В КНИТУ состоялась пленарная сессия международной конференции по инженерному образованию «Синергия-2021»



25.10.2021

Одно из самых крупных мероприятий Международной сетевой научно-практической конференции «Синергия-2021» – пленарная сессия на базе КНИТУ – проводилось в Казанском технологическом университете с 19 по 20 октября. Тема конференции – «Региональное развитие: новые вызовы для инженерного образования».

В университет прибыли гости из-за рубежа и разных городов России. Всего в течение двух дней в работе пяти секций «Синергии» приняли участие более 450 человек (380 подключений онлайн и 85 очных участников). Это представители опорных университетов ПАО «Газпром» и других вузов, промышленных предприятий, прежде всего дочерних обществ компании, образовательных организаций СПО, лицеев и школ.

Пленарное заседание в актовом зале корпуса Б открыл врио ректора КНИТУ Юрий Казаков. Рассказав о мероприятиях «Синергии», он поблагодарил тех, кто прибыл на конференцию, несмотря на сложности. «Благодаря финансовой и организационной поддержке ПАО «Газпром» «Синергия» уже шестой год предоставляет коллегам возможность обсудить проблемы инженерного образования и его влияние на социальные процессы. Пандемия показала, как вузам важно быть в тренде региона и научно-технологических вызовов, а благодаря участию промышленных партнеров создается синергетический эффект совместной деятельности», – подчеркнул руководитель вуза.

«Мероприятие, поддерживаемое таким крупным работодателем, как «Газпром», стало традиционной площадкой для обсуждения вопросов инженерной педагогики и подготовки инженерных кадров на базе одного из ведущих вузов не только Татарстана, но и России, – отметил заместитель министра промышленности и торговли РТ Родион Карпов. – Нынче, в Год науки и технологий, мы вновь встречаемся, чтобы обсудить актуальные проблемы обеспечения предприятий нашего региона квалифицированными инженерно-техническими кадрами».

«Вспоминаю, как это было шесть лет назад, когда инициативу по проведению сетевой конференции проявили АИОР, КНИТУ и пять российских ведущих технических вузов, – сказал президент Ассоциации инженерного образования России Юрий Похолков. – И сегодня качество подготовки инженеров к реальной профессиональной деятельности остается одной из основных проблем».

Главный наш вызов, продолжил глава АИОР, – понять, на что ориентироваться, чтобы изменить в лучшую сторону ситуацию с качеством подготовки, также тревожным вызовом стали условия пандемии, онлайн-образования, которое нужно использовать наряду с обучением face-to-face.

«К сожалению, мы отступаем от подготовки специалистов, нацеленных на создание новых образцов техники и технологий, и больше внимания уделяем дополнительным компетенциям, в том числе IT, – отметил Юрий Похолков. – Но инженер должен быть подготовлен к работе в конкретных направлениях, должен уметь делать автомобили, самолеты, проектировать электрические сети, и «Синергия» заостряет также внимание на вопросах подготовки специалистов для нефтегазовой отрасли».

Генеральный директор российской секции Международного общества по инженерной педагогике (IGIP) Александр Соловьев передал приветствие от президента российского отделения IGIP Вячеслава Приходько. В нем заверяется, что самым активным его коллективом, конечно, является КНИТУ, разрабатывающий проект Erasmus+ ENTER, развивающий проект «Синергия», под эгидой которого ежегодно на высоком организационном уровне проводится несколько конференций.

Председатель Союза ДПО России, ректор ГАПМ имени Н.П.Пастухова Нина Аниськина отметила тренды инженерного образования – переход на проектное обучение, возросшие возможности ДПО в цифровой среде, активное включение системы дополнительного профессионального образования в «доводку», в том числе цифровую, выпускников-бакалавров. Однако недооценены еще возможности сетевой формы взаимодействия образовательных организаций, в том числе совместная разработка программ.

Участников конференции также лично поприветствовал профессор Университета Пердью (США) Филлип Сангер, передавший наилучшие пожелания американских коллег.

В докладах пленарного заседания, которое совместно вели Юрий Казаков и директор ИДПО Мансур Галиханов, говорилось о тех вызовах, с которыми сейчас сталкивается по всему миру инженерное образование. К традиционной заботе о качестве подготовки будущих инженеров добавились проблемы, привнесенные пандемией новой коронавирусной инфекции, активизация использования дистанционного образования.

Действительно ли в эпоху цифровых технологий просвещение можно считать «новым»? – такой вопрос поставил в своем докладе профессор Ральф Дреер из Университета Зигена (Германия), прибывший на конференцию лично. И как в таком случае использовать традиции инженерного обучения? Известный образ «двуликого Януса» инженера (как творца или исполнителя) сегодня трансформируется в условиях цифровизации. Ученый представил разрабатываемые вместе с коллегами из КНИТУ, прежде всего с профессором Владимиром Кондратьевым, модель и алгоритм нового IT-просвещения – подготовки инженера – с использованием идей устойчивости, открытости и прозрачности работы инженера, проблемного обучения, проектной подготовки. Все это требует пересмотра учебных планов, решения конкретных дидактических задач, а основой будущего образования, по мнению ученого, должно стать облако искусственного интеллекта. «Педагогика, обучение и промышленность должны идти рука об руку, – подчеркнул Ральф Дреер, – и у нас есть определенная модель, включающая список требований к будущему инженеру разных направлений. Есть сложный учебный план, главное в создании которого – понимание, что инженер-создатель не означает, что он будет плохим технологом: в идеале создателем должен стать каждый выпускник инженерного вуза, но вначале он должен стать технологом».

Вице-президент Международного общества по инженерной педагогике Тийа Рюйтман (Эстония, онлайн) рассказала о развитии в современных условиях стратегии IGIP.

В докладе профессора Александра Чучалина из Томского университета НИУ ТГУ был обозначен новый подход к подготовке инженеров по модели STEM, дополненный IT-направлением и работой в 3D-командах.

В первый день конференции состоялась плодотворная интеллектуальная работа в секции «Новые вызовы для инженерного образования в условиях цифровой трансформации общества» – это более десяти содержательных выступлений, в том числе «живые» доклады Филлипа Сангера из Университета Пердью (США) и профессора Виктора Шейнбаума из РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М.Губкина (Москва), онлайн-выступления Жозе Квадрадо из Университета Порту (Португалия), Светланы Карстиной из Карагандинского университета имени академика Е.А.Букетова (Казахстан), Ксении Зайцевой из АИОР (Томск), а также коллег из УГНТУ (Уфа), ПНИПУ (Пермь), КНИТУ-КАИ, КГЭУ (Казань), нашего университета. Их темами стали результаты панельной дискуссии «Глобальное инженерное образование во время пандемии» на конференции Американского общества по инженерному образованию, технологическая дипломатия в мире, миссия и функции университета 4.0, значимость профессионально-общественной аккредитации, формы взаимодействия при подготовке инженеров в условиях цифровой среды, использование потенциала социальных сетей, субъектность магистранта, проектное обучение, междисциплинарные программы и другие важные аспекты подготовки инженеров.

Параллельно было проведено мероприятие для представителей опорных вузов, дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром», на котором обсуждались вопросы применения дистанционных образовательных технологий в ДПО, карьеры женщины в нефтегазовой индустрии.

Вторая секция была посвящена взаимодействию инженерного образования с высокотехнологичными бизнесом и промышленностью в региональном аспекте. Здесь опытом поделились Наталья Тельтевская, прибывшая из ГУМРФ (Санкт-Петербург), а онлайн – коллеги из вузов Москвы, Томска, Ижевска, Екатеринбурга, Казани.

Завершилась деловая программа уникальным мероприятием – круглым столом памяти главного редактора журнала «Высшее образование в России» Михаила Борисовича Сапунова.

Второй день конференции ознаменовался проведением трех значимых мероприятий. На секции, посвященной развитию цифровой образовательной среды, под руководством профессора Фариды Шагеевой рассматривались научно-образовательные проекты в этом направлении, модели цифровых компетенций и механизмы их независимой аттестации. Особый интерес вызвали сообщения о новых цифровых инструментах обучения: удаленных и виртуальных лабораториях (коллеги из УГНТУ, Уфа), а также об использовании VR-технологий в сертификации работников опасных производств нефтехимии (КНИТУ). Всерьез вузовские педагоги и психологи заняты социологическими исследованиями использования преподавателями цифровых ресурсов, барьеров, возникающих при этом, отношения педагогов к IT-новациям.

Круглый стол по проблемам подготовки кадров высшей квалификации под руководством известных ученых Бориса Бедного из Нижнего Новгорода и Петра Осипова (КНИТУ) собрал признанных специалистов из России и зарубежных стран в области развития аспирантуры. Были рассмотрены ключевые барьеры на пути к ученой степени, обновление нормативно-правового сопровождения, модернизация аспирантуры в странах Европы, возникновение современных тренинговых центров, другие методологические и методические вопросы.

Секция по проблемам профессионального обучения под руководством директора ИРНО КНИТУ Любови Овсиенко и декана ФСПО Ирины Зиминой собрала в актовом зале корпуса Б представителей СПО, предприятий, лицеев, гимназий и школ. Коллеги говорили о модели института экспертов на предприятиях и в образовательных организациях, инструментах независимой оценки качества подготовки специалистов. Работодатели – представители компаний «КАМАЗ», «Данафлекс» – об идеальном образе выпускника с позиций работодателя и системном взаимодействии предприятий и образовательных организаций. А коллеги из колледжей и вузов Москвы, Караганды, Казани, Ижевска – об инженерном образовании в фокусе глобального лидерства, проектном обучении, профессиональной самореализации и карьерном продвижении, проектировании учебников и о других важных вопросах профессиональной подготовки.

Лучшие доклады участников в виде статей будут опубликованы в изданиях «Высшее образование в России», «Казанский педагогический журнал», «Управление устойчивым развитием», а по итогам конференции будет выпущен сборник трудов.



Источник: Институт дополнительного профессионального образования

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram
>>>>>>