«Синергия» в действии: в КНИТУ состоялась пленарная сессия международной конференции по инженерному образованию



16.11.2020

С 10 по 11 ноября в Казани прошло одно из самых крупных мероприятий международной сетевой научно-практической конференции «Синергия-2020» — пленарная сессия на базе Казанского национального исследовательского технологического университета. Темой конференции стало инженерное образование в контексте будущих промышленных революций.

В течение двух дней в работе семи секций «Синергии» в КНИТУ приняли около 170 человек — представители 20 вузов и 18 предприятий, в том числе дочерних обществ ПАО «Газпром», образовательных организаций среднего профессионального образования, лицеев и школ. Работа шла в очном и онлайн-форматах.

Заседание открыл проректор по научной работе КНИТУ Александр Копылов. С теплыми словами приветствия к участникам обратились начальник отдела корпоративного управления Минпромторга РТ Андрей Федоров, вице-президент Международного общества по инженерной педагогике (IGIP) Тийа Рюйтман (Эстония, онлайн). Были зачитаны обращения начальника департамента ПАО «Газпром» Елены Касьян, генерального директора «Газпром трансгаз Казань» Рустема Усманова.

«Ни один вуз не может сегодня подготовить инженера в одиночку, в этом процессе нужны интеграция, взаимодействие, создание реальных сетевых программ, оценка профессиональных квалификаций выпускников, которые приобретаются только за счет практики в инженерном деле, — отметил в онлайн-обращении член правления Ассоциации инженерного образования России президент СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Кутузов. Он также передал также приветствие конференции президента Ассоциации инженерного образования России (АИОР) Юрия Похолкова.

«КНИТУ заслуженно считается одним из флагманов отечественного химического образования», — отметил заместитель директора «Газпром межрегионгаз Казань» Айдар Тагиров и передал участникам пожелания успешной работы от лица генерального директора компании Рината Сабирова.

Пленарные доклады

Председатель Союза ДПО России, ректор ГАПМ им. Н. П. Пастухова Нина Аниськина представила организационные механизмы обеспечения качества смешанного образования и удаленной работы в вузе: внедрение новых форматов и технологий, массовая переподготовка преподавателей, пересмотр нормирования и повышение мотивации педработников, управление рисками.

Жозе Квадраду (Политехнический университет Порту) описал проект консорциума вузов, объединенных задачей обеспечения перехода Европы к цифровой эпохе.

О новых интересных практиках опережающей подготовки и работы с талантливой молодежью рассказала руководитель направления «Работа с вузами, сузами и школами» СИБУРа Юлия Воротникова. В условиях гонки за талантами усложняется набор необходимых навыков и компетенций успешного молодого специалиста, растет значимость «мягких компетенций»: в «профиле выпускника» на первое место выдвигаются знание английского языка, понимание основ экономики производства, готовность к постоянному обучению, бизнес-мышление, эффективная работа в кроссфункциональных командах.

Докладчик подчеркнула необходимость диверсификации специализаций и профилей внутри бакалаврских программ, обеспечения практикоориентированности, привлечения экспертов из корпоративных учебных центров, включения рабочих профессий в индивидуальные планы практик, внедрение демоэкзаменов и кейсовых методов, цифровизации процессов обмена портфолио, академическая мобильность в рамках кластеризации подготовки, модульное обучение, в том числе во взаимодействии разных вузов.

Юлия Воротникова предложила также разработку универсальной программы, набора курсов в треке специализации, которые могли бы реализовываться разными вузами (при том, что интеграцию модулей обеспечивала бы компания-заказчик), формирование курсов с учетом заказа компании.

В ходе обсуждения на секциях участники конференции подвели итог обсуждения приоритетов в подготовке инженера: ничто не заменит классических этапов обучения — общения с преподавателем, чтения, конспектирования учебников и лекторов, подготовки собственных проектов, их защиту (профессора КНИТУ Роза Богоутдинова и Наталья Пугачева из КГАСУ).

Тренды инженерного образования и инженерного дела

В первый день работы конференции на трех секциях были обсуждены глобальные тренды инженерного образования и взаимодействие с высокотехнологичным бизнесом и промышленностью. Прозвучали доклады коллег из ИТМО, Тамбовского ГТУ, ВятГУ (Киров), КНИТУ-КАИ, КГАСУ, ученых КНИТУ.

В выступлении Виктора Шейнбаума (РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина) говорилось об инженерной деятельности как объекте проектирования, творческом развитии инженерной педагогики и расширение ее предмета. Коллеги обсудили вопросы развития инженерной педагогики как условия кадрового обеспечения предприятий нефтегазохимии, интеграции в мировой мейнстрим инженерного образования на основе цифровой парадигмы, развитие творческих способностей преподавателей через повышение квалификации, актуализацию подготовки инженеров-технологов для цифровой экономики, обеспечение металингвистической осведомленности студентов и другие важные вопросы.

Модератор второй секции, заместитель гендиректора ПАО «Татнефтехиминвест холдинг» Лейсан Абзалилова (вторым модератором секции выступил директор ИДПО Мансур Галиханов) представила видение циркулярной экономики в системе взаимодействия бизнеса и образования. В свою очередь вузовские ученые говорили о кадровом обеспечении отраслевой экономики как о процессе целенаправленного проектирования при тесном взаимодействии с профильными предприятиями. О необходимости комплексной оценки качества этой работы, наращивании компетенций студентов, в том числе средствами естественно-научных и традиционно гуманитарный курсов, а также межпредметных и авторских программ. Свой вклад в это вносят и математики, и экономисты, и юристы, и психологи, диагностирующие удовлетворенность трудом выпускников вузов и сотрудников предприятий.

Очень представительной была секция с участием представители 15 дочерних обществ ПАО «Газпром» и семи опорных вузов «Газпрома» (модераторы – зам.начальника управления – начальник отдела ПАО «Газпром» Андрей Фролков и профессор КНИТУ Светлана Барабанова). Диапазон обсуждения был довольно широк: расширение спектра программ дополнительного профессионального образования в дистанционном формате, практикоориентированные научные исследования и конференции, интенсификация обучения по программам управленческого блока для кадрового резерва в условиях пандемии, проблемы трудоустройства и содержания образования целевых студентов и др., позитивный опыт и новые направления взаимодействия ИДПО КНИТУ и дочерних обществ ПАО «Газпром».

Цифровизация образования и подготовка к будущему

Во второй день работы конференции ее участники обсудили вопросы цифровой образовательной среды и научно-образовательных проектов, модели цифровых компетенций и механизмы их независимой аттестации. Ксении Зайцевой (Томск) о системе независимой оценки качества программ повышения квалификации преподавателей. Модератор секции Галина Ившина, советник ректората КНИТУ-КАИ, совместно с доцентом КНИТУ Ольгой Хацриновой уверенно вели докладчиков-педагогов к мысли о координации усилий, использованию в дистанционном обучении плюсов разных цифровых образовательных сред и иных сервисов (Moodle, GitHub, нейросетей, массовых онлайн-курсов, 3D-технологий и др.).

На секции, посвященной подготовке кадров высшей квалификации, говорили о модернизации подготовки аспирантов (европейский проект Erasmus+ MODEST), сравнивали аспирантуру России и Белорусии. Три представленных доклада стали результатом совместной работы участников проекта из Белорусии, Латвии, Польши и Российской Федерации (МФТИ. Латвийский университет, Ягеллонский университет, КНИТУ), в том числе по адаптации европейских практик для российских докторантов.

Самая, пожалуй, многочисленная секция «Профессиональное образование» собрала около 50 онлайн участников и более 30 очных из вузов, учреждений СПО и школ Татарстана. Под руководством модераторов — директора ИРНО КНИТУ Любови Овсиенко и декана факультета СПО Ирины Зиминой были обсуждены злободневные вопросы трансформации моделей и практик непрерывного образования в контексте развития «третьей миссии» вузов. Новое видение профориентации как пространства образовательной подготовки человека к будущему представил Игорь Сергеев из ФИРО РАНХиГС (Москва). Опытом казахстанско-германского сотрудничества по оценке программ профобразования поделились преподаватели Карагандинского университета им. академика Е. А. Букетова, а также коллеги из Германии. О трендах в развитии профессиональной грамотности педагога рассказала ректор ИРО РТ Людмила Нугуманова. Сразу в двух докладах была обсуждена тема чемпионатного движения WorldSkills как эффективной технологии формирования инновационных компетенций у преподавателей и обучающихся и подготовки будущих инженеров.

Итоги

К пленарной сессии в КНИТУ был проявлен большой интерес коллег из вузов России и зарубежных стран, дочерних предприятий ПАО «Газпром». Всего в ходе конференции прозвучало около 30 очных и более 40 онлайн докладов, поступило около 70 статей в сборник материалов конференции.

О конференции

Международная сетевая научно-практическая конференция «Синергия» проводится с 2016 года по инициативе АИОР и КНИТУ при поддержке ведущих международных обществ по инженерному образованию, прежде всего IGIP.

Цель конференции 2020 года — обсуждение актуальных проблем инженерного образования в условиях меняющегося мира, его устойчивого развития; цифровой экономики, индустрии 4.0 и будущих промышленных революций; вопросов подготовки востребованных кадров для ведущих отраслей промышленности и, прежде всего, нефтегазохимической отрасли с участием заказчиков и под нужды реальной экономики; рассмотрение мирового и отечественного опыта использования инновационных технологий и форм обучения в подготовке инновационных инженеров для индустрии 4.0 и ее ведущих отраслей, а также вопросов повышения производительности труда.

Генеральным спонсором конференции выступает ПАО «Газпром». Формат распределенной сетевой конференции объединяет проведение сессий и видеоконференций в нескольких российских инженерных вузах, прежде всего опорных вузах ПАО «Газпром». За пять лет развития в конференции «Синергия» и ее мероприятиях приняли участие более 4500 человек, опубликовано около 500 статей, в том числе примерно 120 — в журналах ВАК, более 50 — в изданиях, входящих в базы Scopus и Web of Science.

Алла Кайбияйнен



Источник: Институт дополнительного профессионального образования
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram