введение подушевого финансирования — это не отдельная самостоятельная реформа. Это лишь одна из составляющих, хотя и очень важная, всего масштабного процесса трансформации высшего образования, наряду с разделением обучения на бакалавриат и магистратуру, введением зачётных единиц, зачислением в вузы по итогам школьного обучения, индивидуализации образования, развитием дистанционного обучения, образования в течение всей жизни и иными изменениями, направленными на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего международным стандартам и требованиям модернизированной экономики. Так что вопрос стоит не об отдельной частной проблеме, а об отладке сложной системы целиком.
Пока же наша задача, задача всего университета — привлекать наиболее способных абитуриентов. По итогам прошлой приёмной кампании нам удалось заметно увеличить средний балл ЕГЭ зачисленных в КНИТУ (на 3,5 балла). В этом году средний балл должен быть ещё выше — минимальная планка 67. Мы начали активную работу по поддержке высокобалльников. Ведётся продуктивная работа с будущими абитуриентами в социальных сетях, в школах и учреждениях СПО. Мы хотим, чтобы к нам приходили мотивированные студенты, выбор которых в пользу КНИТУ был бы полностью осознан с точки зрения их планов на будущее и карьерных перспектив. И чем дальше мы здесь продвинемся, тем эффективнее станет наша работа, тем меньше будет поводов жаловаться на снижение качества обучения.
13. Здравствуйте! У меня вопрос-предложение. В МГУ очень впечатлил сувенирный магазинчик различных товаров с символикой вуза, по доступным ценам. В нашем вузе тоже делают сувениры и очень красивые, но, к сожалению,, их вручают только почётным гостям. А хотелось, чтобы была возможность приобрести сувенир любому сотруднику или студенту. Как относятся кандидаты к предложению, чтобы в нашем вузе был открыт такой сувенирный магазин?. (анонимно)
Ответ Венеры Хамматовой
Да, я с Вами полностью согласна: было бы здорово открыть такой магазинчик. Университетские сувениры — очень динамично развивающаяся отрасль, если говорить о российских вузах, которые активно наверстывают упущенное. Спрос на предметы с логотипом вуза был всегда. Но важно, какие это предметы. Если университетскими сувенирами заниматься без фантазии, по принципу «все побежали — и я побежал», то наши сувениры будут выглядеть просто клонами образцов других вузов.
В КНИТУ на кафедре «Дизайн» в рамках учебной практики обучают студентов декоративно-прикладному искусству, и они делают различные красивые сувениры в виде образцов и ограниченными партиями из глины, керамики и других материалов для участия в международных и республиканских выставках. Чтобы производить большое количество различных товаров с символикой вуза и по доступной цене, необходимо нашим выпускникам организовать такое производство и пригласить на работу дизайнеров, керамистов и специалистов других областей с целью разработки и выпуска необычных с точки зрения дизайна сувениров, которые запоминаются и используются как визитная карточка нашего учебного заведения, но и всего города. Заказы можно было бы производить через сайт предприятия с выбором изображений и логотипа КНИТУ.
Ответ Владимира Петрова
Предложение принимается и его можно развивать! Полностью поддерживаю. Это часть корпоративной культуры. Думаю, реализация вашего предложения позволит существенно повысить корпоративный дух студентов и сотрудников
Ответ Сергея Юшко
Моё отношение к этой идее исключительно положительное. Более того, на встречах со студентами и в общении с выпускниками КНИТУ подобные запросы звучали уже не раз. Уверен: проект, в случае его реализации, имеет все шансы стать успешным. Мы принимаем предложения о сотрудничестве в области реализации брендированных сувениров КНИТУ – возможно, в скором будущем студенты, сотрудники и выпускники свободно смогут приобрести подарки с логотипом вуза. А пока сделать это можно абсолютно бесплатно: по итогам зимней сессии все отличники, принявшие участие в специальной акции официального аккаунта КНИТУ в социальной сети Instagram, получили фирменные значки вуза. Проект прошёл на ура и летом мы его обязательно повторим!
14. [Вопрос Сергею Юшко] Добрый день, Сергей Владимирович! Сейчас в Татарстане уделяют большое внимание молодым специалистам и молодым учёным. Проводят различные форумы, организуют гранты и т.д. В некоторых странах выделяют предоставляют субсидии и другую помощь молодым специалистам, назначают им наставников. Как пробиться молодым специалистам в разных областях, которые работают/учатся у нас в университете? Какие шаги для этого вы предпринимаете? (анонимно)
Ответ Сергея Юшко
Вы совершенно правы: Татарстан — признанный лидер по поддержке инициатив в области науки и производства. Эта политика находится целиком и полностью в русле общероссийского курса на поддержку молодёжи: на федеральном уровне сейчас очень многое делается именно в этом направлении. Обязательно обратите внимание на Фонд содействия инновациям, крупные технопарки — площадок по поддержке масса. Поэтому я считаю, что ваш вопрос сформулирован не совсем правильно. Надо говорить не о том, как «пробиться», а о том, как воспользоваться огромным количеством возможностей, которые нередко упускаются либо из-за плохой информированности, либо из-за недостаточной собранности и веры в свои силы, неумения создать устойчивый коллектив единомышленников.
В своём вопросе вы также затронули очень актуальную тему о наставниках. Здесь всегда необходимо помнить, что для студента главным наставником является его научный руководитель, сотрудники кафедры, факультета. Уметь привлечь их на свою сторону, заинтересовать идеями – вот что действительно важно! А мы, в свою очередь, в помощь по усилению этого направления в конце прошлого года приняли Положение о технонаставничестве, которое даёт старт соответствующей новой программе КНИТУ.
Что ещё мы делаем и планируем делать в КНИТУ? Во-первых, научная работа студентов и молодых специалистов будет активно поощряться. Это и поддержка их участия в научных форумах, и помощь в публикации в рейтинговых изданиях.
Во-вторых, уже сейчас в КНИТУ действует система повышенных стипендий для студентов, позволяющая отказаться от поиска подработок и все силы направить в ту область науки, где они достигают успеха.
В-третьих, действует и будет только расширяться система дополнительного образования, которой могут воспользоваться студенты параллельно с основной учебой. Это - повышение знаниевого капитала, что очень важно для молодого специалиста, а также возможность изучить на хорошем уровне иностранные языки, без чего сейчас вообще невозможно работать. Кроме того, мы планируем поощрять развитие малых компаний, созданных выпускниками университета, а пока они еще учатся у нас — готовить их к тому, чтобы они могли открыть собственный технологический бизнес.
15. Добрый день! Планируется ли оказание стимулирующих выплат, надбавок, каких-либо поощрений молодым специалистам, относящиеся к административному персоналу? Не к научным сотрудникам. Ведь зачастую молодые специалисты работают за чистый оклад в размере 9 тысяч рублей полные рабочие дни с 9 до 5 часов 5 дней в неделю, когда в других университетах зарплата гораздо выше (анонимно).
Ответ Венеры Хамматовой
Когда молодые специалисты работают за чистый оклад в размере 9 тысяч рублей полные рабочие дни — это ненормально. Необходимо пересмотреть и расписать должностную инструкцию с руководителем подразделения, где вы должны определить тот объем, который выполняете в течении рабочего дня за 9 тысяч рублей, полные рабочие дни и 5 дней в неделю.
За дополнительный объем работ планируется оказание стимулирующих выплат, надбавок, каких-либо поощрений молодым специалистам, относящихся к административному персоналу.
Ответ Владимира Петрова
Зарплата административно-управленческого персонала соответствует занимаемой должности и этим ограничена. Разрабатываемая в настоящее время система стимулирующих выплат, позволит значительно повысить доходы молодых квалифицированных, инициативных сотрудников. Результат их работы, выраженный в целевых показателях, непосредственно будет влиять уровень денежного стимулирования.
16. Какую программу вы планируете? (анонимно)
17. Почему до сих пор не изложены программы кандидатов? (Валиуллина Валентина Ахметовна, пенсионер , стаж в КХТИ-КГТУ-КНИТУ 52 года)
Программы кандидатов размещены на официальном сайте КНИТУ в разделе "Выборы ректора"
18. Будет ли в электронном рейтинге предусмотрена возможность для преподавателей КНИТУ просмотра общей базы ППС с рейтинговыми баллами? (анонимно)
Ответ Венеры Хамматовой
Просмотр общей базы ППС с рейтинговыми баллами в основном необходим заведующему кафедрой — как для осуществления индивидуальной работы с преподавателями и оценки качества их профессиональной деятельности в период аттестации, так и с целью повышения качества научно-педагогической деятельности. В новой форме системы электронного рейтинга можно предусмотреть такую возможность. Для этого необходимо решение Учёного совета.
19. Настало время подведения рейтинга ППС КНИТУ. И многие преподаватели сталкиваются с тем, что их показатели по научной и учебно-методической работе —на нуле и за 2016, и за 2017 год, хотя учебно-методические и научные работы за эти годы имеются. Почему в электронной системе рейтинга не предусмотрена возможность самостоятельного ввода своих ключевых данных по пунктам и автоматизированный расчет коэффициентов по тем же пунктам для проверки ответственному за рейтинг? (анонимно)
Ответ Венеры Хамматовой
Это требование качества и достоверности данных. С «Пергаментом», «Рейтингом» и «Кадрами» теоретически может одновременно работать около двух сотен человек, и автопересчёт при каждом изменении отдельного параметра вызывает неконтролируемые задержки при отображении результатов расчёта на сайте КНИТУ. Право нажать кнопку переноса библиометрических параметров из «Пергамента» в «Рейтинг» имеют только 4 человека, что исключает проблему бесконечных пересчётов. Поэтому система максимальна закрыта от личного ввода данных, но вполне доступна для проверки данных самими ППС у ответственных по учебно-методическим (Л. А. Китаева, ауд. А-309 ) и научным работам (Шамов А. Г., ауд. О-300) в течении месяца.
Ответ Владимира Петрова
При составлении рейтинга ключевым требованием является объективность данных, т.е. сбор данных не должен зависеть от преподавателя. Преподаватель должен следить за полнотой информации и в случае необъективности обращаться в службы, ответственные за тот или иной показатель.
20. Задержка (в год, а то и в два) при издании научных спецстатей (издательство ИХТИ) и учебных пособий (в издательстве) возникает из-за отсутствия в первом случае штатных квалифицированных машинисток, а во втором — малого количества редакторов. Сможете ли Вы найти время и материальные средства для организации достойной работы двух издательств, т. е. наличия штатных квалифицированных машинисток и увеличения количества редакторов с достойной заработной платой? (анонимно)
Ответ Венеры Хамматовой
Можно решить данный вопрос за счёт внебюджетных источников финансирования факультета, а также за счёт прибыли факультета и института, полученной в результате приносящей доходы деятельности.
21. Суммы, выдаваемые на командировку (суточные и проживание) — смешные. Будут ли предусмотрены доплаты из внебюджетных средств? (анонимно)
22. Многие из нас ездят в командировки по служебной необходимости, но почему то командировочные выплачиваются по минимальной шкале. Законодательство не устанавливает пределы выплат суточных сумм работникам. Работодатель вправе самостоятельно локальным актом определить размер суточных командировочных расходов в 2018 году. Какие будут нормы оплаты командировок на выездные практики со студентами? (анонимно)
Ответ Венеры Хамматовой
Согласно действующей в настоящее время редакции ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, лицам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства РФ. Самостоятельно устанавливать такие нормы даже за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, они не вправе. Однако будут предусмотрены доплаты из внебюджетных средств финансирования факультета, а также за счёт прибыли факультета и института, полученной в результате приносящей доходы деятельности.
Ответ Владимира Петрова
Размеры командировочных для преподавателей, выезжающих на практику со студентами, должны зависеть от цен на соответствующие услуги в том регионе, где располагается предприятие. В Москве и в Нижнем Тагиле разные цены, и оплата командировочных должна быть соответствующая. Да, есть законодательные акты, регламентирующие размер командировочных для бюджетных организаций, но все, что выше этого, может быть компенсировано из внебюджетных источников.
23. За 2017 год в ИХТИ не вышел ни один спецсборник. Причину объясняют в отсутствии финансирования. Вы найдете материальные ресурсы для работы спец издательства и издания спецсборников? (анонимно)
Ответ Венеры Хамматовой
Смотря о какой сумме идет речь. Если спецсборник выпускается для студентов, то в рамках учебной деятельности имеется статья базовых нормативных затрат на «приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий, непосредственно связанных с оказанием соответствующей государственной услуги» и на одного студента приходится по всем дисциплинам учебного плана примерно 900 рублей в год. Если по количеству студентов вашего направления Вы укладываетесь в этот бюджет, тогда нет проблем. В противном случае — только за счет внебюджетных средств финансирования факультета, а также за счет прибыли факультета и института, полученной в результате приносящей доходы деятельности.
Ответ Владимира Петрова
Вопрос издания спецсборника в ИХТИ не столько финансовый, сколько организационный. В этом году сборник войдет в график, будет выпускаться систематически и в срок. Пишите статьи.
24. Учитывая, что вечерние занятия зачинаются с 18:00, а рабочая смена заканчивается в 17:00, хотелось бы как в старые добрые времена иметь возможность выпить сладкого чая или кофе перед парами либо в перерыве. Ну и и закусить чем-нибудь. День начинается с 6 утра, а к вечеру все мысли только о еде. Будут ли установлены терминалы с горячими напитками в корпусе «А» НХТИ, а по субботам буфет? (студент-вечерник НХТИ, 32 года)
Ответ Владимира Петрова
Это касается не только НХТИ, но и других подразделений университета. При необходимости это может быть организовано. Нужен запрос. В некоторых корпусах такие терминалы работают и этот опыт будем использовать.
Ответ Сергея Юшко
Да, у нас есть возможность организации торговых точек или установки вендинговых машин в НХТИ. Руководство филиала открыто для переговоров и в настоящее время ищет оптимальные предложения от бизнес-партнёров.
25. На данный момент 70-80 % руководящих должностей нашего университета занимают специалисты со средним возрастом старше 65 лет. Как планируется проводить поиск перспективных молодых ученых и специалистов из числа сотрудников для обновления кадрового состава, планируются какие-либо программы? (анонимно)
Ответ Владимира Петрова
Проблема возраста есть. Это связано и с проблемой кадрового провала 90-х и 2000-х, когда произошел резкий отток кадров из университета и сложилась ситуация, когда в университете наблюдается дефицит преподавателей «среднего» возраста. Сейчас эта ситуация постепенно выправляется, появляются активные и талантливые 40 — летние преподаватели и ученые.
В моей программе, опубликованной на сайте, предложены несколько программ, которые направлены на создание «кадрового резерва».
26. Знаете ли вы в совершенстве английский язык? Сколько статей опубликовано dами в журналах Скопус? Сколько авторских свидетельств и патентов получено? Сколько кандидатских диссертаций защищено под вашим руководством? Сколько научных разработок внедрено вами в промышленyости? (анонимно)
Ответ Владимира Петрова
В совершенстве английский язык я не знаю, но могу общаться в рамках бытовой профессиональной тематики. Этого достаточно для проведения научных работ, в рамках стажировок в университетах Европы и США, которые я проводил, в частности, в Норвежском университете науки и технологии.
Учитывая специфику моей научной работы в области обороны страны, публикаций в журналах из списка Скопус имею не много, но они есть.
Количество кандидатов наук, защитивших диссертацию под моим руководством, три.
Патентов — четыре и все они в той или иной степени использованы при разработке новых систем вооружения и военной техники.
27. В своей программе развития одним из пунктов является участие в проекте «Национальная технологическая инициатива» АСИ. Этим же агентством позиционируется электронный университет (электронная площадка обучения), что практически в перспективе демонтирует университетское образование в РФ как таковое к 2035 году, переведя его в электронную форму. Как вы видите, какова траектория развития преподавателей должна быть, чтобы соответствовать (или не соответствовать) новым форсайт-тенденциям. Что делать персоналу, воспитанному по классическому укладу и находящемуся в оппозиции к текущим изменениям. Ведь преподаватели ВУЗов не предприниматели и понимают, что они неконкурентноспособны в данной ситуации. (анонимно)
Ответ Владимира Петрова
Перспективы развития образования продиктованы запросами промышленности и бизнеса. Цифровая экономика — одна из тенденций развития промышленности с целью повышения эффективности производства. Это совершенно не означает, что исчезнут классические методы и формы обучения.
Электронный университет — это лишь одна из форм реализации процесса обучения, также не лишённая недостатков. Преподаватели остаются конкурентноспособными в том случае, если они развиваются, повышают свою квалификацию. Большинство наших преподавателей — это люди творческие и способные к саморазвитию.
|